Театр исторической памяти

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
1628
Время на чтение 11 минут
История по-прежнему остается областью серьезной интеллектуальной и идейной борьбы. И проявляется это не только в том, что те или иные историки отстаивают ту или иную политику памяти. Памятники, которые мы устанавливаем на улицах наших городов, фильмы, которые мы снимаем о нашей истории и ее героях, спектакли, которые ставят в современном театре - всё это очень важно, а часто и очень конфликтно.

О том, как и что выбирает в истории современный театр, что важно в ней драматургам и режиссерам, мы говорим с критиком, доктором филологических наук Капитолиной Кокшеневой.

Константин Смородин: Существует ли в современном культурном пространстве «театр памяти»? Если да, то что о нем Вы могли бы рассказать?

Капитолина Кокшенева: Да, такой театр существует. «Театр памяти» опирается на историю. И понимание истории нашими современниками, взгляд из сегодняшнего дня в прошлое тут определяет всё. Ведь в прошлом мы либо видим то, что по тем или иным причинам хотим увидеть, либо ищем «аргументы» для сегодняшней своей концепции истории. Поэтому я бы сказала, что это не «театр прошлого», а именно «театр исторической памяти». А память избирательна, вплоть до отрицания, до беспамятства. Для меня «театр памяти» - это, безусловно, и наличие драматургии, в которой есть историческая платформа, и документальный материал, который может стать основой спектакля. Но не просто модный нынче театр.doc., а история.doc.

Константин Смородин: О каком спектакле в формате история.doc. Вы могли бы рассказать?

Капитолина Кокшенева: Мое самое свежее театральное впечатление - это интерактивный по форме спектакль «Право на судьбу». Его поставили в архитектурно-этнографическом музее «Семёнково» Вологодской области (выиграли грант в Фонде Потанина). В чем суть? Во-первых, играют в нем непрофессиональные актеры, а по преимуществу научные и другие сотрудники музея, с привлечением и любителей. Режиссер Ольга Бороздина - профессиональный. Я бы сказала, что у спектакля есть два варианта. Первый, интерактивный, когда всё пространство музея, в котором собраны крестьянские северные избы (они образовали две улицы), становится местом действия. Где-то идут мужики и бабы, кто нарядный, кто в обыденном, и вовлекают зрителя в ту или иную жизненную ситуацию. И мы вместе с ними идем от дома к дому, а внутри дома нам рассказывают истории из жизни северных крестьян конца XIX - начала XX века. Именно крестьянские голоса, их подлинные истории долго изучались и собирались научными сотрудниками. Историю пишут грамотные. К тому же история русского, например, народа как таковая не написана, потому как она слита с жизнью или государства, или военных подвигов и баталий. А вот простая жизнь? Источником ее и стали материалы судов. Именно эти судебные разбирательства и отразили обыденную жизнь русской деревни: как собирался крестьянский сход и что он решал; как община защищала сирых и убогих, как и чем помогала вдовицам и старикам; как справедливо одаривала и как наказывала, как гуляли рекруты и почему мать не дала родительское благословение сыну, пожелавшему в брак вступить, но забывшему о том, что его долг «родителей пропитывать». Зрители стали свидетелями того, как крестьянская семья брала приемышей и составлялся договор; как составлялась и подавалась бумага - прощение председателю управы... В общем, право на исторический голос и право на судьбу здесь отдали крестьянскому сословию. А потом они показали на повети крестьянского дома спектакль «Родная мать», в основание которого была положена история семьи Дудниковых. Музейное пространство (реальная крестьянская изба и все пристройки к ней), высокие потолки, деревянные стены, крестьянская одежа и утварь, фотографии в простенках между перерубами - всё это, будучи подлинным, конечно, производило особенное ощущение подлинности. А был в спектакле и духовный стих «Лазарь», и видеоинсталляции, перемещающие внимание публики во времени. Главную роль отдали профессиональной актрисе - Любови Губернаторовой, которая и держала весь актерский состав. Собственно, это была документальная история раздела крестьянской семьи Дудниковых из Трегубовской волости Устюжского уезда. Раздел семьи, конечно, содержит драматизм. Мне было интересно вот что: как традиция и совесть, а не только закон, управляли крестьянской жизнью.

Константин Смородин: Очень интересно. Собственно, этот опыт могут, мне кажется, перенять и в других местах. Но ведь тут есть и опасность. Можно взять любой документ, прочитать его «по лицам» и назвать это театром. А как же с творчеством быть?

