Чужие по-советски. Ретро-рецензия на фильмы «Город Зеро», «Убить дракона» и «Не покидай»

Бывший СССР 
0
654
Время на чтение 6 минут


Виктор Мараховский

Уважаемые читатели!

В принципе, конечно, мало кто внёс в крушение советского строя вклад, сравнимый с вкладом шосткинского ПО «Свема».

Шутка, конечно. Но не совсем. Младшему поколению это зловещее название, наверно, ничего не говорит - но именно ему мы обязаны той гнетущей коричневато-жёлтой атмосферой отечественных фильмов 1970-1980-х годов, которая сегодня выглядит винтажной эстетикой. Тогда это был обычный, естественный цвет киноплёнки, выдававшейся тем легендарным производственным объединением.

Я не уверен, что все три картины 1989 года выпуска, о которых хочется поговорить, были сняты именно на шосткинскую плёнку. Но психологический цвет всех трёх художественных фильмов был очень, я бы сказал, свемовский.

Если вам интересно, почему я объединил все эти фильмы в одной рецензии и какое они имеют отношение к катастрофе предыдущего нашего жизненного уклада - давайте об этом поговорим.

...Итак, на дворе 1988-1989 годы. Ещё мало кто в курсе, но советские граждане уже живут в сырьевой державе (нефтепродукты составили половину экспорта СССР к 1987 году, резко скакнув по сравнению с семидесятыми). И притом - в державе очень бедной (цена на нефть рухнула по сравнению с началом 80-х втрое-вчетверо и болтается между 10 и 20 долларами за баррель). И притом - в державе, в которую уже пару лет относительно легально падают откуда-то из непознанного остального мира потребтовары, даже шкурки от которых становятся предметом гордости и культа (кто сам не помнит стены панелек, богомерзко инкрустированные банками из-под хайнекена и картонками из-под мальборо, тот может спросить у родителей).

По ряду очевидных причин (кинофестивали, гастроли, совместные проекты, коллеги-иностранцы) мало кто имел к культовым ништякам из мира культовых ништяков такой доступ, как творческая интеллигенция СССР. Редко какой народный артист, режиссёр или сценарист ходили в продукции фабрики «Большевичка». Собственно, думаю, ни один не ходил - тусовка бы не поняла. В ходу этого класса были джинсы настоящие американские, костюмы белые траволтовские, очки солнечные итальянские и всё такое.

Так вот. Как мы уже с вами вспомнили, даже шкурки от чужого в бедной стране в тот странный период были предметом культурного поклонения. Скажу больше: в странный тот период шкурка не просто заменяла содержание - а во многом им и была.

И поэтому творческие граждане, упакованные (неслучайно это слово начало означать «обеспеченные» именно в последние десятилетия СССР) в заграничное, - просто физически и психологически не могли ощущать себя частью окружающего их общества. Они чувствовали себя, конечно, чужаками за редким исключением. И наблюдая, как общество, наблюдаемое ими со стороны, беднеет и поклоняется их шкуркам - они синхронно, не сговариваясь и вряд ли отдавая себе отчёт, выдали пулемётную очередь фильмов о пришествии чужаков в абсурдный мрачный край.

Из которых я выбрал три фильма-одногодки.

«Убить дракона». В безумный город, населённый мрачной запуганной массой, пешком является актёр Абдулов (главный траволта и лихорадка субботнего вечера позднесоветского экрана). Он сталкивается с отчётливо противоречащими всякой логике и человечности поступками местных, доходит до главного как бы, трёхглавого актёра Янковского, - и зарубает его (за кадром, по причине слабости тогдашних спецэффектов). Но в действительности ничего у него не выходит, и город не освобождается, и дракон Янковский вскоре издевательски воскресает, потому что народ такой.

«Город зеро». В безумный город, населённый отчётливо съехавшими гражданами, на поезде приезжает обычный человек Филатов (на тот момент - не только секс-звезда из «Экипажа», но и автор бунтарского хита-1987 «Сказ про Федота-стрельца»). Он сталкивается с отчётливо противоречащими всякой логике поступками местных, в попытке отстоять свою нормальность доходит до гнезда руководителей (нет там никакого гнезда, как выясняется, просто люди как смогли приспособились к безумию, навязанному городом) и, послушавшись совета «последнего советского человека-прокурора», бежит куда глаза глядят на лодке без вёсел.


«Не покидай». В безумный город, населённый запуганными и нарочно съехавшими гражданами, на карете прибывают весёлые кукольники, прихватившие по дороге нечто вроде Льва Николаевича Мышкина, и встречают там брата по разуму - немого подкидыша, который, впрочем, оказывается запуганным принцем. Кукольники везут с собой бомбу - в виде розы, аромат которой действует как пентотал на стероидах, то есть все вокруг, вообще все, начинают говорить правду. За исключением одного-единственного главного злодея, он же Л.П. Берия из позднесоветского «Огонька», он же канцлер, у которого насморк. Канцлер сначала сообщает, что после установления всеобщей правды будет катастрофа, затем почему-то пытается застрелить розу, но промахивается в девицу, и все поют.

...Что объединяет все эти картины, уважаемые читатели?

