Подобные воззвания имели место в истории и ранее, как, например в 2016 г. Однако до сегодняшнего дня сторонники автокефалии не получали из Стамбула ответов, дающих им повод для оптимизма. А вот в настоящей ситуации Синод Константинопольского патриархата отреагировал на обращение достаточно быстро. Его ответ, обнародованный 22 апреля 2018 г., сторонники украинской автокефалии восприняли с воодушевлением, предвкушая последствия получения заветного для них «Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине».
О целях украинской стороны в создании ЕПЦ не имеет смысла особо распространяться. Властям нужна подконтрольная «церковь», которая бы выполняла функции идеологического рупора и полностью легитимизировала русофобскую политику Киева. Сам президент Порошенко стремится за счет решения церковного вопроса поднять свой рейтинг в канун президентских выборов, а духовенство непризнанных «церквей» не оставляет попыток незаконно пополнить семейство канонических, автокефальных православных церквей. Роль проводника, по замыслу инициаторов ЕПЦ, отводится как раз Фанару. Среди епископата канонической Украинской православной церкви также есть лица, продвигающие идеи ЕПЦ и рассчитывающие занять в этой структуре руководящие должности. У всех крупных лоббистов ЕПЦ свои прагматические интересы, но всех их объединяют мотивы исключительно политического характера. ЕПЦ на данный момент является по сути примером ментального проекта «политического православия».Что касается самого Константинопольского патриархата, от решений которого зависит дальнейший ход развития ситуации, то не все так однозначно. Вселенский патриарх, действительно, систематически заявляет о своих правах на церковные приходы Украины, и настаивает на своей прерогативе, как «первого среди равных», на урегулирование проблем в межцерковных спорах. Последние десятилетия патриарх Варфоломей лично либо через собственных представителей позволял себе грубо вмешиваться во внутренние дела Русской Православной Церкви на Украине и в Эстонии.
На руку сторонникам ЕПЦ играет также обострение отношений между Россией и странами Запада. Не случайно, что инициатива Порошенко совпала по времени с усилением санкционной «холодной» войны США в отношении России. Зависимое положение Фанара от США, где сосредоточена основная часть паствы Константинопольской церкви и откуда идет финансовая подпитка Вселенской кафедры, делает патриарха Варфоломея тем инструментом, который Вашингтон способен задействовать в ходе противостояния с Россией.
Еще одним бенефициаром от создания ЕПЦ на глобальном уровне является Ватикан. Украинская Греко-католическая церковь (УГКЦ), которая находится в непосредственном подчинении у Папы римского, активно поддерживает политику Порошенко по созданию ЕПЦ. Униатская церковь давно декларирует желание возглавить процесс создание поместной национальной церкви, что отражено в ее официальных документах. Вариант создания ЕПЦ с дальнейшим включением в ее руководящий состав греко-католиков представляется вероятным, особенно с учетом того, что УГКЦ обладает крупным финансовым и политическим потенциалом (униаты широко представлены на всех уровнях власти Украины) и в наибольшей степени соответствует евроинтеграционным устремлениям Киева.
Римско-католическая церковь, которая стремительно теряет своих членов в странах ЕС, также заинтересована в том, чтобы распространить свое влияние на Восток. Хотелось бы ошибаться, но украинская власть, не особо вникающая в церковные каноны и догматику, будет только приветствовать подчинение религиозной жизни страны римскому папе. Украинский епископат, который готов войти в состав ЕПЦ и для которого наивысшей ценностью является Украина, не сможет что-либо противопоставить окатоличиванию страны.Вместе с УПЦ КП и УАПЦ признания от Вселенского патриарха ожидает также раскольническая «Македонская православная церковь» (МПЦ), самостоятельно провозгласившая автокефалию от Сербского патриархата в 1967 г. 11 апреля 2018 г., через два дня после того как Стамбул посетил Порошенко, аудиенцию на Фанаре имел президент Македонии Г. Иванов. Он пригласил патриарха посетить в мае 2018 г. Македонию и принять участие в торжествах, посвященных 1000-летию возникновения Охридской архиепископии. Спустя неделю, 18 апреля, «Киевский патриархат» посетила делегация МПЦ. Это наталкивает на мысль, что раскольнические структуры из разных регионов решили единым фронтом добиваться своего признания от Вселенского престола.
С одной стороны, международный контекст и сложная история церковных отношений Константинополя и Москвы располагают к тому, чтобы Фанар удовлетворил просьбу Порошенко. С другой - сохраняется вероятность того, что 78-летний греческий патриарх Варфоломей не пойдет на столь радикальные меры. На Фанаре отдают себе отчет, что предоставление автокефалии «украинской церкви» с игнорированием позиции Московского патриархата будет означать легитимацию существующего раскола и начало более масштабного разделения в мировом православии.
