Хорошее дело Венчанием назовут

Главной традиционной ценностью, которая сохраняется в мире, является христианский брак

Новости Москвы 
0
478
Время на чтение 18 минут

Хорошее дело Венчанием назовут

Фото: Мамонтов Сергей/ТАСС

Итоги прошедшего в Москве Архиерейского Собора Русской Православной Церкви будут обсуждаться еще долго. Конечно, многие из них касаются сугубо внутрицерковных вопросов, напрямую не затрагивающих повседневную жизнь даже воцерковленных верующих: "Положение о монастырях и монашествующих", "Положение о наградах Русской Православной Церкви" и тому подобные соборные деяния. Но в то же время одним из ключевых решений Собора стало принятие документа, регламентирующего основу основ каждой православной семьи: "О канонических аспектах церковного брака".

Далекие от Церкви, но кое-что знающие "по верхам" люди могут задаться вопросом: "Так ведь все участники Архиерейского Собора - монахи! Какое им дело до жизни людей семейных?" Но речь в документе идет не о том, как варить щи, воспитывать детей или же строить дом и сажать дерево. Речь о том, с чего должна начинаться каждая христианская семья - Таинстве Венчания.

Увы, в современной реальности это далеко не всегда так. И прежде, чем решиться венчаться, молодая (и не очень) пара зачастую уже проходит жизненный путь из множества испытаний. Конечно, испытаний немало и у венчанных семей, ведь здесь в корне неверно "торговля с Господом": "Мы, так и быть, повенчаемся, а Ты нам за это устрой праздную и безбедную жизнь!". Для верующего же человека, пусть даже только начинающего делать первые шаги в церковной жизни, должно быть очевидно: христианский брак - это венчание, а невенчанный союз - это если и брак, то уж точно не христианский.

Но, как говорится, есть и нюансы. И в том числе и им посвящен принятый Архиерейским Собором документ. В этом тексте детально, на основе многовекового канонического опыта Православной Церкви с опорой на постановления Вселенских Соборов, а также библейские и святоотеческие изречения (но в то же время и с учетом современных реалий) разъясняется, что же такое церковный брак? Кто может, а кто не может в этот брак вступить? И, наконец (увы, но это очень распространенный вопрос): допустимо ли его расторжение?

Не будем детально разбирать каждый пункт этого многостраничного документа, остановимся лишь на самом главном. Том, что касается не только священнослужителей, совершающих Таинство Венчания, но и всех нас, православных христиан, а также наших нецерковных близких.

брак

Фото: www.globallookpress.com

Условия вступления в церковный брак и препятствия к нему

Для начала в документе оговаривается, казалось бы, очевидное: "Брак есть союз мужчины и женщины". Этот незыблемый принцип римского права, вошедший во многие церковные документы, в том числе - в текст славянской "Кормчей" (канонического сборника, основанного на византийских церковных и светских законов), в последние десятилетия во многих странах пошатнулся. Даже некогда одна из самых консервативных протестантских конфессий - англикане - таки прогнулись под изменчивый мир и в ряде своих приходов начали "венчать" союзы содомитов (подробнее об этом можно прочесть в опубликованном на страницах "Царьграда" материале "Англикане: пике вертикальное?"). А потому это оговорка является существенной. Как есть в документе и оговорка о том, что нельзя венчаться с лицом, "сменившим пол".

Но положим, вы - мужчина и женщина, и вам захотелось повенчаться. Догадайтесь, каким будет первый вопрос, который задаст вам священник? Нет, это даже не "како веруете?", но "а в загс-то уже сходили?" - этот момент в соборном документе оговаривается четко: "церковное браковенчание совершается после государственной регистрации брака". Исключения, в основном, связанные с риском для жизни и невозможностью дожидаться загсовой волокиты, допускаются, но только как подтверждение правила. И только с благословения правящего (епархиального) архиерея. А разъяснение этого императива элементарно: если вы не готовы взять юридическую ответственность друг за друга, свое потомство и хозяйство перед светским законом, то о каком венчании может идти речь?

Итак, этот этап вы тоже прошли достойно: печать в паспортах уже есть. И тут священник вдруг задает вам другой вопрос: а сколько таких печатей было прежде? Дело в том, что в соответствии с церковным каноническим правом, люди имеют право лишь трижды вступать в брак. Ранее здесь оставался открытым вопрос: считать ли в данном случае браком и невенчанные союзы? Ведь разводов у человека может быть уже с десяток, а венчаться он пришел впервые. Теперь этот момент уточнен: да, считать, если в момент заключения и расторжения этих браков ты был крещеным христианином.