Правильно. Их объединяет единый мотив пришествия импортных правдивых чужаков в нищебродскую и лицемерную советскую действительность.

В первом случае мы видим героя, который пытается граждан из этой действительности освободить - но терпит крах. Во втором случае мы видим уже не героя, а так, персонажа - который никого не пытается освободить, а сам жаждет освободиться, и которому это удаётся только путём бегства.

И именно поэтому нам наиболее интересен третий случай. Потому что режиссёры Марк Анатольевич Захаров и Карен Георгиевич Шханазаров были слишком умны и в описанном 1989 году находились в слишком хорошей творческой форме, чтобы слишком выдать в своих фильмах коллективное бессознательное и дать своим фильмам рассказать о том, о чём не хотели рассказывать сами.

А вот Леонид Алексеевич Нечаев (режиссёр «Буратино» и «Красной Шапочки») никогда толстовски не довлел над своими произведениями. Он был силён другим - давал проявить лучшее занятым в его фильмах актёрам, поэтам и композиторам. Из-за чего даже лучшие его сказки - это, по большому счёту, «интермедии между песнями». Песни же создавались монстрами калибра Энтина, Крылатова и Рыбникова - и поэтому забивали собственно действие напрочь.

Так вот. В «Не покидай...» из-за не слишком жёсткой режиссёрской руки пробралось столько случайных признаний, что эту «музыкальную кафку» можно считать едва ли не самым правдивым фильмом рубежа перестройки и развала.

Что мы видим в этом не слишком цельном и не слишком умном, строго говоря. фильме?

Мы видим, что злодей и берия Канцлер в пенсне - это, на всякий случай, единственный человек в кадре, который реально пашет на своей должности.

Мы видим, что главный как бы положительный герой - заколдованный, то есть запуганный принц - есть беспомощное существо, только и способное, что взять гитару и спеть пожертвовавшей собой во имя свободы девице отличную песню.

Мы видим, что компании циркачей-кукловодов с пентоталовой бомбой оказывается нечего возразить даже на максимально обезвреженный (стараниями сценариста) монолог поверженного злодея, поясняющего, какой сейчас начнётся трындец после срыва всех покровов. Что они ему отвечают на его (стараниями сценариста) не самые сильные аргументы? «Ужас как напугал, пф».

И окунаются в предположительно прекрасное дальнейшее.

Каким оно оказалось в действительности - каждый, кому сегодня больше тридцати шести, может рассказать кажжому, кому сегодня меньше тридцати шести. Нам с вами переживать эти годы недосуг. Нам интересно другое.

А именно:

Прошли, блин, годы.

Вся страна успела одеться в чужое, обсмотреться и обожраться и обслушаться чужим. Вся страна (кто хотел) успела прочесть запрещённое ранее, выучить все языки, разъехаться и вернуться (кто был нужен дома и хотел там оказаться).

А творческая интеллигенция почему-то по-прежнему воображает себя Чужими. И с дичайшей любовью помещает свои альтер эго в фильмы-книжки-всё такое. Оправдано это или не оправдано. Оно всё воображает себя барами, непонятыми инопланетянами и прочими редкими формами жизни.

И это уже не оправдать джинсами.

Это уже, уважаемые читатели, просто довольно гнусная привычка, передающаяся по наследству и заключающаяся в недобросовестном понимании своих профессиональных обязанностей гражданами, носящими звание русской творческой интеллигенции. Которые воображают, будто их задача - не рассказывать адекватные коллективному сознанию соотечественников истории, а по-прежнему в ужасе от них отшатываться.

И есть мнение, что вылечить нам с вами это никак невозможно. Можно лишь поддерживать тех, кто понимает свою задачу правильно.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Мараховский
Все статьи Виктор Мараховский
Бывший СССР
Югославия-Сербия-Россия: исторические взаимосвязи не подвластны времени…
Состоялась презентация книги известного российского исследователя Балкан Елены Бондаревой «Александр I Карагеоргиевич – православный король Югославии»
23.04.2024
День памяти графа А.П. Бестужева-Рюмина
Также сегодня мы вспоминаем шахматиста А.Д.Петрова, монархиста А.К.Щекина, юриста П.И.Новгородцева, физика П.П.Лазарева, летчицу Е.И.Носаль и ученого В.П.Вологдина
23.04.2024
«Светильник, который продолжает светить всем»
В Санкт-Петербурге прошла конференция «Священномученик Вениамин и сподвижники»
22.04.2024
Маяк в развитии человека!
О проблемах миграционной политики России…
22.04.2024
День памяти адмирала А.С.Шишкова
Сегодня мы также вспоминаем А.И.Бибикова, А.А.Болтина и С.Ф.Аниканова
22.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
22.04.2024 23:42
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2024 23:03
«В США перестали верить в победу киевского режима»
Новый комментарий от С. Югов
22.04.2024 20:29
«С 1964 года население нашей страны вымирает»
Новый комментарий от Vladislav
22.04.2024 20:27
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от prot
22.04.2024 19:42
«Они хотят дискредитировать патриотический фронт»
Новый комментарий от Константин В.
22.04.2024 19:30