18 июля администрация Дональда Трампа объявила о внесении в черный список восемнадцати организаций и лиц, поддерживающих программу Ирана по разработке и испытаниям баллистических ракет, а также военные закупки и Корпус Стражей Исламской Революции. А днём позже в Госдепартаменте в который уже раз обвинили Иран в том, что он является «ведущим государством-спонсором терроризма».
В свою очередь, 18 июля парламент Исламской Республики Иран практически единогласно принял законопроект о противодействии «американскому терроризму» на Ближнем Востоке, детали которого пока не раскрываются. Можно предположить, что среди ответных мер иранской стороны - меры, направленные против американских должностных лиц, замеченных в поддержке терроризма в регионе, увеличение бюджетов силовых структур и иные меры. «Это голосование доказывает решимость иранского народа в борьбе с американскими действиями... Американская администрация должна четко осознавать наш посыл, что любое действие против Исламской Республики будет яростно отражено народом и парламентом», - заявил глава меджлиса Али Лариджани. Также он особо подчеркнул, что несмотря на известные разногласия среди законодателей, единодушное голосование за упомянутый законопроект свидетельствует о наличии единого подхода по данному вопросу. А главный военный помощник Верховного лидера Ирана генерал Яхья Рахим Сафави предупредил: после того, как наёмники-террористы потерпели тяжелые поражения в Ираке и Сирии, Саудовская Аравия, США и Израиль вынашивают против региона новые заговоры.
В МИД Ирана также объявили о зеркальных мерах в отношении американских лиц и организаций, предпринимающих враждебные шаги против иранского народа.
Законодательно закреплённое стремление противостоять «авантюрным и террористическим мерам США в регионе» стало также ответом на принятие 15 июня американскими сенаторами очередного санкционного законопроекта (The Countering Iran's Destabilizing Activities Act of 2017), затрагивающего, в том числе, интересы России. Несмотря на то, что документ пока поступил в Палату представителей и далее на подпись Дональду Трампу, но директор по вопросам законодательной деятельности при Белом доме Марк Шорт заверил о полной поддержке Белым Домом очередной конфронтационной инициативы американских законодателей. При этом некоторые американские наблюдатели оптимистично полагают: Трамп понимает, что война с Ираном вполне способна стать для него тем же, чем стала война в Ираке для Дж. Буша-младшего. Соответственно, санкционная истерия может быть направлена на снижение остроты критики за сохранение «ядерной сделки» с Ираном как таковой. Ранее в американских СМИ появились утечки о сворачивании программы ЦРУ по вооружению и подготовке антиасадовских боевиков в Сирии, что преподносится в качестве другого реалистичного шага Д. Трампа, однако возможные побудительные причины подобного решения и его реализуемость пока не вполне ясны.
19 июля к теме американских санкций обратился президент Хасан Роухани. «Политический авторитет и величие каждого государства, доверие и уважение к нему зависит от того, как это государство выполняет свои международные обязательства. США в последнее время регулярно нарушают их. Это относится и к Парижскому соглашению [по климату], и к договоренностям с Кубой, и части обязательств США по Восточной Азии. Страна, которая проявляет такое непостоянство, попирает свои же обязательства, не соблюдает того, под чем поставила подпись, нарушает законы и правила, не может служить примером законности в мире, не имеет прав призывать других к стабильности», - заявил Роухани на заседании правительства. Иран выполняет свои международные обязательства, объявление новых антииранских санкций противоречит и логике, и положениям Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), со дня подписания которого исполнилось два года. Упомянутый документ, расцениваемый в качестве одного из немногих достижений внешней политики администрации Обамы - Керри (благодаря поддержке Москвы и Пекина), оформленный в качестве соглашения Тегерана с международной «шестёркой» посредников и закреплённый резолюцией СБ ООН, направлен на обеспечение мирного характера ядерной программы Тегерана в обмен на постепенное снятие санкций.
Иран в окружении американских военных баз
В ходе состоявшейся 21 июля в Вене очередной сессии мониторинговой группы в рамках СВПД иранская делегация поставила вопрос о невыполнении Вашингтоном его обязательств.
