Владыка Вениамин в народной памяти

2 августа - годовщина кончины Епископа Вениамина (Милова) - подвижника ХХ века, исповедника веры, имя которого связано и с Саратовской землей

Новости Москвы 
0
325
Время на чтение 5 минут

Господи, сколько достойнейших имен мы не знаем, скольких подвижников благочестия всего лишь за искреннее «верую» втоптали в лагерную пыль? Тем ценней сокровища неоскудеваемые, оставленные нам. Перечитываю, открываю для себя «Святую науку смирения» - книгу о жизни и духовном наследии епископа Вениамина (Милова), выпущенную три года назад издательством Саратовской митрополии.

Книгу мне принесла подруга с напутствием «написать о нашем саратовском праведнике, чье имя знают даже молодые». Рассказала, как сама стояла на месте погребения Владыки в момент, когда земля уходила из-под ног, и как «батюшка в беде не оставил». И таких рассказов она слышала немало - с тех пор как ездит на Воскресенское кладбище, где он похоронен.

У одной женщины сын за употребление наркотиков попал в тюрьму. Тут она и молиться научилась, и дорогу нашла к могилке Владыки Вениамина - люди подсказали. И тот с дурной жизнью завязал: еще в колонии стал в храм ходить, вернулся другим человеком, женился, дети родились. От прежней жизни осталась в памяти матери лишь исступленная ее молитва: «Помоги же, Господи!».

Епископ Вениамин всего лишь около полугода возглавлял Саратовскую епархию. За это недолгое время он сумел снискать нелицемерную любовь своей паствы, которая была поражена кротостью и открытостью своего архипастыря, необыкновенной сосредоточенной молитвенностью архиерейских богослужений.

- Благодатный был Владыка. А как проповеди его утешали! - вспоминает старейшая прихожанка Духосошественского храма Саратова Римма Колотырина.- Когда он шел, мы снимали свои платки и постилали ему под ноги, такая была традиция.

Служил Владыка и 63 года назад, в канун дня памяти пророка Илии. Он скоропостижно скончался 2 августа 1955 года - на Ильин день. С именем этого святого в его жизни были связаны многие обстоятельства. Так, в Саратове он, еще до монашества, живя здесь в течение нескольких лет и работая в красноармейской канцелярии, часто ходил в Свято-Ильинский храм, а за шаг до епископства на Саратовской кафедре, за год до своей кончины, нес послушание настоятеля церкви во имя пророка Илии в городе Серпухове Московской области.

Мирянин Виктор Милов был пострижен в монашество в 1920 году в честь священномученика Вениамина Персидского. Так благословил его затворник саратовского Спасо-Преображенского монастыря иеромонах Николай, прозорливо увидевший, что рабу Божию, подошедшему благословиться, «высоко стоять». Затем состоялась и хиротония - в Москве, в Даниловом монастыре. После нескольких лет жизни в этой обители будущий архипастырь, уже в сане архимандрита, стал наместником московского Покровского монастыря. За годы служения там он не только приобрел известность как талантливый проповедник - он был истинным пастырем, и люди это чувствовали: некоторые духовные чада не оставили его до конца дней и оказывали ему помощь в самые трудные годы.

А судьба на долю батюшки выпала лагерная. В 1929 году по обвинению «в обучении на дому Закону Божьему детей» он был арестован и осужден на три года. Отбывал наказание на Соловках - в лагере особого назначения, расположенном в стенах известного монастыря на берегу Белого моря.

Духовный опыт испытаний отразил его «Дневник инока», впервые опубликованный только в 1999 году. «Я благодарю Бога... Господь научил меня - сибарита и любителя спокойной жизни - претерпевать тесноту, неудобства, бессонные ночи, холод, одиночество, показал степени человеческого страдания».

После освобождения батюшка служил сверхштатным священником с обязанностями псаломщика в Никитском храме Владимира. Писал в это время диссертацию, которую позже защитил в Московской Духовной Академии. И вновь - арест. После применения на допросах «запрещенных методов ведения следствия» архимандрит Вениамин признал себя виновным в участии в несуществующей антисоветской организации «нелегальных монашеских объединений» и был сослан на Север - на восемь лет.