Капитолина Кокшенева: Да, точно. Любая вещь, так сказать, обоюдоострая. Спицами, например, можно связать какую-нибудь райскую птицу, а можно проколоть глаз или ухо, как делают в одном спектакле модного столичного режиссера. Видела я doc/спектакли очень простенькие, так сказать, протестно-свободолюбивые. Они часто делаются на скорую руку, сшиваются на живую нитку и быстро сходят со сцены.

Константин Смородин: И всё же, где тут доминанта? В истории или в документе?

Капитолина Кокшенева: Конечно, сам по себе документ, без усилий его концептуального понимания, может быть в театре абсолютно неинтересен, - как неинтересен и без художественных усилий создателей спектакля. Безусловно, Н.М.Карамзин, создавший капитальней труд «Истории государства Российского», вдохновил им очень многих художников на создание исторической драмы и трагедии, на поэмы, стихи и вообще привил вкус к истории. Но сегодня карамзинский опыт увидеть русскую историю в ее движении и свершениях вообще как принцип подвергается сомнению. Во все времена нам было свойственно любить историю как некое большое государственное, имперское дело. Но во времена «новейшие», с развала СССР, акценты резко сместились. Либеральная парадигма назвала прежний тип исторического мышления «закрытым» и в противовес ему предложила «открытый», то есть против истории большого стиля выставили историю семейную, частную, приватную, малую. В самой по себе малой истории нет ничего плохого, но... В том-то и дело, что такой «открытый» подход к истории почему-то немилосердно жестко требует показывать человека, который порвал с государством, который не желает знать и чувствовать свои связи с большой историей. До недавнего времени «свобода» и «личность» трактовались в духе абстрактного гуманизма, а на самом-то деле перед нами определенная политтехнология, с помощью которой можно управлять историческим сознанием современников.

Константин Смородин: Да, это точно. В этом месте всё время вбивался клин: будто приватный человек не может чувствовать связь со своей страной, своим государством... То есть создавался и поддерживался конфликт там (на уровне личности), где может и не быть конфликта... А всё же, ведь театр и драма сами по себе требуют действия, требуют конфликта, требуют развития действия.

Капитолина Кокшенева: Выше я говорила о тенденции, но это совершенно не значит, что я призывала к некой бесконфликтной исторической драматургии. История - это всегда драма, сшибка характеров, лиц, сюжетов. Мы, увы, плохо знаем свою историю. Например, сериалы Би-Би-Си об английской жизни разных веков сделаны отлично: там и дух времени, и жизнь истории, и жизнь частная... А вообще-то, нет сомнения, что наша история XIV-XIX веков наполнена фантастически-увлекательными изгибами и парадоксами судеб. Вот только почему-то мы снимаем «Матильду» и потом начинается война сторонников и противников. Но вся эта война как раз и доказывает: муза истории Клио покинула наше культурное пространство. С ней нужно обращаться аккуратно.

Конечно, драма требует конфликта. Но опять-таки, конфликт конфликту - рознь. Например, задана такая тема для драматурга: «Рабство как культурная память и интеллектуальное наследие». Вы понимаете, что тут транслируется идея автономии личности от диктата государства. Такую лекцию год назад читала Ирина Прохорова, раскрывая свою тему через вопросы: «Как наследие рабства влияет на формирование этических, моральных норм, религиозных представлений, ритуальных и этикетных кодов? Какую роль в передаче интеллектуального наследия рабства играют практики памяти? Как рабство и его последствия отражаются в коллективном сознании, в повседневных практиках и стиле жизни индивида и коллектива, искусстве и средствах массовой информации? Почему рабство остается одним из мощных механизмов культурной памяти и социального взаимодействия даже спустя многие годы после своей формальной отмены?»

Константин Смородин: Если я правильно понимаю, то Вы сейчас объявили конкурс исторической драматургии и Истории.doc, предлагая иную концепцию истории и памяти?

Капитолина Кокшенева: Совершенно верно. Мне хочется вообще привлечь внимание к исторической драматургии, стимулировать ее написание. Взаимодействие между личностью и государством, личной и коллективной памятью может опираться не на «память рабства», но на память-подвиг, память-страдание, память-радость, память-победу. Безусловно, практики памяти важны, в том числе и в театральном искусстве. Театральное искусство - это, безусловно, одна из форм актуализации культурно-исторических смыслов, выходящая за рамки опыта отдельного человека. Передаваясь из поколения в поколение, культурная историческая память удерживает наи-
более значимое прошлое - информацию и образы, которые имеют ориентирующую, нормативную и конституирующую функции. Но именно эти функции в современном искусстве сцены оказались поставлены под вопрос. Нормативность в понимании прошлого и коллективной памяти отнесена к советскому периоду, а в новом искусстве «нормативность» - это вообще категория неактуальная. Также нет никаких констант в культурной памяти для создателей современного спектакля, которые признавались бы как всеобщие.