Несмотря на то, что в ходе своей предвыборной кампании Трамп активно критиковал «ядерную сделку», всё же он был единственным кандидатом от республиканцев, за исключением сенатора Рэнда Пола, не давшим торжественного обещания выйти из неё в первый же день вступления в должность. Конечно, реализация «ужасного контракта», в котором американский лидер, по собственному признанию, ищет что-то такое, что контрагенты не смогут исполнить, продвигается с большим трудом, что связано как с политическими, так и с экономическими причинами. Например, подписанный 3 июля контракт на совместное с французскими и китайскими партнёрами освоение 11-й очереди крупнейшего газового месторождения «Южный Парс» очевидным образом противоречит интересам тех, кто стремится к перенастройке в свою пользу мировых энергетических рынков. В западной прессе всё активнее муссируются слухи об очередных мерах по оказанию давления на Иран под надуманным предлогом якобы опасности, исходящей от его ракетной программы. Очевидно, таким образом в США реагируют на очевидные успехи ближневосточной страны, развивающей передовые высокотехнологичные отрасли в максимально неблагоприятных условиях. Так, несколько дней назад министр обороны Хосейн Дехган сообщил об увеличении дальности и точности крылатых ракет морского базирования. Ранее, в мае, командующий ВВС КСИР Амир Али Гаджизаде заявил, что в Иране открыт третий завод по производству ракет. А командующий корпусом КСИР Мохамад-Али Джаафари считает, что в том случае, если Вашингтон намерен продолжить политику санкций против оборонного комплекса Ирана, ему следовало убрать свои объекты в радиусе тысячи километров от его границ.
Ранее, в июне, в рамках операции «Лейлат аль-Кадр» («Ночь предопределения») высокоточные ракеты были применены частями Корпуса Стражей Исламской Революции из провинций Керманшах и Курдистан по объектам запрещённого в России «Исламского Государства» в сирийской провинции Дейр зз-Зор. Согласно некоторым оценкам, впервые на протяжении всего хода операции она поддерживалась средствами разведывательно-информационного сопровождения национальной разработки, что свидетельствует о серьёзных достижениях иранских специалистов. Конечно, для многих в регионе возросшая ракетная мощь Ирана - некоторая «головная боль». Заметим, в отличие от некоторых соседних стран, без стеснения применяющих смертоносные заряды западного производства по гражданским целям в Йемене, Иран не подписывает с бизнесменами от политики контрактов на десятки миллиардов долларов...
В условиях нестабильной и турбулентной ситуации в регионе, осложняемой линией Вашингтона на комплексную изоляцию Ирана, ракетная программа является важным компонентом укрепления национальной безопасности страны и средством защиты. Это более чем оправдано в период очередной эскалации военной деятельности Пентагона в Персидском Заливе, включая испытания лазерных систем вооружений.
В общем хоре солируют и государственные чиновники, и мастера «публичной дипломатии», и, как нетрудно предположить, «рыцари плаща и кинжала». Так, резкими антииранскими выпадами отметились такие серьёзные политики, как Джон Болтон (выступивший во Франции в ходе очередного сборища т.н. «национального совета сопротивления Ирана») и глава Пентагона Джеймс Мэттис, поделившийся своими взглядами с учениками средней школы. Заявив о невозможности нормализации отношений с Ираном до смены «теократического режима», глава Пентагона в очередной раз приписал иранцам попытки нескольких терактов, истинное авторство которых надо бы искать совершенно в другом месте. И совершенно логично в иранском МИДе отвергли бездоказательные утверждения «Бешеного пса» об Иране как об основной дестабилизирующей региональной силе, обратив внимание на то обстоятельство, что правительство США и непосредственно г-н Мэттис как раз и являются одним из воплощений терроризма и нарушений прав человека...
Наконец, на тревожные размышления наводят и движение в ближневосточной резидентуре ЦРУ США, включая назначение главой оперативного отдела по Ирану некоего Майкла Д'Андреа по прозвищу Аятолла Майк, способный, по словам его коллег, вести «весьма агрессивную программу, но очень умно». Ранее этот «тёмный принц» вроде бы охотился за вышедшим из-под контроля «франкенштейном» бен Ладеном, запуская дроны-убийцы в Афганистане. В ЦРУ признают Иран «крепким орешком», однако «активные мероприятия» сворачивать не намерены. Возможно, одну из таких операций (заметим, провалившуюся, ибо заявленных целей явно достичь не удалось) мы наблюдали 7 июня в, когда террористы атаковали ряд важных государственных объектов в Тегеране и других города. Согласно информации правоохранительных органов, атаковать предполагалось не только Меджлис и мавзолей Имама Хомейни, но и гораздо более широкий спектр целей в разных регионах страны. Формально ответственность за нападения взяло на себя запрещённое в России «Исламское государство» и, возможно, попытки терактов в Иране обозначают одно из направлений, в котором будет эволюционировать этот сжимающийся в Ираке и Сирии террористический «проект». «ИГ» (террористическая группировка, запрещена в РФ - прим. EADaily ) - превосходный инструмент для дальнейших враждебных действий против Ирана, способный действовать через военные базы США, включая незаконные объекты на востоке Сирии. Действия боевиков с различных территорий будут координироваться против Тегерана точно так же, как и против Дамаска.
