По сообщениям болгарских СМИ, руководство БПЦ проводит консультации с другими поместными церквями на предмет возможного признания МПЦ-ОА[2]. Обращение Македонской церкви будет рассмотрено на ближайшем заседании Синода БПЦ, которое запланировано на 27 ноября 2017 года. Каковы причины и цели такого обращения, а также возможные последствия данной инициативы МПЦ-ОА на локальном и межрегиональном уровнях?
9 ноября Синод так называемой Македонской Православной Церкви - принял решение обратиться к Болгарской Православной Церкви (БПЦ) с прошением восстановить евхаристическое общение между двумя церквями и выразил готовность признать БПЦ своей «церковью-матерью».
Для начала небольшая справка. МПЦ самостоятельно провозгласила свою автокефалию от Сербского Патриархата ровно 50 лет назад, в 1967 г. Раскол стал возможен благодаря поддержке македонского духовенства со стороны коммунистического руководства Югославии, которое проводило политику поддержки малых народов СФРЮ и борьбы против «сербского великодержавного шовинизма». Й.Б. Тито стремился искусственно наделить проживающее в Вардарской Македонии[3] население чертами, свойственными отдельной нации. Создание независимой Македонской церкви призвано было помочь процессу конструирования македонской идентичности.
Интересно, что создание МПЦ-ОА соответствовало интересам Ватикана, который принял участие в финансировании учреждения МПЦ[4]. Поддержка Святым престолом МПЦ-ОА способствовала установлению им контроля над Македонской церковью[5] и включению региона в сферу своего влияния[6]. На фоне канонической изоляции, в которой оказалась новая «церковь», признание со стороны РКЦ стало фактором, который придавал МПЦ-ОА видимость легитимности.
Тито стремился искусственно наделить проживающее в Вардарской Македонии население чертами, свойственными отдельной нации. Интересно, что создание Македонской Православной Церкви соответствовало интересам Ватикана, который принял участие в финансировании учреждения МПЦ.
Все попытки СПЦ преодолеть раскол в 1990-х и 2000-х гг. встречали противодействие со стороны властей БЮРМ[7]. В 2002 г. в г. Ниш между представителями СПЦ и МПЦ-ОА был подписан договор, по которому Македонская церковь принимает статус широкой автономии в границах юрисдикции СПЦ. Однако Македонский Синод под давлением македонских властей расторгнул это соглашение. Единственным архиереем, который решил воссоединиться с СПЦ стал епископ Иоанн (Вранишковский). Впоследствии он был назначен Архиерейским Собором СПЦ экзархом Сербской Патриархии в БЮРМ, а в 2005 г. - главой автономной Охридской Архиепископии, которая стала действовать на территории Македонии параллельно с МПЦ-ОА. Македонская Церковь и власти республики усмотрели в этом угрозу независимости страны. В итоге архиепископ Иоанн, а также духовенство и сторонники канонической Охридской Архиепископии стали подвергаться жестким гонениям со стороны правоохранительных органов Македонии.
На сегодняшний день церковная ситуация в Македонии осложняется тем, что МПЦ-ОА находится в зависимом положении от государства. Руководство страны видит МПЦ-ОА автокефальной и не приемлет вариант предоставления ей статуса автономии в составе СПЦ.Архиепископ Иоанн (Вранишковский), а также духовенство и сторонники канонической Охридской Архиепископии стали подвергаться жестким гонениям со стороны правоохранительных органов Македонии.
Логика властей примерно та же, что и на Украине - «в независимом государстве должна быть независимая церковь», которая бы подтверждала легитимность существования национального государства.
Мотивы, заставившие МПЦ-ОА обратиться к БПЦ понятны - легализовать свой статус и войти в семью поместных православных церквей. Глава Македонской церкви, архиепископ Стефан (Веляновский) хотел бы решить данную задачу в текущем, юбилейном для МПЦ-ОА году, в котором празднуется 50-летие провозглашения автокефалии. Болгарскому Патриархату же отводится роль инструмента для достижения этой цели.
МПЦ-ОА своим обращением по сути стремится сыграть на патриотических чувствах политических и национальных элит Болгарии, которые рассматривают македонцев в качестве болгар. Идея о том, что болгарский народ в настоящее время имеет два государства, Болгарское и Македонское, проецируется и на церковную действительность.
МПЦ-ОА своим обращением по сути стремится сыграть на патриотических чувствах политических и национальных элит Болгарии, которые рассматривают македонцев в качестве болгар.
Непосредственным толчком к данному обращению послужило заключение договора о Дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, который был подписан между Болгарией и БЮРМ в июле 2017 г. После этого в общественной среде, как Македонии, так и Болгарии, возобладала риторика необходимости признания Болгарским Патриархатом МПЦ-ОА. Само обращение было обнародовано с подачи управляющего Струмицкой епархии МПЦ-ОА архиепископа Наума (Илиевского), и быстро растиражировано болгарскими СМИ.