Лагерь на реке Вымь, где он оказался, называли «гильотиной на хозрасчете» - зимой на лесоповале там вымерзали целые бригады вместе с конвоем. Из писем Владыки тех лет: «В сильные морозы все обязаны надевать входящие в зимнее обмундирование "лицевые маски" против обморожения. Маски с прорезями для глаз, носа и рта, сделанные из текстильных отходов, ярких ситцев, вафельной ткани и прочего тряпья. Из-за этих масок толпа зэков смахивает на фантастический страшный карнавал с какой-нибудь картины Босха».

В июне 1946 года архимандрит Вениамин был принят в число братии вновь открытой Троице-Сергиевой Лавры и зачислен преподавателем в Московскую духовную семинарию - учить будущих пастырей патрологии и другим богословским наукам. По воспоминаниям близко знавших его людей, в Загорск он прибыл очень истощенным, обремененным множеством болезней. Ему помогли обзавестись хоть какими-то вещами, ибо у него не было вообще ничего. Удивительно, как после стольких испытаний в человеке оставались силы для многих трудов на ниве Христовой! Его лекции в самиздатовских экземплярах ходили по рукам, он защитил диссертацию и написал несколько научных работ, регулярно служил в лаврских храмах, иногда регентовал, много исповедовал и неизменно проповедовал - его проповеди вошли в изданный Лаврой сборник «Крупицы слова Божия».

Будущий Владыка почитался как опытный духовник, и это послужило одной из причин его дальнейших испытаний. В 1949 году батюшка был снова арестован и помещен в Бутырскую тюрьму. На этот раз его выслали на поселение в Казахстан. Усталость, голод, болезни, нищета, отсутствие постоянного крова над головой стали его уделом на целых пять лет. Подвижнику было уже за шестьдесят, и переносить всё это было крайне тяжело. Больше всего его угнетало в казахстанской степи отсутствие служб. Он вынужден был работать сторожем, землемером, истопником, а в свободные часы был еще и писарем - составлял русско-казахский словарь.

Вот какие воспоминания приводит нынешний благочинный Балаковского округа Покровской епархии игумен Амвросий (Волков), который в начале восьмидесятых годов прошлого века служил диаконом в джамбульском храме (цитирую по статье коллеги-журналиста Д.Богачева): «Его там помнили. Во всех записках о упокоении было имя архимандрита Вениамина. Его поминали так, потому что немногие знали о том, что он стал архиереем. Позже отец Нил Рясенский объяснил всем эту ошибку. Он рассказывал, что архимандриту Вениамину в ссылке уполномоченный по делам религии не разрешал служить, и потому тот был псаломщиком. Но настоятели, отец Александр, а потом и отец Нил, взяли благословение, чтобы он проповеди говорил с амвона - Владыка Вениамин был человеком высокой духовности, образованным, и прихожане его очень любили».

Любили Владыку и саратовцы. Архиерейские службы были в храмах не только по праздникам, но и в будни. За каждой Литургией архипастырь обращался ко всем пришедшим с отеческим словом любви и назидания. Храмы были переполнены молящимися.

Не зарастает тропа народная к могиле Владыки и сейчас. Всегда многолюдно бывает на Воскресенском кладбище в день его памяти - 2 августа. Служится панихида, заупокойные литии. Вера в то, что епископ Вениамин - праведник, и сейчас стоит у Престола Божия и молится о всех нас, в народе не угасает.

- Помню, как хоронили Владыку: на лошадке его везли, и людская река текла по Саратову,- рассказывает очевидица тех лет бабушка Римма.- Еще десять ден я ходила с другими женщинами панихиду служить на кладбище, отец Михей благословлял. И могилочку ночью охраняли - боялись, как бы ее не сровняли с землей, не перезахоронили. Власти опасались излишнего почитания, а к Владыке народ уже тогда шел толпами, несмотря на запреты.

Наталья Музафарова

Православие и современность
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Музафарова
Крестный ход в Вавилов Дол. Зачем мы идем?
Мы публикуем дневник участницы крестного хода Саратов — Вавилов Дол, проходящего в эти дни. Автор дневника — корреспондент Наталья Музафарова.
29.06.2011
Все статьи Наталья Музафарова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
БРИКС: в чем образ будущего?
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.11.2024 08:56
Вперёд к Шишкову
Новый комментарий от Константин В.
26.11.2024 08:56
Новое оружие России
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.11.2024 08:54
Искушение Дональдом Трампом
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.11.2024 08:46
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
26.11.2024 08:26
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Туляк
26.11.2024 08:13