Настоящий художник, мастер своего дела нет-нет да и удивит даже своих давних почитателей, которые хорошо знают его стиль, его жанры. Так и живописец Василий Нестеренко под конец года заставил своих зрителей ахнуть от удивления и улыбнуться. Основой его новой выставки «Сирийская земля» стало пятиметровое полотно «Письмо недругам России». Замысел, композиция картины - от легендарного холста И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Письмо запорожцев сочинялось в 1676 году в ответ на ультиматум главы Османской империи. И.Е. Репин, работая над картиной спустя два века, писал: «Наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов веры православной и личности человеческой... И вот эта горсть удальцов, конечно даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума (это интеллигенция своего времени, они большею частью получали образование) усиливается до того, что не только защищает Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием».
И вот сегодня, спустя еще полтора века, мы видим на картине современного российского художника тот же сюжет, только вместо кошевого атамана и его казаков на холсте изображено воинство Руси уже XXI века.
Мы видим воюющих в Сирии против мирового террора солдат и офицеров при оружии, в полевой форме, в тельняшках, в касках и бронежилетах. Пишет коллективное послание старший лейтенант со светлым юным лицом. Одна шариковая ручка у него в руке, другая - за ухом, как перо у репинского персонажа. На столе, помимо листка с письмом, наискосок красуется автомат Калашникова. Картину можно, кстати говоря, назвать прямо-таки одой творению великого русского оружейника, представленному здесь в разных модификациях и видах. Припечатывает столешницу внушительный кулак одного из офицеров могучего телосложения.
Глядя на монументальную картину Василия Нестеренко, ощущаешь палящее сирийское солнце, слышишь громовой смех. Веет от нее силой несокрушимой. Перед нами - великая российская армия, воскресшая словно из небытия после «реформ» последних десятилетий...
«Значительную часть в моём творчестве занимает тема русской военной истории, - говорит художник в интервью газете «Завтра». - Мои картины посвящены Куликовской битве, победам Петра, времени избавления от Смуты, Первой мировой войне и Великой Отечественной войне... А вот работ, посвященных современной российской армии, не было. И я подумал: где, как не в Сирии, могу найти те сюжеты, которые мне помогут раскрыть эту тему».
В мае сего года Василий отправился в командировку в Сирийскую Арабскую Республику, совершил несколько поездок по стране, побывал в гарнизонах. На вопрос о главном впечатлении он отвечает: «Наша армия, наши доблестные воины - и офицеры, и рядовые различных родов войск - всё это одна большая дружная семья, такое у меня сложилось ощущение. И, конечно, все они - действительно элита наших Вооружённых сил. В армии очень жёсткая дисциплина, все не просто подтянуты, а предельно собраны. Но даже в условиях такой дисциплины есть место для проявления самых тёплых, дружеских чувств. За короткое время у меня там столько друзей появилось, невероятно!».
Что ж, весь мир сегодня изумленно всматривается в российских летчиков и морских пехотинцев, саперов и спецназовцев, которые в Сирии в противостоянии с отлично обученными профессиональными наемниками показали и умение наносить снайперские сокрушительные удары, и готовность, если потребуется, пожертвовать жизнью, вызвав огонь на себя...
Вспоминается песня из фильма «Офицеры»:
Погляди на моих бойцов,
Целый свет помнит их в лицо.
Вот застыл батальон в строю,
Снова старых друзей узнаю...
Побывавшие в Сирии отмечают высокий настрой воинов, они понимают: это защита Родины на дальних подступах.
Представляя новые работы из цикла «Сирийская земля», Василий Нестеренко говорил с горечью и о том, что райская библейская страна, в былые времена столь престижная для поездок среди наших сограждан, лежит сейчас в руинах, стала «сирийским Сталинградом»...
На открытии выставки народный артист России Михаил Иванович Ножкин, давний друг Василия, отметил: мы присутствуем при историческом событии. Пройдут годы, а картина «Письмо недругам России» останется. Художник, имеющий все самые высокие почетные звания, академик, мог бы почивать на лаврах, а он отправляется в весьма рискованную командировку по линии Министерства обороны. Смелости и высокому мастерству коллеги и товарища отдали должное в своих выступлениях два крупнейших современных творца российского искусства - живописец Дмитрий Белюкин и скульптор Салават Щербаков.
Что ж, уходящий год действительно стал триумфальным для Василия Нестеренко. В феврале он отметил 50-летний юбилей экспозицией в главном выставочном зале России. Сияющий чертог Манежа был заполнен его картинами и их поклонниками. Многометровый размах холстов, блеск красок и образов ошеломлял даже искушенных зрителей. Более тысячи полотен! Российская история предстала эпоха за эпохой. Портреты, пейзажи, привезенные из множества стран. Огромный лик Христа...
Выставку посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, побывали здесь многие священники, военные, политики, деятели искусств. Много было восторженных отзывов.
Довелось и автору этих строк пробраться через плотное кольцо окруживших художника почитателей, друзей и знакомых, поздравить. Сказал ему только два слова: «Это - триумф!».
