Главный аргумент Киева - арсенал взлетел на воздух в день рождения Порошенко
Поздно вечером 26 сентября на Украине произошла серия взрывов на складе боеприпасов под селом Калиновка в Винницкой области. Как уточнили в экстренных службах страны, снаряды рванули на 48-м арсенале воинской части А1119. По предварительной информации, около 70% складов от огня не пострадали, но пока пожар еще не потушен. Украинские СМИ пишут о том, что в Калиновке, среди прочего, хранятся ракеты к системам залпового огня «Смерч», «Ураган» и «Град», всего 188 тысяч боеприпасов.
Из-за продолжающейся детонации и пожаров было эвакуировано около 30 тысяч жителей села и соседних населенных пунктов. Воздушное пространство закрыто в радиусе 50 километров от зоны возгорания. В целях безопасности было перекрыто движение, а также отключены линии электропередач и газоснабжение в близлежащих районах. Была остановлена работа трех газораспределительных станций. Пожар стал причиной задержки поездов, следующих из Украины в Россию.
Кроме того, из-за попадания боеприпасов загорелось несколько жилых домов, также известно о двух пострадавших, которые с травмами разной степени тяжести были доставлены в больницу.
Премьер-министр Украины Владимир Гройсман, глава СБУ Василий Грицак и начальник генштаба ВСУ Виктор Муженко прибыли на место инцидента, а президент Петр Порошенко созвал заседание «военного кабинета» из-за пожара, чтобы обсудить как его ликвидацию, так и причины ЧП.
Специалисты, тем временем, выдвигают свои версии. Украинский военный эксперт Олег Жданов в эфире одного из местных каналов предположил, что причиной возгорания стала халатность военных или попытка скрыть воровство боеприпасов, а не злой умысел.
«Я бы рассматривал версию „халатность" и версию „все украдено до нас". Потому что опять звучат от военачальников заявления, что надо четыре миллиарда гривен на закупку боеприпасов, что израсходовали семь миллионов снарядов, поэтому версию о диверсии я бы ставил на самое последнее место», - сказал эксперт.
Жданов отметил, что вероятность теракта крайне мала, особенно если учесть тот факт, что именно сейчас в области проходят антитеррористические учения СБУ, Нацполиции, Нацгвардии, других силовых структур. Из-за ситуации в Калиновке учения были приостановлены. Руководитель управления по связям с общественностью Генштаба ВСУ Богдан Сеник также признал, что склад был закрытым, режимным объектом, поэтому посторонние люди не могли туда зайти «просто так».
Даже экс-глава Службы внешней разведки Николай Маломуж заявил, что причина, скорее всего, в нарушении техники безопасности.
«Это доказывает, что в системе Вооруженных сил Украины просто отсутствует модель обеспечения безопасности складов, в частности, в Калиновке», - сказал Маломуж в эфире одного из украинских каналов и призвал прекратить поиск «стрелочников».
Впрочем, было бы удивительно, если бы на Украине быстро не нашли этого самого «стрелочника», то есть главного виновника возгорания - Россию. Сначала премьер Гройсман сообщил, что отрабатываются разные версии произошедшего, в том числе «внешние факторы». А чуть позже украинские силовые ведомства стали говорить именно о поджоге. На данный момент это официальная и пока единственная версия ЧП.
Так, Служба безопасности Украины назвала пожар диверсией, а Военная прокуратура страны уже возбудила уголовное дело по соответствующей статье. Советник президента Украины Юрий Бирюков заявил, что причиной возгорания мог стать беспилотник, который накануне пытались перехватить сотрудники СБУ. После этого в самой службе заявили, что еще до инцидента задержали под Винницей неизвестных, которых теперь и объявили диверсантами.
«Это точно диверсия. В связи с этим, и нашими разведданными еще с 25 числа, в Винницкой области под видом антитеррористических учений были проведены обыски и преследования диверсионных групп. Да, это дело не одного человека. И два дня проходили поиски и ведение этих групп. Основная масса их была задержана. Основная масса, но не все. Поэтому одна группа смогла доставить на беспилотнике взрывное устройство», - написал в Facebook сотрудник Главного управления развития и сопровождения материального обеспечения ВСУ Сергей Мисюра.
