Написать Богу СМС

Как правильно общаться с Богом, советует духовник Киевских духовных школ архимандрит Маркелл (Павук)

0
1756
Время на чтение 5 минут

- Отче, как выстроить живое общение с Богом?

- Так же, как мы выстраиваем живое общение с людьми. Когда у нас хорошее настроение, ничего не болит и не беспокоит, не гложет зависть или обида, то мы можем общаться с родными, близкими, друзьями весь день, хоть до утра. Если же пребываем в гневе, нам неприятен собеседник, у нас что-то болит или мы куда-то торопимся - разговор бывает кратким, раздраженным, сухим, неживым, хочется побыстрее его закончить.
Живое общение с Богом в первую очередь выстраивается через молитву. И как для приятного общения с другими людьми необходимо быть в приподнятом настроении, так и молитва творится лишь тогда, когда мы спокойны, умиротворены, а наши грехи и страсти, злые привычки или преодолены, или хотя бы глубоко спрятаны и крепко связаны терпением, смирением и любовью к Богу и ближним. Если мы одержимы какой-либо страстью, которой услаждаемся и даже не пытаемся с нею бороться, никак нельзя настроиться на живое общение с Богом: наша молитва рассеянная, краткая, мы ею тяготимся, дремлем, думаем не о Творце, а о своих проблемах и лишь формально вычитываем или слушаем молитвенные каноны и правила. Именно из-за отсутствия настоящей молитвы большинство из нас, даже не стыдясь, говорит: «Иду вычитывать правило». Это как раз может свидетельствовать, что общения с Богом нет.

- Но разве можно сразу настроиться на живое общение с Богом? Безвременно желая такого общения, не уклонимся ли мы в протестантизм и сектантство, где постоянно на этом делают акцент?

- Да, такая опасность существует, когда человек безмерно горд, самовольничает, не признает авторитета святых отцов Церкви, пренебрегает советами духовника или, ссылаясь на свою занятость и усталость, ленится ходить в храм, пренебрегает молитвой и постом. Еще, и это, пожалуй, самое важное, подобный сектантский подход имеет место, когда человек воображает, что он безгрешен или всячески оправдывает свои смертные грехи, апеллируя к потребностям природы и духа времени. «Безгрешному» и не осознающему всю опасность страстей человеку Спаситель не нужен, и его молитва - это лишь театральная постановка. Не случайно все протестантские богослужения и даже проповеди сопровождаются легкой инструментальной музыкой, иногда бурными эмоциями пасторов, как на театральной сцене. Есть ли там общение с Живым Богом? Возможно ли в таких условиях услышать «глас хлада тонка», в котором пребывает Господь и который сподобился ощутить святой пророк Илия?

- Что значит Живой Бог?

- Живой Бог - это любящий, всевидящий, всезнающий, дарующий радость бытия всему живому и определяющий глубокую суть всего существующего. Он всегда готов оказать скорую помощь и одновременно долготерпелив в отношении человеческих немощей. Антипод Ему - языческие боги, которые олицетворяют собой греховные привычки и страсти. Человек, служа им, думает, что он живет, а на самом деле духовно и физически постепенно себя разрушает и умерщвляет. Прискорбно, но вся современная секулярная культура, даже прикрываясь христианскими атрибутами и символами, имеет смертоносное действие. Мы пожинаем горькие её плоды - разваливающиеся семьи, безудержное распространение разврата, объявление нормой противоестественных грехов, погоня за легкой наживой, военные конфликты даже между братскими христианскими народами.

- Связан ли как-то сегодняшний формат общения людей (СМС, соцсети и др.) с уходом от живого общения, с искаженным пониманием общения с Богом?

