4 ноября. День Национального Единства. По факту - главный политический праздник русского народа. Именно его. И только его. Странные и политкорректные названия, которых в наши интересные времена удостоился не только он, не меняют его сути. По мне, так загадочное словосочетание "народное единства и согласие" применительно к нему - такой же абсурд, как "согласие и примирение" по отношению к 7 ноября. Это ведь не просто праздник, а военный праздник. Впрочем, желание тех, кто его возрождал, всем угодить, привело к искажению его смысла и непониманию его значения значительной массой населения страны. Той страны, которая этому дню обязана жизнью. Что поделать - те, благодаря кому так происходит, всегда жертвуют стратегическими значениями ради тактических схем. Зачастую, мелких и, нередко, весьма корыстных. Но, не смотря ни на что, 4 ноября - не просто праздник. И те, кто хотел с его помощью отодвинуть на задний план день празднования годовщины революции 1917 года, вряд ли задумывались о том, какой день они снова возвращают к жизни. Насколько велико его значение для русского народа. Да, пройдёт не один год, прежде чем русский народ осознает это значение по-настоящему. Но что сделаешь - не всё в этом мире происходит быстро.
Так что же это за день такой? Каков его смысл, что он означает сейчас и какова связь тех далёких событий с нынешней современностью? Сегодня это более чем стоит обсудить. Ведь именно сейчас значение праздничного дня 4 ноября изменилось очень особым образом.
На самом деле, в качестве гражданского праздника, этот день был установлен не сегодня. И даже не десятилетие с лишним назад, когда ныне правящая власть снова включала его в государственный календарь. Праздничный статус был присвоен ему ещё царём Алексеем Михайловичем. За несколько десятилетий до того, как Россия стала Империей. И несколько веков он, фактически, являлся главным государственным праздником этой Империи. Имевшим такое же значение, как теперь 9 мая. И это не удивительно. Просто потому, что эти два праздника очень схожи по своему содержанию. Потому, что и 4 ноября 1612 года, и 9 мая 1945 года для России и её народа решался вопрос об их физическом существовании. У тех войн был разный характер, разная продолжительность, разное количество павших, разный исторический контекст. Но содержание было одно - к нам пришли, чтобы нас уничтожить. Но не смогли. Потому, что русский народ оказался сильнее.
А сильнее он оказался потому, что смог объединиться. Нация сплотилась для борьбы с врагом и размозжила его в прах.
Для полного понимания замечу, что поляки начала 17 века были очень серьёзным врагом. Сейчас мало кто об этом помнит, но Речь Посполитая тогда претендовала на гегемонию в Европе. У неё вполне отчётливо были такие амбиции. И король Сигизмунд не зря пошёл на Русь в 1609 году, воспользовавшись её смутой, бушевавшей, на тот момент, уже более 6 лет. Покорение колоссальных земель на востоке, с их огромными ресурсами и богатствами дало бы тогдашней Польше мощнейший потенциал, могло сделать её способной на очень многое. И они этого очень хотели. И они к этому рвались. Но все польские амбиции остались там, под стенами Москвы, бесславно зарытые в безымянных рвах вместе с самими поляками.
А Русское Государство выжило. И всего через век стало Империей, царившей на одной шестой части земной тверди. Кстати говоря, провозгласи Пётр Великий создание Империи двумя днями позже - годовщины этих дат совпали бы. И это очень символично.
Потом более 80-ти лет этот день не праздновался, оставшись, на какое-то время, исключительно церковным праздником - Днём Казанской Божьей Матери, на который он, когда-то, пришёлся. Но потом у него появилась новая жизнь. И пришло новое значение.
Русский народ только что пережил крушение Красной Империи. Хороша она была или плоха - но для нашего народа Империя всегда была не роскошью, а способом выживания. И потеряв её, наш народ начал переживать не самые лучшие времена. На огромной части бывших имперских территорий он превратился в нацменьшинство, подвергаемое угнетению и национальному подавлению. Неоднозначным его положение оказалось и в самой большой России. В связи с этим, вновь восстановленный праздник сразу же неофициально стал днём борьбы русских за свои права, как народа. Что незамедлительно отразилось на политической повестке дня - по всей стране в этот день начали проводиться Русские Марши. Причём, проходили они на всём постсоветском пространстве. Опять же, мало кто сейчас любит об этом вспоминать, но на протяжении длительного периода Русские Марши в этот день проводились в Донецке. На территории теперь уже бывшей "украины", где всё русское долгие годы подвергалось систематической и тотальной дискриминации. Тогда ещё почти без крови, без артиллерийских ударов по городам, но уже вполне жестоко и целенаправленно. Проводила их тогда ещё мало известная региональная организация русских правых патриотов, под названием "Донецкая Республика" - старая, возглавляемая ещё Цурканом и Пургиным. Та самая, которая несколькими годами позже возглавит русское восстание и совершит революцию 1 марта. Когда-то организации одного из таких Русских Маршей в Донецке (в 2013 году) даже помогал ваш покорный слуга, тогда ещё находясь за пределами Донбасса. Проведение Русского Марша тогда очень символично совпало с началом майдана в Киеве - он словно стал неким предвестником начала русского сопротивления приходившим к власти радикальным русофобским силам в столице русофобского государства. В самой же большой России, где, к тому моменту, "русский вопрос" уже более чем назрел, в этот день накал страстей достигал максимума. Так продолжалось несколько лет.
