«Македонская авантюра» или кто подталкивает Болгарскую церковь к новому расколу?

0
914
Время на чтение 8 минут
9 ноября 2017 года Синод так называемой Македонской Православной Церкви - Охридской Архиепископии (МПЦ-ОА) принял решение обратиться к Болгарской Православной Церкви (БПЦ) с прошением восстановить евхаристическое общение между двумя церквями и выразил готовность признать БПЦ своей «церковью-матерью»[1]. Македонская Церковь ждет от Болгарского Патриархата признание своей автокефалии и протекции своих интересов в отношениях с другими поместными церквями.

По сообщениям болгарских СМИ, руководство БПЦ проводит консультации с другими поместными церквями на предмет возможного признания МПЦ-ОА[2]. Обращение Македонской церкви будет рассмотрено на ближайшем заседании Синода БПЦ, которое запланировано на 27 ноября 2017 года. Каковы причины и цели такого обращения, а также возможные последствия данной инициативы МПЦ-ОА на локальном и межрегиональном уровнях?

9 ноября Синод так называемой Македонской Православной Церкви - принял решение обратиться к Болгарской Православной Церкви (БПЦ) с прошением восстановить евхаристическое общение между двумя церквями и выразил готовность признать БПЦ своей «церковью-матерью».

Для начала небольшая справка. МПЦ самостоятельно провозгласила свою автокефалию от Сербского Патриархата ровно 50 лет назад, в 1967 г. Раскол стал возможен благодаря поддержке македонского духовенства со стороны коммунистического руководства Югославии, которое проводило политику поддержки малых народов СФРЮ и борьбы против «сербского великодержавного шовинизма». Й.Б. Тито стремился искусственно наделить проживающее в Вардарской Македонии[3] население чертами, свойственными отдельной нации. Создание независимой Македонской церкви призвано было помочь процессу конструирования македонской идентичности.

Интересно, что создание МПЦ-ОА соответствовало интересам Ватикана, который принял участие в финансировании учреждения МПЦ[4]. Поддержка Святым престолом МПЦ-ОА способствовала установлению им контроля над Македонской церковью[5] и включению региона в сферу своего влияния[6]. На фоне канонической изоляции, в которой оказалась новая «церковь», признание со стороны РКЦ стало фактором, который придавал МПЦ-ОА видимость легитимности.

Тито стремился искусственно наделить проживающее в Вардарской Македонии население чертами, свойственными отдельной нации. Интересно, что создание Македонской Православной Церкви соответствовало интересам Ватикана, который принял участие в финансировании учреждения МПЦ.

Все попытки СПЦ преодолеть раскол в 1990-х и 2000-х гг. встречали противодействие со стороны властей БЮРМ[7]. В 2002 г. в г. Ниш между представителями СПЦ и МПЦ-ОА был подписан договор, по которому Македонская церковь принимает статус широкой автономии в границах юрисдикции СПЦ. Однако Македонский Синод под давлением македонских властей расторгнул это соглашение. Единственным архиереем, который решил воссоединиться с СПЦ стал епископ Иоанн (Вранишковский). Впоследствии он был назначен Архиерейским Собором СПЦ экзархом Сербской Патриархии в БЮРМ, а в 2005 г. - главой автономной Охридской Архиепископии, которая стала действовать на территории Македонии параллельно с МПЦ-ОА. Македонская Церковь и власти республики усмотрели в этом угрозу независимости страны. В итоге архиепископ Иоанн, а также духовенство и сторонники канонической Охридской Архиепископии стали подвергаться жестким гонениям со стороны правоохранительных органов Македонии.

На сегодняшний день церковная ситуация в Македонии осложняется тем, что МПЦ-ОА находится в зависимом положении от государства. Руководство страны видит МПЦ-ОА автокефальной и не приемлет вариант предоставления ей статуса автономии в составе СПЦ.

Архиепископ Иоанн (Вранишковский), а также духовенство и сторонники канонической Охридской Архиепископии стали подвергаться жестким гонениям со стороны правоохранительных органов Македонии.

Логика властей примерно та же, что и на Украине - «в независимом государстве должна быть независимая церковь», которая бы подтверждала легитимность существования национального государства.

Мотивы, заставившие МПЦ-ОА обратиться к БПЦ понятны - легализовать свой статус и войти в семью поместных православных церквей. Глава Македонской церкви, архиепископ Стефан (Веляновский) хотел бы решить данную задачу в текущем, юбилейном для МПЦ-ОА году, в котором празднуется 50-летие провозглашения автокефалии. Болгарскому Патриархату же отводится роль инструмента для достижения этой цели.

МПЦ-ОА своим обращением по сути стремится сыграть на патриотических чувствах политических и национальных элит Болгарии, которые рассматривают македонцев в качестве болгар. Идея о том, что болгарский народ в настоящее время имеет два государства, Болгарское и Македонское, проецируется и на церковную действительность.

МПЦ-ОА своим обращением по сути стремится сыграть на патриотических чувствах политических и национальных элит Болгарии, которые рассматривают македонцев в качестве болгар. 

Непосредственным толчком к данному обращению послужило заключение договора о Дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, который был подписан между Болгарией и БЮРМ в июле 2017 г. После этого в общественной среде, как Македонии, так и Болгарии, возобладала риторика необходимости признания Болгарским Патриархатом МПЦ-ОА. Само обращение было обнародовано с подачи управляющего Струмицкой епархии МПЦ-ОА архиепископа Наума (Илиевского), и быстро растиражировано болгарскими СМИ.