Советник министра внутренних дел Зорян Шкиряк на своей странице в «Фейсбук» и вовсе заявил, что диверсия была совершена «по прямому указу Путина». Шкиряк убежден, что главная «улика» - это день, в который произошло возгорание. Дело в том, что 26 сентября праздновал свой день рождения Петр Порошенко и так в Москве якобы решили поздравить украинского лидера.
Но традиционные поиски «руки Кремля» все меньше производят впечатление на граждан Украины. Более того, даже политические противники действующей власти начали использовать эту линию против Киева. Так, в партии Михаила Саакашвили «Движение новых сил» призвали власть не списывать все проблемы на войну и диверсии, а нести ответственность за ЧП.
Помимо халатности и «диверсии» эксперты выдвигают и другие версии инцидента. За этот год это уже третье крупное возгорание арсенала боеприпасов на Украине. Всего пять дней назад пожар произошел на складе боеприпасов в Мариуполе, правда, его удалось быстро потушить. А последний крупный инцидент случился в марте этого года на складах в Балаклее. В результате взрывов два человека погибли, еще несколько пострадали, было уничтожено 70% боеприпасов. В качестве основной версии произошедшего украинские органы власти тоже называли теракт, диверсию и «прямой акт агрессии со стороны России» (так выразился глава МВД Арсен Аваков). Правда, о завершении расследования ничего не известно.
До этого склады с оружием в «незалежной» также горели нередко, например, в Лозовой в 2008 году или в Сватово в 2015. Некоторые эксперты подозревают, что такая «халатность» на самом деле должна скрывать следы банальной кражи боеприпасов или же неучтенной продажи их третьим странам. Украинский эксперт, который попросил не называть его фамилию, в беседе с «СП» напомнил, что сейчас идет международное расследование незаконных поставок оружия Южному Судану, и не исключено, что если Украина как-то с ними связана, то такие пожары должны уничтожить все улики.
Еще одна версия состоит в том, что участившиеся пожары могут быть попыткой украинской власти получить заветное летальное вооружение от западных партнеров. Мол, свое все сгорело, и без помощи в борьбе с «агрессором» не обойтись. Если не оружием, то хотя бы деньгами и кредитными гарантиями.
Директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов все же считает, что глубоко копать не стоит, и причина этого и других подобных инцидентов в попытках скрыть факты расхищения собственности.
- Доминирующая версия инцидента достаточно обычна для украинской армии и того, как там привыкли обращаться с вверенным ей хозяйством. Это традиционное расхищение имущества, а потом заметание следов путем уничтожения материальных ценностей. И до событий 2013-2014 годов, связанных с переворотом и гражданской войной на Украине, большое количество руководителей вооруженного ведомства страны занималось коррупцией и хищениями в огромных размерах. Такие вещи необходимо как-то скрывать, и подобный путь заметания следов представляется этим руководителям наиболее удобным и уместным.
«СП»: - Тем не менее, основной версией украинских следственных органов является диверсия...
- Говорить о диверсии или теракте можно только при наличии конкретных доказательств. Голословные заявления Зоряна Шкиряка или других личностей такими фактами не являются. Если Киев может привести доказательства, что это дело рук представителей республик Донбасса или даже России - пусть сделает это. Но я не сомневаюсь, что ничего подобного мы не увидим, просто потому, что таких доказательств существует. Более вероятной мне кажется версия, связанная с тем, что те или иные генералы заметают за собой следы.
«СП»: - Понесет ли кто-то из ответственных лиц ответственность за ЧП?
- Можно посмотреть на то, как подобные инциденты расследовались в прошлом. По факту соответствующие органы пытаются все свести на нет и представить руководителей тех или иных складов и объектов, как людей абсолютно не причастных к подобным инцидентам. И сейчас наверняка будет сделано все, чтобы представить это, как некий космический террористический акт, с которым ответственные лица не могли справиться и никак не могли его предусмотреть. Хотя любая подобная история должна быть расследована. В таких случаях не так сложно определить, кто несет ответственность за ЧП.