В 2014 году всё изменилось.
Майдан и последовавший за ним государственный переворот 22 февраля, спровоцировали начало русского восстания на той части русского юга, что четвертью века раньше оказалась под властью украинствующих. Одновременно с этим в том политическом сообществе, которое организовывало Русские Марши в большой России, произошёл раскол. Часть тех, кто именовал себя русскими патриотами и даже русскими националистами, встала на сторону бандеровцев. Впрочем, у этого была и положительная сторона - стало очевидно, кто из "русских националистов" действительно на стороне своей нации и является таковым без кавычек. Потому, что для националиста любого народа весьма странно быть на стороне тех, кто этот народ убивает, запрещает ему говорить на родном языке, истребляет его историю и культуру. Многие из тех, кто до этого выходил на Русские Марши, влились в поток русских добровольцев, поехавших на Донбасс защищать свой народ от истребления. Были и те, кто поехал воевать за другую сторону. Но таковых было мало и дальнейшая их судьба не вызывает ни сожаления, ни сочувствия. Она более, чем печальна и это вполне заслужено.
Но политическое значение самого Русского Марша после этого значительно снизилось. Из мероприятия национального масштаба он превратился в традицию одной из политических сил, переживающих не самый лучший период. Нужно ли об этом сожалеть? И да, и нет. Сожаление может вызывать тот факт, что, имея мощное идеологическое и консолидирующее значение, марш, проходящий в День Национального Единства во всех крупных городах большой России, являлся мощным рычагом давления на актуальные политические круги, с целью отстаивания интересов русского народа и его защиты. Ну, а нет потому, что падение значения Русского Марша после начала Русской Весны - это объективный процесс. Ведь Русский Марш - это сублимация войны. Любая сублимация чего-то неизбежно уменьшает своё значения после того, как это "что-то" наступает во плоти. А война идёт уже четвёртый год. И эта война не в Москве, не в Екатеринбурге, не в Туле и не в Питере. Эта война на Донбассе. Там, где отстаивание интересов русского народа и его защита уже не осуществляются путём политических мероприятий - всё это уже реализуется силой оружия. И не имеют значения те грязные политические игрища, что развернулись вокруг этой войны. Если уж об этом говорить, то игрища вокруг того, во что теперь превратился Русский Марш на невоюющей территории, грязнее на несколько порядков. Ведь после начала войны мирный Русский Марш в тылу сведён до уровня симулякра. Самого настоящего. Такого, каким и является любой симулякр - превращённой формой того, чем он был когда-то. Тот Русский Марш, что нынче происходит в тылу - не настоящий.
Настоящий Русский Марш сейчас происходит на Донбассе. На его улицах, привыкших к "воздушной тревоге". В его траншеях, окопах и блиндажах. В его домах, засыпающих и просыпающихся под раскатистый артиллерийский вокал. Марш, на котором не маршируют. Там уже давно демонстрируют свою национальную волю совсем другими способами.
Он происходит на фронте, где интересы русского народа защищают в прямом, непосредственном и предельно брутальном смысле слова. Он происходит в ближнем тылу, где живут, помогая фронту. Он происходит даже в дальнем тылу - в России, среди тех, кто всё это время помогает Донбассу выстоять, не держа оружия в руках. Донбасс - острие русского копья. Которому ни при каких обстоятельствах нельзя дать сломаться. Ведь если оно сломается - беспомощным станет всё копьё, в лучшем случае превратясь в банальную палку.
И сегодня День Национального Единства - это день Донбасса. 4 ноября - это его праздник. Души всех тех, кто сражался в 1612 году, сейчас смотрят на Донбасс. Равно, как и души тех, кто бился за свой народ и свою страну в 1945 у стен пылающего Берлина, 1812 при Бородино, 1709 под Полтавой, 1572 при Молодях, 1380 на Куликовом поле, 1242 на льду Чудского озера. И во всех других бесчисленных битвах и войнах, в которых выживала наша страна и сохранял себя наш народ.
Да, настоящий Русский Марш сегодня проходит там. И сегодня он не может иметь никакого иного значения. Как и всё настоящее. Которое не может быть не настоящим по определению.
С праздником вас, друзья.
Павел Раста (позывной "Шекспир")
Экстремистские и террористические организации, запрещенные в
Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская
партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА),
«Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам»,
«Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис
крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство»
Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских
националистов» (ОУН).