- Технические средства, конечно, живого общения не заменят, но могут его поддерживать. При этом нужно постоянно стремиться к непосредственному общению друг с другом. Когда я служил в армии на севере Архангельской области, на берегу Белого моря, за три тысячи километров от родного дома, мне приятно было получать письма, а голос родных, услышанный по телефону, доставлял несказанную радость и утешение. Ныне здравствующий старец Ефрем из Ватопедского монастыря и другие братья, подвизающиеся на Афоне, считают, что не нужно бояться нового технического формата общения, ибо он Богом промыслительно призван способствовать сохранению остатков той любви, которая, согласно пророчеству апостола, в последние времена сильно оскудевает. Однако это происходит не вследствие использования средств коммуникации, а из-за греха, который с их помощью активно продуцируется и распространяется. Важно научиться пользоваться этими средствами для противодействия греху, вырабатывать своего рода противоядие. При этом всяким средством, пусть кажущимся безобидным, человек в силу своего эгоизма и удобопреклонности ко греху склонен злоупотреблять. Плохо, когда мы теряем уйму времени на бесполезные дискуссии в социальных сетях, заканчивающиеся, как правило, не выяснением истины, а словесной дракой и ненавистью.

Если я чувствую, что неловок и могу создать аварию, садясь за руль машины, то лучше никогда водить не буду. Так же и с интернетом. У кого вера еле теплится, то, чтобы она совсем не пропала, лучше туда не заходить. Кроме того, родители должны контролировать, что делают в интернете их дети. С другой стороны, если ваша вера закалилась в скорбях и искушениях, то необходимо помогать другим укреплять их слабую веру любыми способами, в том числе и через интернет.

- Возможно ли развивать живое общение в современной жизни? Или это уже пройденный этап?

- Думаю, не стоит делать скоропалительных пессимистических выводов. Живое общение еще пока присутствует. Если бы его не было, то ненавистью и полным равнодушием мы давно бы молча уничтожили друг друга - мир перестал бы существовать и без задействования ядерного оружия. Пусть хоть на уровне СМС, но общение между людьми сохраняется. Главное - наполнять его не праздным, а подлинным духовным смыслом, то есть не только вести пустые разговоры, а вспоминать о евангельских и церковных событиях года, днях памяти святых, стараться изучать их жития и в чем-то подражать им. Технические средства в этом очень помогают. А прямой контакт тоже не всегда бывает спасительным. Например, в результате регулярных встреч с собутыльниками и злоупотребления спиртным или обыденных словесных и физических перепалок можно погибнуть и без использования технических средств.

- Каковы перспективы общения между Церковью и людьми?

- Если мы активизируем церковную миссионерскую проповедь и с амвонов, и через СМИ и постепенно будем преодолевать расколы и ненависть между христианами, то все большее число людей будет приходить в Церковь, а значит, будет увеличиваться плодотворное живое общение. Если же мы, ссылаясь на свое косноязычие, или усталость, или ложно понимаемое нами благочестие, будем отмалчиваться, пренебрегать проповедью Евангелия, то увеличится разделение между нами, а самые большие грехи будут объявляться нормой жизни, что окончательно нас погубит.

- Как в связи с этим может поменяться общение с Богом?

- Никогда, особенно в угоду политикам, не стоит на белое говорить черное, а на черное - белое, ибо тогда теряется дерзновение в молитве и совсем обесценивается её смысл. Не случайно в Европе, куда многие так стремятся, большое количество храмов ныне сдаются в аренду под банки, офисы, фитнес-клубы, магазины, жилые помещения или же разрушаются, потому что резко сократилось количество практикующих христиан. Не Бог, а мамона стала самым важным приоритетом их жизни. Хочется верить, что еще сохраняется малое число европейцев, для которых заповеди Евангелия никогда не потеряют свое значение.

- Какой основной смысл человеческого общения и Богообщения?

- Не только непосредственное общение, но и любое внимание, оказываемое человеку, пусть даже через СМС или одобрительный лайк в социальных сетях, является проявлением уважения и любви к человеку. Не стоит бояться и стесняться объясняться друг другу в уважении и любви. Тем более молитва к Богу о себе и о других людях - это деятельное проявление нашей веры. Кто не любит, тот не может и не желает с кем-либо общаться и тем более не хочет и не умеет молиться о себе и других.

Беседовала Наталья Горошкова

Источник: Православная жизнь
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Маркелл (Павук)
Все статьи Архимандрит Маркелл (Павук)
Наталья Горошкова
Все статьи Наталья Горошкова
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
05.05.2024 23:22
Жизнь жительствует
Новый комментарий от С. Югов
05.05.2024 21:04
Александрийский папа или Александрийская мама?
Новый комментарий от Вадим И. Шаров
05.05.2024 16:52
Христос Воскресе!
Новый комментарий от Игорь Ал
05.05.2024 13:00