Вспомнилось тогда в Манеже знакомство с Василием в начале 1990-х в мастерской лидера живописцев своего поколения - незабываемого Сергея Присекина... И Присекин, и другие предсказывали Нестеренко большое будущее. Но все-таки мало кто мог предвидеть, в какое явление разовьется талант молодого художника. Его творческая мощь и работоспособность поражают. На открытии выставки в Манеже монах с Афона рассказал, как работал Василий Нестеренко, расписывая храм св. великомученика и целителя Пантелеимона на Старом Русике - несколько месяцев в спартанских условиях, с раннего утра и до позднего вечера. А до этого была многолетняя колоссальная работа в храме Христа Спасителя, росписи еще нескольких храмов, Тронного зала Иерусалимской патриархии...
«Лихие» 1990-е - это время огромных потерь, сгинувших талантов. Одаренные, образованные художники, бывало, уходили за большими деньгами в оформление интерьеров вилл и особняков...
В 2005-м Нестеренко пишет одну из лучших своих работ - портрет «Непокоренный». Перед нами - фронтовик, морской пехотинец Юрий Фомичев, могучий рослый старик в форме главстаршины, с орденом Красного Знамени и другими боевыми наградами на груди. Ледяной ветер лихолетья пронизывает его насквозь, взгляд измучен, но непреклонен. Так же он смотрел в прицел под Москвой и Сталинградом. Так же он смотрит в глаза авторам многочисленных «ледоколов», клеветникам Великой Отечественной...
С начала 1990-х помнится мне написанный Василием в Нью-Йорке «Натюрморт с атрибутами искусств». В центре картины, на столе художника - скульптурная фигурка, согнутая в раздумьях... За окном - узнаваемая линия небоскребов со взорванными спустя несколько лет башнями-близнецами. Нестеренко, лучший студент Суриковского института, был направлен, единственным из Союза, на стажировку в Художественный институт Пратт. И сумел покорить Америку! Напомним, что Василий, прежде чем быть принятым в российский Союз художников, уже был членом престижной Американской лиги профессиональных художников, первая его персональная выставка прошла в Галерее Сити-банка в том же «городе желтого дьявола». Здесь он не только познавал американские реалии, но познакомился с русским изгнанником, 96-летним учеником И.Е. Репина известным художником М.А. Вербовым... Многие тогда рвались в Штаты, готовые буквально на все. А Нестеренко выбрал свой путь. Как писал философ Д. Сантаяна: «Ногами человек должен врасти в землю своей родины, но глаза его пусть обозревают весь мир».
Люблю картину «Крыши Замоскворечья», которые мы обозревали с Василием, когда я готовил первую свою публикацию о нем после того, как он с блеском защитил в Суриковском институте диплом «Триумф Российского флота». Отмечу, что знаменитый ныне живописец остался спустя двадцать с лишним лет таким же простым в общении, невальяжным, незабронзовевшим.
Великолепен «Портрет русского офицера (В. Максимов)». На нем изображен наш общий друг, знаток Петровской эпохи, редкостный подвижник Володя Максимов. Вот кого с полным на то основанием можно назвать истинным воином Духа.
Василий Нестеренко напоминает: «Сейчас патриотом быть легко. Все патриоты. Даже те, кто не патриоты, всё равно патриоты. Но действительного уважения достоин тот, кто прошёл через то дикое время, кто не сдавал своих позиций, кто сохранял, так скажем, свой русский дух».
«Отстоим Севастополь!» - этот холст, написанный к 150-летию знаменитой обороны в 2005 году, стал вскоре живописным эпиграфом к «Русской весне» 2014-го. Картина размещалась на биллбордах, реяла над крымскими дорогами. Вся Россия на этом полотне Нестеренко - бастион, который держит круговую оборону над дымом и грохотом сражений. На переднем плане снова позирует Владимир Максимов - здесь он канонир, выверяющий прицел орудия.
А вот не так давно написанная художником «Атака мертвецов», посвященная обороне крепости Осовец в Первую мировую войну. После газовой атаки в живых осталось лишь 56 человек. Немецкая дивизия в противогазах двинулась на «зачистку», на добивание отравленных. Но на них, из этого чада, выплёвывая собственные лёгкие, пошла в последнюю контратаку горстка русских. Потрясенные немцы в ужасе бежали...
Стоит также сказать о том, что вдумчивость, воцерковленность художника позволяют ему глубже видеть суть происходящего в мире и в России. Неспроста он в свой юбилей в Манеже стоял у огромного полотна «Избавление от Смуты». О чем он говорит сегодня в своих выступлениях? О необходимости преодолении раскола в обществе, о трагических событиях на Украине (Василий - уроженец Павлограда, южного Донбасса), об угрозах единственному сохранившемуся в мире российскому художественному образованию...
По мнению Василия Нестеренко, «боевой дух, он - есть, он чувствуется, и боевые операции в Сирии - один из символов возрождения армии, России. Но пик духа, думаю, впереди...».
Выставка «Сирийская земля» проходит до 10 января (в дни новогодних каникул, с 2 по 7 января, вход бесплатный) в филиале Московской государственной картинной галереи Василия Нестеренко в выставочном зале «Домик Чехова» (Малая Дмитровка, д. 29, стр. 4).
Фото Павла Герасимова
Источник: Столетие.Ru