В настоящий момент всем патриотическим силам России очень важно ясно осознавать: что в ближайшее время ждет наш мир, в котором якобы победил капитализм.
Программа КПРФ подчеркивает, что «наша партия исходит из анализа общественно-политической практики, руководствуется марксистско-ленинским учением и творчески его развивает, опирается на опыт и достижения отечественной и мировой науки и культуры».
В этом контексте интерес вызывает дискуссия на тему «Исчерпал ли себя капитализм?» ведущих программы «Формула смысла» на радиоканале «Вести. ФМ» Дмитрия Куликова и Ольги Подолян с историком, философом, директором Центра русских исследований Московского гуманитарного университета Андреем Фурсовом.
По мнению Фурсова, что бы ни утверждали классовые защитники власти мамоны, капитализм как общественная формация вошел в свою терминальную стадию, о чем и говорил Ленин в своей гениальной работе «Империализм как высшая стадия капитализма». Правда, отметил Фурсов, Каутский, проиграв базовый спор с Лениным, был прав в одной частности: агония капитализма может порождать нечто вроде «ультраимпериализма».
Сам же капитализм, как особая форма существования капитала, прогрессивная в определенный исторический момент, исчерпала себя уже к концу XIX века, - напоминает Фурсов. Капитализму требовалось новое «жизненное пространство», которое тогдашние «сильные мира сего» могли получить только одним способом: посредством хищнического захвата новых ресурсов. Недаром на международной Берлинской конференции в 1884 году было принято решение о том, что если некая страна не может сама освоить свои ресурсы, то «мировое сообщество» может само освоить эти ресурсы в принудительном порядке.
Так как прямой военной силой Россию Запад победить не мог, то пошел «окольным путем» и развязал мировые войны, стравив Россию с Германией. Великие социальные катастрофы и разрушения позволили западному капитализму просуществовать еще несколько десятков дополнительных лет, примерно до 1975 года. Однако затем западный капитализм вновь подошел к своему пределу. Кризисы перепроизводства, «набухающая» прибавочная стоимость, не вкладываемая в реальное производство и «растворяющаяся» в виртуальном финансовом капитале, привели к ситуации, когда гигантская и ничем не обеспеченная долларовая масса должна была «схлопнуться». По оценкам и западных, и советских аналитиков это должно было произойти в девяностые годы XX века и завершиться полной победой СССР с его плановой экономикой и вложением прибавочной стоимости в человеческое развитие, а не в «умножение капитала».
Запад готовился к своему возможному краху, постепенно работая над формированием тоталитарного общества управляемых «винтиков». С шестидесятых годов прошлого века над этим начали работать глобальные структуры. Так на деньги Рокфеллеров создавались «экологические организации», которые должны были препятствовать развитию производства, мешающего финансовому капиталу фактом своей реальности, а различные политтехнологические организации работали над «аннигиляцией» социального оптимизма «шестидесятых», а также формированием «мира иллюзий» и общей деградации человеческих масс, погружаемых в мир нравственного релятивизма. В итоге это должно было привести к жестокой диктатуре, где практически все ресурсы сконцентрированы в кругу «избранных».
Ситуацию для Запада, опять же на время, спас демонтаж СССР, обусловленный, прежде всего, не экономическими, а психо-информационными факторами и предательством элит. Разгромив СССР, западный капитал получил еще одну отсрочку. Как отмечает Фурсов, после распада СССР произошло крупнейшее в мировой истории ограбление огромных масс людей. Так за порог бедности шагнуло порядка 150 миллионов человек из стран бывшей социалистической системы.
Но сейчас ресурс разграбления вновь подошёл к концу, и мировая капиталократия вновь стоит перед выбором: война или реформы, или сочетание этих вариантов.
Хорошо изучивший Маркса Жак Аттали наряду со многими «властителями дум» западного мира считает, что современный капитализм нужно превратить в нечто иное. А во что должен превратиться мир, где главное - капитал, если не начать социалистические преобразования?
Конечно же, считает Фурсов, в диктатуру, которая предоставит почти неограниченные возможности новой элите (примерно 15%) человечества. Эта «элита» не будет сконцентрирована в какой-либо отдельной стране или группе стран, а обустроится в ряде анклавов, напоминающих рыцарские замки раннего средневековья (между прочим, отметил Фурсов, в 2019 году в США спустится на воду первый в мире «плавучий остров», рассчитанный на автономное существование 50 тысяч богатеев). Остальное население останется выживать в глобальном «Сомали». Производство же будет полностью компьютеризировано и роботизировано (конечно, затем взаимное уничтожение пойдет и в этих анклавах).
Для осуществления данного проекта необходимо разрушить способность большого количества людей мыслить: в этих целях во всем мире активно уничтожаются образование и наука для «обычных» людей, а доступ к реальным знаниям получает новое «квазижречество». Но, в итоге, такой путь ведет к катастрофе для всех.
Конечно, проекту «нового средневековья с функцией рабовладения» сопротивляются многие части мировой элиты, особенно собственники реального производства. Приход Трампа - это их ход в «большой игре». Но и они не знают, что делать, потому что повторять индустриализацию уровня конца XX века, просто «забирая» заводы из Китая, - это создание противоречия между такой индустриализацией и новыми производительными силами, завязанными на высокие компьютерные технологии. А при полноценном развитии этих технологий неясно, куда девать огромное количество остающихся без работы людей, ибо капитал не будет делиться с ними прибавочной стоимостью, а «сфера услуг» вместит лишь немногих. В этом случае капиталистический, «ультраимпериалистический» путь все равно ведет к геноциду большей части человечества, а также новому, вдвойне страшному рабовладению и экологической катастрофе.
Между прочим, поделился Фурсов исторической деталью, известный фантаст Герберт Уэллс был убежденным англосакским нацистом и считал, что мир должны наследовать богатые белые люди, а все, кто сопротивляется такому развитию событий, подлежат уничтожению.
Итак, подчеркивает Фурсов, созидательного проекта развития нет ни у финансовых спекулянтов, и у «новых промышленников».
Все вышеперечисленное относится и к Китаю, потому что он неразрывно связан с миром мирового финансового капитала.
Какие выводы лично я сделал, прослушав поучительную радиопередачу с участием Андрея Фурсова?
- Гений Ленина до сих пор определяет базовое понимание сущности мирового империализма;
- Процессы борьбы мирового капитала за свое существование могут привести к глобальной катастрофе и регрессии человечества на несколько тысячелетий назад (а в случае глобальной экологической катастрофы и гораздо дальше назад по линии времени);
- Единственным проектом созидания по-прежнему является социализм, который в силах предложить миру только Россия, опирающаяся на фундаментальные ценности русского и других ее народов, так как эти ценности позволяют противостоять технологиям психофизиологической деградации.
- Мировой финансовый капитал делает и будет делать все, чтобы эти выводы не сделала критически значимая масса людей.