ЗАГС
Фото: Артем Коротаев/ТАСС

Но положим, у вас все хорошо и правильно. Брак у вас - первый, пусть - второй, самый край - третий. А теперь нужно понять, не находитесь ли вы в канонически недопустимых степенях родства. Поясним: хотя наше светское законодательство не запрещает жениться троюродным братьям и сестрам, в Церкви такие союзы категорически запрещены. Как запрещены браки со священнослужителями, монашествующими, между крестными и крестниками, а также родителями и крестными родителями одного ребенка. И вот здесь появилось поистине революционное изменение: отныне в Русской Православной Церкви стали официально разрешены браки между крестными родителями одного ребенка. Впрочем, эта "революция" не противоречит каноническим правилам, ведь в древности не было понятия "крестные родители": у крещаемого всегда был только один восприемник (крестный), а у крещаемой - восприемница (крестная).

Собственно, все предыдущие вопросы может задать и помощник священника. А вот теперь начинаются ключевые этапы на пути к венчанию. Так, священник сам должен провести собеседование с желающими венчаться. И в первую очередь, уточнить насчет искренности и осознанности вашего желания, объяснив смысл христианского брака именно как союза, установленного Богом и благословенного Церковью. И обязательно предложить исповедоваться и причаститься в преддверии венчания. Ведь мало ли, может, вам просто нравится церемония венчания, к самому же Таинству вы относитесь абсолютно безразлично.

И именно последний момент непосредственно связан с самым главным вопросом: "Како веруете?". Может ли священник повенчать нехристиан (в том числе - вовсе не верующих людей)? Категорически нет! А неправославных христиан? А вот здесь - сложнее. В древности это тоже было запрещено. Но положим, вы - верующая православная христианка, а замужем за армянином, который к Русской Православной Церкви относится лояльно, но уходить из Церкви Армянской (не имеющей канонического общения с Православными Церквами) не желает. При этом он не против крещения и воспитания детей именно в Православии. В подобном случае исключение допускается.

Но тут резонен вопрос миллионов православных христиан, пребывающих в зарегистрированном браке с нехристианами и неверующими людьми. Как быть им? Неужели их семейные союзы - незаконны. И здесь Церковь напоминает утешающие слова апостола Павла:

"Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим" (1 Кор. 7:12-14).

То есть венчать такой брак, конечно, нельзя, но это не значит, что его нужно расторгать. И, конечно же, это - не "незаконное сожительство", не блуд. Живите в мире, но старайтесь ненавязчиво привести своего любимого человека ко Христу. И если у вас это получится, тогда и повенчаетесь.

венчание

Фото: www.globallookpress.com

Признание церковного брака недействительным или утратившим каноническую силу

Ну, вот мы и подошли к столь острой (и, увы, актуальной для многих) теме расторжения церковного брака. Существует ли некий "чин развенчивания"? Нет, нет и нет. Церковь уже неоднократно заявляла: никакого развенчивания никогда не было, и быть не может. Ведь браки, действительно, "совершаются на Небесах", а "что Бог сочетал, того человек да не разлучает". Но де-факто, конечно, расторгаются и церковные браки. А потому вопрос лишь в том, в каких случаях это - простительно, а соответственно - возможно заключение повторного церковного брака, совершение повторного венчания.

В первую очередь, это, конечно, такие случаи, когда венчание было совершено ошибочно. Например, при незнании о наличии препятствий к браку. Или, если один из венчающихся скрыл свою физиологическую неспособность к супружеской близости. Последнее в сегодняшних условиях - крайняя редкость, но и полностью исключить подобные случаи тоже нельзя. А потому этот момент также прописан в принятом Архиерейским Собором документе.

Куда сложнее - с теми случаями, когда один из супругов имеет права на признание брака "утратившим каноническую силу". Здесь речь идет о целом ряде обстоятельств, которые стоит привести здесь полностью с краткими пояснениями:

"а) отпадение одного из супругов от Православия;

б) прелюбодеяние (супружеская измена - М. Т.) одного из супругов и противоестественные пороки (любые половые извращения - М. Т.);

в) вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством (этот пункт - напрямую связан с первой частью предыдущего - М. Т.);

г) неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;

д) заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому супругу или детям;

е) медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга, при его отказе от лечения и исправления образа жизни;

ж) безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа ;

з) злонамеренное оставление одного супруга другим (длительностью не менее года);

и) совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;

к) надлежащим образом удостоверенное посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого супруга либо детей;

л) неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством и устраняющая возможность продолжения брачной жизни".

Словом, возможности для расторжения существуют, но не все они не являются императивными. Ведь и совершивший измену может быть прощен, и алкоголик способен исцелиться. Была бы только добрая христианская воля. В любом случае Церковь призывает не принимать поспешных решений и, насколько это возможно, стараться примириться и сохранять семью. Ведь неслучайно первоверховный апостол Павел, чьи слова ранее уже приводились, сравнивал семейный союз с союзом Христа и Церкви, а соответственно - "малой Церковью":

"Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть" (Еф. 5:23-25, 31).

И не стоит верить тем, кто с циничной иронией уверяет, что хорошее дело "браком" не назовут. Хорошее дело назовут христианским браком, венчанием. И поскольку именно Бог есть Любовь, то только с Ним возможно сохранение настоящей любви и тепла в каждой нашей семье.

Источник: Царьград медиа

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Тюренков
Все статьи Михаил Тюренков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31