Крестоходцев впервые, помню, увидела, еще будучи корреспондентом нашей ивантеевской «районки». Обветренные лица, грязные бинты на распухших ногах. Я пыталась их, проходивших через Ивантеевку в Вавилов Дол, расспрашивать «по долгу», но чувство неловкости не покидало. «Они идут откуда-то. В наш Вавилов Дол. А мы - всего лишь Иваны, не помнящие родства», - думала я сокрушенно.
Впервые по-настоящему я поняла, что такое крестный ход, когда решила встретить крестоходцев за три дня до окончания их пути, разделив с ними для достоверности все тяготы. Полный пеший день позади - и я без ног засыпаю, счастливейшая, на овчинной шкурке, даже не поужинав, не искупавшись, чумазая как была. Впервые во сне я не ворочалась, не искала, как поудобнее лечь. А когда поутру возгордилась своим смирением - увидела крестоходца, спавшего под открытым небом прямо на сырой земле, положившего под голову свой кулак...
Год назад, отправляясь в поход на 21 день, от Саратова, я уже представляла все тяготы, что меня ожидают, но не побоялась взять с собой 12-летнюю дочку. Была ли я подкованней рядового крестоходца-новичка? Боюсь, что нет. А еще дочку поучала на каждом шагу. Высматривала, как исследователь, характеры, чтобы отразить в своих репортажах. Сама же, как и многие, стояла на каждодневную исповедь, что называется, с пустой головой, недоумевая: в чем же еще-то мне каяться? В подтверждение слов, что не одна я такая, вспоминала дедушку: я ему все очередь уступала на исповедь, а он пропускал меня: «Да я еще не накопал ничего». Вот тут и родился у меня образ: чтоб избавиться от нечистоты души своей, надо учиться «копать». Шла и копала, копала, копала, и как же теперь я была деду тому благодарна! Каждый мой день вытаскивал на свет Божий какой-нибудь чудовищный «скелет».
Я была благодарна крестному ходу, зародившему во мне много полезных зерен. А еще зародившему во мне жизнь. Каюсь, отправляясь в путь, уже чувствовала точку, пульсирующую под сердцем. Пришла уверенность, что теперь дитя точно будет под защитой. Есть две дочки Божьей милостью. А теперь появилась третья. Как случилось это в чужой стороне (я переехала волей судьбы к сестре в подмосковную Гжель), в то самое время, когда семья осталась без каких-либо средств к существованию, достойно отдельной повести. Мне помогла вера. Бог дает ребенка и, значит, обязательно дает и все необходимое на него. Так и сказала мужу, потерявшему на тот момент работу. Своей работы я лишилась, сознательно написав заявление об уходе из «Комсомольской правды». До крестного хода в прошлом году. Вернее, чтобы идти в крестный ход. Просто так ведь - кто тебя отпустит? Я, правда, умудрилась делать каждодневные репортажи для «Комсомолки». Уже за одно это благодарна изданию. Жалею ли я о своем уходе? Все, что ни делается с нами, делается по Его всеблагой воле, неизвестной нам до определенной поры.
Я в своем гжельском храме, ставшем сразу родным, старалась не пропускать ни единой воскресной службы. Тоже привычка, доставшаяся мне как крестоходцу. Всегда старалась причащаться. А на вопрос батюшки - отца Иоанна: «Зачем так часто?», отвечала только одно: «Это как если сам Господь пригласил на трапезу. Как же отказываться?» Надо просто стараться быть достойной. В храм ходила за три километра в любую непогодь до самых родов. На восьмой день по рождении Верочка моя была крещена. Трогательный момент - воцерковление малышки. Помню, отец Иоанн поднял ее и показал всему приходу. Даже седобородые дедушки поклонились нам.
В нашей гжельской воскресной школе при храме в этом году накануне крестного хода решили сделать презентацию - показали на слайдах с Василисой (средней дочерью) и племянницей Маргаритой, в прошлом году разделивших со мною крестный ход, жизнь крестоходца. Нужные слова, видимо, вложил в наши уста Господь. После просмотра презентации дружно встали добровольцы прихода - Наталья с дочкой-шестиклассницей Елизаветой, а также Михаил, Андрей. Последний от путевки в Крым отказался ради поездки в Саратов. Не забуду слов Натальи. Она сказала: «Меня как перепахало, как узнала, что 17 июля - в мой день рождения -была убита царская семья, с той поры день рождения не справляю совсем. А тут крестный ход памяти святых царственных мучеников. Для меня это будет лучшим подарком».
И вот мы восемьсот километров от столицы преодолели, чтобы поддержать крестный ход, уже давно получивший статус российского: в путь по Саратовской области отправляются крестоходцы из Питера и Костромы, из Вятки и Новокуйбышевска, потому что явление это - крестный ход - отнюдь не местечковое. Дорогой мы ехали и молились. Так торопились, что скорость превысили, за что и тормознули нас гаишники под Рязанью. Волей Божией не наказали. Просили помолиться за рабов Божиих Николая и Димитрия. Что ж, везем кипу записок из нашего гжельского прихода, еще и по дороге вписываем имена.
Наша Верочка, разумеется, стала звездой телеэкрана. Такой малявки в крестном ходе еще не было. Пришлось отбиваться от телекамер: постараемся весь путь пройти, говорю, а сама думаю о маме, которая Верочку еще не видела. Думаю о том, что в Ивантеевке нас очень ждут.