Современность (модерн) и история в «театре памяти» скорее резко противостоят. Они оппоненты. История интересна «театру памяти» скорее своим травматическим опытом, своими экстремальными параметрами.

Константин Смородин: Назовите спектакли, театры, драматургов.

Капитолина Кокшенева: Если позволите, то я употреблю тут такое слово, как «модуль».
Безусловно, главным из них остается «модуль войны». Меня можно спросить, почему я не говорю о больших темах, о главных тенденциях в репертуаре современных театров, но употребляю слово «модуль»? Но именно оно сейчас наиболее точно передает способы мыслить и отражать их в символической и художественной реальности современным драматургом и режиссером. (Сразу уточню, что я сейчас говорю о спектаклях, а не только о драматургии.)

«Модуль войны» в современном театре представлен такими драматическими произведениями: это «Война» Ларса Нурена (пьеса современного шведского поэта, драматурга, сценариста и режиссера; спектакль поставлен А.Огаревым в Томском драматическом театре и в др. театрах); это «Камень» Мариуса фон Майенбурга (пьеса современного немецкого драматурга и режиссера; спектакль поставлен Д.Хуснияровым в петербургском Театре на Васильевском, а также и в других театрах страны); «Фронтовичка» А.Батуриной (современный российский автор, принадлежащий к новодрамовскому направлению; спектакль поставлен С.Левицким на сцене Русского драматического театра им. Н.А.Бестужева, Улад-Удэ); «Последние свидетели» (по документальной прозе Светланы Алексиевич; спектакль поставлен в Театре на Таганке); «Крещённые крестами» Э.Кочергина (автобиографическое повествование Э.Кочергина; спектакль поставлен В.Фильштинским в БДТ); «Молодая гвардия» (спектакль создан не по роману А.Фадеева, но режиссерами М.Диденко и Д.Егоровым как история мифа в трех частях - театр «Мастерская», Петербург); «Веселый солдат» В.Астафьева (режиссер С.Безруков - Губернский театр, Москва).

Модуль «советское прошлое» спектаклем «Ак и человечество» Е.Зозули (по одноименному рассказу; Камерный театр, Воронеж - режиссер Д.Егоров); «Бунтари» (автор идеи - А.Молочников-старший; соавторы текста сцен А.Архипов, М.Идов; спектакль МХТ им. А.П.Чехова, режиссер А.Молочников, время - «оттепель»). И совсем недавно посмотрела в Ростовском Академическом театре драмы спектакль по повести советского писателя В.Закруткина «Матерь человеческая» режиссера Геннадия Шапошникова, который создал мифо-поэтический спектакль, наполненный символикой борьбы, победы и преклонением перед матерью-жизнью.

Модуль «модерн и XX век» - это пьеса «Одноклассники. История в XIV уроках» польского драматурга Тадеуша Слободзянека (поставлена в Кемеровсмком театре драмы, но быстро снята из-за авторских прав); «Краткая история русского инакомыслия» (в основе спектакля документальные тексты XVII-XX веков; проект Е.Греминой, московский Театр. doc).

К сожалению, очень и очень мало сегодня текстов и драм, которые были бы художнически и интеллектуально убедительными.

С исторической драматургией - просто караул! Что, очевидно, само по себе симптоматично и требует отдельного разговора.

Константин Смородин: А почему вдруг о войне и пьеса немецкого и шведского драматурга? Нам может быть интересен их взгляд?

Капитолина Кокшенева: Все мы являемся свидетелями того, как память о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. регулярно становится предметом идеологических манипуляций и спекуляций. Начиная с «перестройки», с романов и повестей того же Виктора Петровича Астафьева, с «Проклятых и убитых», заметна стала тенденция борьбы с большим коллективным чувством. Чувством русского человека-победителя. Именно русский солдат победил фашизм (что ничуть не отрицает роли других народов в антифашистской борьбе). От официальной правды о войне мы шли - к окопной, от генеральской - к солдатской, от истории победы - к истории жертв. Так примерно двигалась «память истории» в ближайшие 25 лет, - двигалась, истончая и измельчая пафос величия, значительности, грандиозной победительности и героической жертвенности. «Текущая актуальность», находящаяся за рамками собственно искусства, оказывала огромное воздействие на идею памяти в культуре и драматургии в частности.