В этом же ряду - пробуждение «спящих» террористических ячеек в Белуджистане, Ахвазе, Иранском Курдистане... В результате только одного из столкновений с боевиками «Партии свободной жизни Курдистана» в провинции Западный Азербайджан, погибло семь военнослужащих КСИР. В середине июня в арабонаселённой провинции Хормозган полицейские силы обнаружили и ликвидировали хорошо экипированных четырех террористов «ИГ». По-прежнему неспокойно в приграничной с Пакистаном юго-западной провинции Систан-Белуджистан. 15 июня в городе Каср-е Канд и прилегающей горной местности бойцы КСИР была обезврежена группа террористов. По информации агентства Mehr, в их схронах обнаружено до 700 кг взрывчатки, несколько поясов-смертников и множество единиц стрелкового оружия. Двое террористов суннитской группировки «Ансар аль-Фуркан» были ликвидированы в тот же день в Чабахаре на юго-западном побережье, ещё несколько боевиков было ранено и арестовано.
Ещё в 2009 году в докладе Института Брукингса «Каким путём идти в Персию?» давался совет продвигать внешние оппозиционные группы, провоцируя мятежи и способствуя военному ослаблению «клерикального режима», что нашло отражение в практической политике Вашингтона. Пропагандистским прикрытием как вышеупомянутых, так и будущих тайных операций традиционно является, в том числе, истерия в социальных сетях и СМИ в защиту «прав политзаключённых» и прочие подобные спецмероприятия.
«Галлюцинаторная атмосфера прошлого», похоже, ещё долго будет туманить мозги ближайшему окружению американского лидера и приближенным этническим лоббистам. И всё же, несмотря на усиленно демонстрируемую неадекватность Белого Дома, а также на полное отсутствие контактов по линии внешнеполитических ведомств, в Иране, не перестают искать пути политического диалога с заморской сверхдержавой, не снижающей чрезвычайно опасного для судеб региона военного и иного присутствия на Ближнем Востоке.
17 июля в рамках рабочей поездки в США министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф провёл встречу в американском Совете по международным делам. Напомнив о свержении Мосаддыка в 1953 году и о поддержке Вашингтоном Саддама Хусейна в период ирано-иракской войны, глава иранской дипломатии заверил американских собеседников, что Иран выживает несмотря ни на какие санкции, и любые попытки свержения легитимной власти обречены на провал. Что же касается санкций, то к началу их введения Соединёнными Штатами у Ирана в рамках его мирной ядерной программы было всего 200 центрифуг. Когда же Вашингтон начал переговоры о постепенной отмене ограничений - этих центрифуг было уже 20 тысяч.
* * *
Вероятная реинкарнация проекта «Большой Ближний Восток», облекаемого то в «победную поступь демократии», то в экспансию военно-промышленных корпораций, спецслужб и частных военных компаний, даст новый импульс региональной конфликтности, в которой найдут себе «достойное» место, в том числе, силы международного терроризма. Многолетняя политика администрации Обамы привела к росту прикрывающегося псевдорелигиозной философией воинствующего радикализма, росту межконфессиональной розни и искусственно раздуваемых шиитско-суннитских противоречий. Вышеупомянутый доклад Института Брукингса - лишь одно из документально зафиксированных доказательств политики Запада по использованию терроризма в качестве геополитического инструментария. Вряд ли существуют сомнения в том, что подобного рода политика на Ближнем Востоке (да и не только там), будет продолжена, пусть и при помощи иных методов и кадрового персонала. И в этой связи, укрепление многопланового сотрудничества Москвы, Тегерана, Сирии и Ирака по различным направлении имеет ключевое значение.
23 мая в подмосковном Завидово состоялась встреча представителей органов национальной безопасности четырёх государств, в которой приняли участие глава Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани, секретарь Совета национальной безопасности Российской Федерации Николай Патрушев, а также национальные консультанты по безопасности от Ирака Фалех аль-Файяд и от Сирии Али Мамлюк. Согласно агентству Mehr, прозвучало мнение, что стрессовые и неконструктивные заявления, сделанные недавно в Эр-Рияде, заложили основу для региональной нестабильности и напряженности. Обсуждались совместные усилия до полного искоренения терроризма в регионе, подчёркивалась конструктивная роль коалиции в управлении кризисами, вызванными терроризмом. Достигнута договорённость о регулярных встречах в целях более эффективной борьбы с терроризмом.
* * *
«Кормовая база» ведущих мировых транснациональных корпораций в ключевых регионах мира сужается, чем во многом обусловлен интерес ведущих западных держав к Ирану, России, Китаю, принимающий всё более конфронтационный характер. Обострение отношений между Вашингтоном Тегераном может привести к чрезвычайно серьёзным негативным последствиям на всём Ближнем и Среднем Востоке. В любом случае, достойный ответ традиционной империалистической практике можно будет лишь в рамках совместных усилий заинтересованных в развитии, но не в сползании в средневековье, региональных держав.