На данный момент болгарская общественность призывает иерархию БПЦ «не упустить уникального шанса» стать «церковью-матерью» для Македонской церкви. Столь высокий статус, по мнению сторонников признания МПЦ-ОА, позволит воспринимать македонцев в качестве единой с болгарами этнической общности и укрепит позиции Болгарии на Балканах. Интересно, что при этом некоторые болгарские патриоты упускают из виду явные потери. Удовлетворение прошения МПЦ-ОА в ее нынешнем наименовании фактически легализует притязания Македонской церкви на наследие Охридской Архиепископии, автокефальной церкви, действовавшей на Балканах в XI-XVIII веках, правопреемником которой является БПЦ, что и зафиксировано в ее Уставе.

Очевидно, что возможное признание самопровозглашенной автокефалии МПЦ-ОА не принесет для Болгарской Патриархии никаких приобретений, будь то политических, финансовых или имиджевых. Поскольку, любые действия со стороны Софии по легитимации Македонской церкви в обход СПЦ неизбежно приведут к усугублению существующего раскола и ухудшению отношений с Сербским Патриархатом, вплоть до разрыва канонического общения.

Очевидно, что возможное признание самопровозглашенной автокефалии МПЦ-ОА не принесет для Болгарской Патриархии никаких приобретений.

В церковно-политическом контексте проблема состоит даже не в том, кем являются на самом деле македонцы - болгарами или сербами и кто имеет больше исторических прав на данный регион - София или Белград. В Сербии, точно так же, как и в Болгарии, склонны рассматривать македонцев в качестве исконных сербов. Данный вопрос является дискуссионным и неоднозначным. Более важным является то, что односторонний пересмотр канонических границ чреват созданием на современном этапе прецедента незаконного решения юрисдикционных споров и предоставляет инструмент для антицерковных сил, в том числе неканонических образований в других поместных церквях,  для активных действий.

В той же Украине раскольнические структуры, так называемые Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП) и Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ) стремятся получить признание в православном мире при участии Константинопольского Патриархата (КП). Патриарх Варфоломей в течение последних лет неоднократно намекал на то, что готов, как «первый среди равных» в православном мире, предоставить автокефалию «украинской церкви» в обход Московского Патриархата. В Греческом Патриархате, как известно, искаженно интерпретируют понятие первенства, которым церковные каноны наделяют Константинопольскую кафедру. Иерархи КП стремятся расширить понимание «первенства чести» до «первенства власти», в частности, в вопросах административного управления на межправославном уровне. В случае же признания МПЦ-ОА со стороны БПЦ вероятность вмешательства Фанара в церковные дела на Украине существенно повысится. В оправдание возможных мер по легализации украинского раскола КП сможет апеллировать к «македонскому сценарию». В то же время, можно предположить, что Константинопольский Патриархат не одобрит признания болгарами Македонской церкви. Поскольку на Фанаре считают, что Вселенский Патриарх обладает исключительным правом провозглашения и утверждения новой автокефалии.

Нужно добавить, что болгарские иерархи во многом сами поставили себя в затруднительное положение. Сближение МПЦ-ОА и Болгарской Патриархии наметилось еще в 2005 г., которое достигло своего апогея в 2014 г., когда высшее духовенство МПЦ-ОА совместно с иерархами БПЦ приняло участие в торжествах по случаю дня памяти св. Кирилла и Мефодия, которые прошли в кафедральном Александро-Невском Соборе Софии. Тогда македонской делегации был устроен радушный прием. На этом фоне то давление, которое оказывается на церковное руководство со стороны болгарской общественности приобретает дополнительную подоплеку. Отказ в удовлетворении македонской петиции очевидно будет воспринят как решение как минимум непоследовательное и непатриотичное.

И все же, маловероятно, чтобы иерархи Болгарской церкви пошли на признание автокефалии МПЦ-ОА. Слишком сомнительной представляется авантюра, предпринятая Македонской церковью, с негативными долгоиграющими последствиями прежде всего для самой болгарской стороны.

[1] Македонската архиепископия е готова да признае БПЦ за Църква-майка // https://www.bnt.bg/bg/a/priznava-li-makedonskata-arkhiepiskopiya-blgarskata-patriarshiya-za-tsrkva-mayka

[2] След консултации с православните църкви Св. синод ще реши дали да признае македонската // http://www.dnevnik.bg/bulgaria/2017/11/20/3081804_sled_konsultacii_s_pravoslavnite_curkvi_sv_sinod_shte/#comments-wrapper

[3] Македония, как историко-географическая область на Балканах включает в себя Эгейскую Македонию (часть современной Греции), Пиринскую Македонию (часть современной Болгарии) и Вардарскую Македонию (современная БЮРМ).

[4] Marko Nikolić, Duško Dimitrijević. «Macedonian orthodox church (MOC) in former Yugoslav state» //  Politics and religion. -- 1/2013. -  №VII. - Р. 204.

[5] Известны случаи, когда католические епископы принимали непосредственное участие в работе Синода МПЦ. Например, в 1981 г. в работе Синода от лица РКЦ присутствовал епископ Скопья Иоаким Хербут. Тогда главой МПЦ был избран митрополит Ангеларий, который двумя годами ранее «удостоился» аудиенции Папы Иоанна Павла II.

[6] После уклонения в раскол МПЦ перешла на григорианский календарь, а также ввела македонский язык в богослужении. Начиная с 1967 г. представители МПЦ ежегодно, на праздник свв. Кирилла и Мефодия, совершают «паломничество» в Ватикан.

[7] Официальное название Македонии - Бывшая Югославская Республика Македония.

Источник: Аналитический центр святителя Василия Великого
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Александрович Серебрич
Все статьи Андрей Александрович Серебрич
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.11.2024 10:19
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 06:26
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.11.2024 04:53
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 02:09
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
19.11.2024 00:48