В то же время, греки, похоже, ведут двойную игру с целью повысить ставки и добиться максимальных преференций от всех заинтересованных сторон. Об этом как раз свидетельствует решение греческого Синода. Текст коммюнике пресс-службы патриархата можно трактовать как в пользу раскольников, так и в пользу сохранения статус-кво. Англоязычный текст говорит о том, что Синод принял решение обсудить перспективы предоставления автокефалии украинской церкви, в ответ на обращение «от церковных и светских властей» Украины. В виду того, что обращения направляли только раскольнические «церкви», то признание их в тексте «церковными властями» дало повод раскольникам с оптимизмом ожидать итогового решения Фанара. Греческий же оригинал говорит о получении прошения от «части церковных и политических деятелей», тем самым понижая статус этих деятелей. Важно то, что речь идет не просто о трудностях перевода, как об этом написал целый ряд СМИ, а о двух вариантах пресс-релиза, имеющих разную целевую аудиторию.Второй нюанс состоит в том, что Константинопольский патриархат принял решение провести консультации относительно «украинского вопроса» с остальными поместными церквями. В целом, это положительный момент. Поскольку, если бы в Стамбуле хотели решить вопрос в одностороннем порядке, то вероятно, это бы уже сделали. В такой ситуации, на поддержку предоставления автокефалии ЕПЦ могут пойти лишь несколько церквей. К примеру, такой шаг возможно ожидать от Румынского патриархата. Теоретически, Бухаресту на руку получение автокефалии на Украине. Поскольку это спровоцирует цепную реакцию и усилит сепаратистские тенденции в Белоруссии и соседней Молдове, на которую стремятся распространить влияние унионистски настроенные светские и церковные власти Румынии.
В целом Вселенскому патриархату стоило бы быть осторожнее со спекуляциями на проблемах автокефалии, поскольку он сам может наступить на эти грабли. Так, в Греческой архиепископии США с каждым годом усиливают свои позиции силы, которые выступают за независимость архиепископии и ее выход из-под влияния Константинопольской кафедры. Греки Штатов периодически озвучивают несогласие необходимостью осуществлять регулярные финансовые отчисления на Фанар и согласовывать с ним кадровую политику архиепископии.
Одним из последних звоночков, указывающих на наличие серьезных проблем между архиепископией и метрополией, был инцидент, связанный с замещением вакантной кафедры Чикаго. Синод патриархата в августе 2017 г. аннулировал избрание митрополитом Чикаго епископа Севастиана (Скордаллоса), осуществленное архиепископией по сути самостоятельно. В итоге, управляющим Чикагской епархией спустя полгода, в феврале 2018 г., был избран на Синоде архимандрит Нафанаил (Симеонидис). Фанар крайне опасается усиления сепаратистских настроений в диаспоре и предпринимает все усилия для того, чтобы удержать свой контроль над архиепископией. Однако возможные дарования автокефалий раскольническим структурам на Украине и в Македонии могут существенно усилить центробежные процессы внутри патриархата.В итоге, дальнейшее развитие ситуации на Украине будет полностью зависеть от того, насколько самостоятельным будет принятие окончательного решения патриархом Варфоломеем и членами Синода. Возобладает ли у греческого патриарха осознание ответственности за сохранение всеправославного единства, что приписывает себе патриарх, или же приоритет будет отдан соображениям геополитической коньюнкутры и отстаиванию интересов внешних сил, настроенных враждебно не только по отношению к России, но и ко всему православию в целом.
Что вызывает опасения? Если Константинопольский Синод все же удовлетворит прошение Порошенко и ЕПЦ будет создана по сценарию, напоминающему эстонский (речь идет об учреждении параллельной юрисдикции, как это было сделано в Эстонии в 1996 г.), то немногочисленная часть автокефалистски настроенного духовенства и мирян из УПЦ сразу перейдут в состав ЕПЦ. Большинство же, которое решит сохранить каноническое единство с РПЦ, вероятно, будут силовым путем загоняться в «Единую церковь». Заверения Порошенко о том, что переход в ЕПЦ будет осуществляться без принуждения, а государство обеспечит соблюдение принципа свободы совести, доверия не вызывают.
Если же в греческом патриархате в очередной раз дипломатично откажут украинским просителям автокефалии, то власть Украины, которая на создание ЕПЦ сделала большие ставки, будет активно искать, или, точнее, назначать виновных. По большому счету это будет означать начало нового, масштабного витка гонений на каноническую церковь и развязывание религиозных войн.Аналитический центр святителя Василия Великого