Общая история как общая судьба. Какая это ценность? Государственная? Да. Личная? Да. Это и есть наша концепция памяти истории, в которой личность связана тонкими и многими нитями с собственным народом и государством. Если либеральная  концепция до сих пор все эти годы исходила из идеи травмированности общей историей (понуждая народы считать свои уроны от соседства с русскими), то моя концепция истории как общей важной и трудной судьбы ей противостоит.

Но в художественной практике скорее доминирует фрейдовское «навязчивое повторение» и связанные с ним концепции травмы и посттравматических переживаний.

В советском театре существовал государственный заказ в культуре. Литература, посвященная Великой Отечественной войне, составляла целый пласт. Сегодня такого заказа нет, и творческие деятели находятся в длительной оппозиции к возможности появления такого заказа даже в условиях государственного финансирования театров. Нет и современной драмы о войне, а потому не удивительно, что ставится западная драматургия, а наши редкие произведения здесь тоже следуют в фарватере западной тенденции.

«Человек возвращается с войны» - так бы я назвала доминирующую ситуацию всех трех пьес («модуля войны»). Война завершена. Уже не она сама по себе интересна. Уже всё меньше и меньше остается участников и свидетелей войны. «Абсурд Нурена, - пишет критик, - детабуирует и окатывает брызгами крови, открывая зловещие, демонические дали и погружая в атмосферу разврата и ужаса, что может неприятно шокировать не избалованную «крюотическим театром» российскую аудиторию». Эпиграф к «Войне»  - «...о тех, кого не успели убить». То есть, очевидно, русские не успели добить. В этом эпиграфе и концепция: о психических травмах «недобитков» идет речь, о немецкой семье после войны, в которую возвращается отец с фронта. Искалеченный, слепой, психопатологичный. Но и семья его - такая же (две изнасилованные дочери, жена, сожительствующая с его братом). Вторая пьеса - тоже рефлексии потомков двух семей (еврейской и шведской) на тему войны, в которой все что-то потеряли.

Константин Смородин: Итак, можно сказать, что современной отечественной драмы памяти практически нет. Советский дискурс официальной памяти разрушен или раздражает. А «новая линия» связана с комплексом вины, тотального насилия, которое мучит человека. Драматургия отталкивания (отторжения) явно доминирует. Да, позвольте Вас поддержать - стимулировать интерес к исторической драматургии сегодня явно необходимо.

Об авторе:

КОКШЕНЕВА Капитолина Антоновна - кандидат искусствоведения, доктор филологических наук, руководитель Центра наследования русской культуры Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва,
г.Москва, РФ.


Источник: Молодёжный журнал «Странник»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Капитолина Антоновна Кокшенева
Все статьи Капитолина Антоновна Кокшенева
Константин Смородин
Брат
Стихи
02.04.2024
Украина
Стихи
10.03.2022
Все статьи Константин Смородин
Бывший СССР
День памяти митрополита Флавиана (Городецкого)
Сегодня мы также вспоминаем павших в бою под Шёнграбеном
17.11.2024
День рождения Царевны-Мученицы Ольги Николаевны
Сегодня мы вспоминаем генералов В.Д.Иловайского и С.К.Гершельмана, министра А.В.Головнина, дирижера А.А.Архангельского, расстрел Московского Кремля большевиками и подвиг героев-панфиловцев
16.11.2024
Отделить истину от наслоений лжи
О книге Григория Блехмана «Сталин, Берия, Хрущев: созидатели и разрушитель» (М., 2024)
15.11.2024
День празднования Шуйской иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Д.Н.Мамина-Сибиряка, И.М.Сеченова и М.О.Доливо-Добровольского
15.11.2024
Наше выживание только в Победе...
Другого пути у нас нет
14.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58
Неблагодарные – не только подлецы, но и дураки...
Новый комментарий от Константин В.
17.11.2024 17:49
Зачем?
Новый комментарий от ross-Kazan
17.11.2024 17:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Андрей Садовский
17.11.2024 16:31
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
17.11.2024 16:22
Маткапитал утратил свою актуальность?
Новый комментарий от Человек
17.11.2024 15:56
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от kuzanez
17.11.2024 15:53