Зачем мы идем? На этот вопрос каждый из крестоходцев ответит, наверное, по-своему. Благословляя гжельцев в дорогу, наш отец Иоанн, настоятель Успенского храма села Гжель, в воскресной проповеди сказал: «Господь призывает всех нас. Но много званых и мало избранных. Тех, что готовы пойти за Христом!» Михаил, спутник наш, понял слова по-своему: «Вот у апостолов была возможность идти за Христом. А у нас такой возможности напрямую нет. Зато есть крестный ход».
Вижу свет в глазах своих спутников. Их не испугали трудности крестного хода. Михаил по своей природе аскет. Андрей в свои 24 года уже успел Отечеству послужить, воевал в Абхазии. Оба служат Христу. Как и мы с Наташей, называя себя «воины Христовы». Как наши дочки - они одноклассницы (обе учатся в шестом классе). Если удается смирять себя день ото дня, выкорчевывать сор из цветущего сада - души своей, при этом не злословить, не суесловить, не осуждать ближнего, «искреннего своего», - вот он, свет Христа. За него можно и на Голгофу, у каждого она своя. Важно помнить про раны Христовы. Нести их на себе.
Что значит не быть солонкой
В православной среде верующему человеку - благодать. Все свои. Никто не осудит за поклоны без числа. За облик, противоестественный в миру. Почему противоестественный, спросите? Ну, прежде всего, потому, что претит многим. «Монашенка ты моя», - в шутку сказал муж, провожая меня в храм. Помню, я еще обиделась. Давай его пытать: «Это почему ты так меня величаешь?» - «А потому, что ты такую длинную юбку и платок на голову без нужды не нацепила бы». А ведь так оно и есть. Чтобы в миру «носить в себе Христа», все равно облик нужно сохранять «как перед Богом». И вот тут многие либо «перебарщивают» с усердием, превращаясь в этаких «монашек», или ловко маскируются под мир. «Будьте солью!» - призывали христиан первые апостолы. А мы, попав в свой православный мирок, словно бы ограждаемся от остального невидимыми вратами. Даже самые близкие делаются невхожими в эти врата души. «Вот и внукам сказала: даже не смейте ко мне на Новый год приходить, - рассказывает одна бабуля, - у меня пост». Классический пример - что значит не быть солью в солонке. Когда близкие уходят от тебя не солоно хлебавши. А ведь наша задача - «солить» все вокруг. Крестоходцы «обуты» в готовность благовествовать миру, а это многого стоит.
Старый и малый едут на «скорой» бок о бок в крестном ходу. Моей Веруньке 4 месяца. Бабушке Маргарите на днях исполнится 75. Она из тех «древних», которых бы слушал и слушал часами, нескончаемый родник премудрости. «Как вы решились в поход?» - спрашиваю. «Сын уговорил», - простодушно отвечает бабушка Маргарита. - «Да и надо своим урок преподать, а то ведь избаловала их». Начинает рассказывать, что в таких же воспитательных целях (домашние, надеюсь на бабушку, даже посуду отучились мыть), устроилась на работу швеей при храме. «Я просто записку оставила при храме: "Умею шить. Обращайтесь", - рассказывает бабушка Маргарита. - Сначала не звонил никто. А потом отец Виталий позвонил: "Не сошьете ли юбку матушке?"» Начала с юбки, а потом и облачение научилась шить. Сама по профессии в прошлом бабушка Маргарита - электромонтер связи. Крестилась в 52 года. Призвал Господь, как говорит. Пришла в храм, послушала воскресную проповедь о том, что не просто надо жить и небо коптить, а меняться неустанно. Вот и меняется. В «скорую» ее под руки ввели улыбающуюся: «Меня Господь чуть-чуть уронил, - только и сказала. - Подтрунивает!».
За три дня нашего похода мы уже несем боевые потери. Вчера чуть было ногу не сломала моя дочь Василиса. Полетела куда-то сломя голову и тут же упала, взвизгнув от боли. На ночь глядя погнали машину в Саратов на рентген. Вернулись мои крестоходцы за полночь. А сами смеются: «Сам отец Андрей Василиску возил на каталке как принцессу Турандот!» Принцесса отделалась вывихом и строгим выговором от меня. Сергей Михайлович - руководитель хода - не ругался, посоветовал в институт ортопедии накануне крестного хода обращаться за удобными стельками. Бывалые крестоходцы так и делают. Будем и мы теперь знать. А принцесса в наказание отлучена от крестного хода на три дня, будет при кухне чистить картошку.
Как же радостно проходить те места, где был ровно год назад! Впечатление дежавю: все та же сорная трава в Афанасьевке, все тот же старенький храм, который открывается раз в год, когда приходят крестоходцы. На службу со всей деревни и округи приходят несколько человек. Бабушка Лиза и дедушка Ваня (обоим по восемьдесят) в прошлом году со скрипом, нехотя пошли на вечернюю службу. «Мы и не знаем-то ничего, дочка», - говорили. Объяснила им, как писать записочки о поминовении родственников за здравие и упокой. На протяжении всего крестного хода читаем такие. На этот раз подопечные мои уже издали, завидев крестоходцев, посеменили в храм. Выстояли вечерню и утреню, причастились. «Будем вас ждать!» - плачет баба Лиза, успев понянчить малышку, пока мы с Наташей попеременно плескались в истопленной бане. Сегодня крестоходцы идут в Елшанку, а потом и на святой источник Параскевы Пятницы. Всего 19 км. Дай нам Бог терпения и силы не оплошать. Впереди нас ждут недюжинные испытания.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=57412&Itemid=3