На данный момент болгарская общественность призывает иерархию БПЦ «не упустить уникального шанса» стать «церковью-матерью» для Македонской церкви. Столь высокий статус, по мнению сторонников признания МПЦ-ОА, позволит воспринимать македонцев в качестве единой с болгарами этнической общности и укрепит позиции Болгарии на Балканах. Интересно, что при этом некоторые болгарские патриоты упускают из виду явные потери. Удовлетворение прошения МПЦ-ОА в ее нынешнем наименовании фактически легализует притязания Македонской церкви на наследие Охридской Архиепископии, автокефальной церкви, действовавшей на Балканах в XI-XVIII веках, правопреемником которой является БПЦ, что и зафиксировано в ее Уставе.
Очевидно, что возможное признание самопровозглашенной автокефалии МПЦ-ОА не принесет для Болгарской Патриархии никаких приобретений, будь то политических, финансовых или имиджевых. Поскольку, любые действия со стороны Софии по легитимации Македонской церкви в обход СПЦ неизбежно приведут к усугублению существующего раскола и ухудшению отношений с Сербским Патриархатом, вплоть до разрыва канонического общения.
Очевидно, что возможное признание самопровозглашенной автокефалии МПЦ-ОА не принесет для Болгарской Патриархии никаких приобретений.
В церковно-политическом контексте проблема состоит даже не в том, кем являются на самом деле македонцы - болгарами или сербами и кто имеет больше исторических прав на данный регион - София или Белград. В Сербии, точно так же, как и в Болгарии, склонны рассматривать македонцев в качестве исконных сербов. Данный вопрос является дискуссионным и неоднозначным. Более важным является то, что односторонний пересмотр канонических границ чреват созданием на современном этапе прецедента незаконного решения юрисдикционных споров и предоставляет инструмент для антицерковных сил, в том числе неканонических образований в других поместных церквях, для активных действий.
В той же Украине раскольнические структуры, так называемые Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП) и Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ) стремятся получить признание в православном мире при участии Константинопольского Патриархата (КП). Патриарх Варфоломей в течение последних лет неоднократно намекал на то, что готов, как «первый среди равных» в православном мире, предоставить автокефалию «украинской церкви» в обход Московского Патриархата. В Греческом Патриархате, как известно, искаженно интерпретируют понятие первенства, которым церковные каноны наделяют Константинопольскую кафедру. Иерархи КП стремятся расширить понимание «первенства чести» до «первенства власти», в частности, в вопросах административного управления на межправославном уровне. В случае же признания МПЦ-ОА со стороны БПЦ вероятность вмешательства Фанара в церковные дела на Украине существенно повысится. В оправдание возможных мер по легализации украинского раскола КП сможет апеллировать к «македонскому сценарию». В то же время, можно предположить, что Константинопольский Патриархат не одобрит признания болгарами Македонской церкви. Поскольку на Фанаре считают, что Вселенский Патриарх обладает исключительным правом провозглашения и утверждения новой автокефалии.
Нужно добавить, что болгарские иерархи во многом сами поставили себя в затруднительное положение. Сближение МПЦ-ОА и Болгарской Патриархии наметилось еще в 2005 г., которое достигло своего апогея в 2014 г., когда высшее духовенство МПЦ-ОА совместно с иерархами БПЦ приняло участие в торжествах по случаю дня памяти св. Кирилла и Мефодия, которые прошли в кафедральном Александро-Невском Соборе Софии. Тогда македонской делегации был устроен радушный прием. На этом фоне то давление, которое оказывается на церковное руководство со стороны болгарской общественности приобретает дополнительную подоплеку. Отказ в удовлетворении македонской петиции очевидно будет воспринят как решение как минимум непоследовательное и непатриотичное.
И все же, маловероятно, чтобы иерархи Болгарской церкви пошли на признание автокефалии МПЦ-ОА. Слишком сомнительной представляется авантюра, предпринятая Македонской церковью, с негативными долгоиграющими последствиями прежде всего для самой болгарской стороны.
[1] Македонската архиепископия е готова да признае БПЦ за Църква-майка // https://www.bnt.bg/bg/a/priznava-li-makedonskata-arkhiepiskopiya-blgarskata-patriarshiya-za-tsrkva-mayka
[2] След консултации с православните църкви Св. синод ще реши дали да признае македонската // http://www.dnevnik.bg/bulgaria/2017/11/20/3081804_sled_konsultacii_s_pravoslavnite_curkvi_sv_sinod_shte/#comments-wrapper
[3] Македония, как историко-географическая область на Балканах включает в себя Эгейскую Македонию (часть современной Греции), Пиринскую Македонию (часть современной Болгарии) и Вардарскую Македонию (современная БЮРМ).
[4] Marko Nikolić, Duško Dimitrijević. «Macedonian orthodox church (MOC) in former Yugoslav state» // Politics and religion. -- 1/2013. - №VII. - Р. 204.
[5] Известны случаи, когда католические епископы принимали непосредственное участие в работе Синода МПЦ. Например, в 1981 г. в работе Синода от лица РКЦ присутствовал епископ Скопья Иоаким Хербут. Тогда главой МПЦ был избран митрополит Ангеларий, который двумя годами ранее «удостоился» аудиенции Папы Иоанна Павла II.
[6] После уклонения в раскол МПЦ перешла на григорианский календарь, а также ввела македонский язык в богослужении. Начиная с 1967 г. представители МПЦ ежегодно, на праздник свв. Кирилла и Мефодия, совершают «паломничество» в Ватикан.
[7] Официальное название Македонии - Бывшая Югославская Республика Македония.
Источник: Аналитический центр святителя Василия Великого