Тегеран опровергает Эрдогана: Иран не опасается курдского референдума

Курды и Курдистан 
0
265
Время на чтение 7 минут
Начальник Генштаба ВС Ирана Мохаммад Хосейн Багери и президент Турции Реджеп Эрдоган. Иллюстрация: Novosti-dny.ru

Ленты информсообщений о текущей ситуации в ареалах расселения курдских племён на Ближнем Востоке убеждают в том, что регион приближается не просто к декларированному руководством иракского Курдистана референдуму о независимости (25 сентября 2017 г.), а к некой новой точке отсчёта в курдском вопросе в целом. Если посмотреть на ситуацию в соседней с Ираком Сирии, то здесь мы видим массированную помощь США сирийским курдам, при том, что сами сирийские курды (по крайней мере, их основные политические и военные силы) склонны не переоценивать значение американской помощи и не прерывают своих связей ни с российскими, ни с иранскими военными, оперирующими в Сирии. В итоге сирийская армия и шиитские ополченцы уже вступили в провинцию Ракка, хотя вроде бы курды, опекаемые США, без особых успехов продолжают штурмовать город Эр-Ракка. Кроме того, уже всем понятно, что после освобождения города Акербат сирийская армия и шииты пойдут и на разблокирование Дэйр-эз-Зора, где пока есть крупные соединения террористов, и... вплотную подойдут, по меньшей мере, к оккупированному турками городу Эль-Баб.

Ситуация на севере Ирака после освобождения - в том числе и от турецких военных - городов Башика (ноябрь 2016 г.) и Мосул, а также взятия Талль-Афара (далее - выход на границы с Сирией), стала ещё менее понятной и в том числе - в плане запланированного Эрбилем референдума. Потому что если в Башике и Мосуле шииты и - даже курды из Курдской рабочей партии (PKK), считающей в Турции и на Западе «террористической организацией», принимали самое активное участие в боях, то в Талль-Афаре, если верить Багдаду, шииты были отстранены от военных действий. Но, так или иначе, на севере Ирака доминирующей силой стал конгломерат из иракской армии, шиитского ополчения «Аль-Хашд аш-Шааби» и... курдских пешмерга PKK. Все эти силы вряд ли можно назвать доброжелателями курдской администрации Масуда Барзани в Эрбиле. Если учитывать, что в составе «Аль-Хашд аш-Шааби» также воюют езидские и христианские ополченцы Северного Ирака, то перспектива безупречного и безболезненного проведения людьми Барзани референдума о независимости сегодня выглядит более чем малоопределённой и сумрачной. Никто не забыл, что во время событий 2014-16 гг. вокруг боёв с «Исламским государством» (ИГ) и езиды, и конкуренты Барзани обвиняли руководство иракского Курдистана в предательстве, геноциде езидов и даже - в сговоре с главарями ИГ.

Сейчас же новый импульс в интересе к курдскому вопросу и текущему развитию событий в регионе вокруг курдов придало заявление турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана, сделанное после состоявшихся 17 августа в Анкаре переговоров с начальником Генштаба Вооружённых сил Ирана бригадным генералом Мохаммадом Хоссейном Багери. Напомним, что Эрдоган в беседе с местными журналистами намекнул на то, что Багери, среди прочего, обсуждал и курдский вопрос, а также заявил о возможности совместной военной операции двух стран против «террористических групп»: «Совместная с Ираном операция против террористических групп всегда стоит на повестке дня. Двое глав Генштабов [Турции и Ирана - прим.] обсудили этот вопрос, как это осуществить. И я также обсуждал это в широком контексте». Турецкие СМИ тогда тут же подхватили слова Эрдогана и, судя по всему, устроили контролируемую властями Турцию утечку - утверждалось, что турецкая сторона предложила рассмотреть возможность такой операции Турции и Ирана против бойцов PKK в иракском районе Синджар и в горах Кандиль в Северном Ираке. Хотя в самих словах Эрдогана, как видим, присутствует лишь формулировка о «террористических группах», без уточнения, каких именно - курдских или некурдских. Более того, один из турецких источников намекал, что турки уговаривали Иран и на совместные действия против сирийско-курдской Партии Демократического союза (PYD) и её иррегулярных вооружённых формирований, а также партии PJAK (турецкая «Daily Sabah», 21 августа). А это говорит о том, что Анкара посредством бригадного генерала Багери просто-напросто запросила помощи Ирана, обосновывая свой шаг тем, что любая курдская независимость это угроза не только для Турции, но и для безопасности Ирана.

Однако иранские СМИ, за исключением агентства Tasnim, которое некоторые эксперты квалифицируют как близкое к Корпусу стражей Исламской революции (КСИР) Ирана, особо не распространялись про трёхдневные встречи и переговоры бригадного генерала Багери в Анкаре. А Tasnim подтвердило сообщения из Турции об обсуждении в Анкаре вопроса о совместной военной операции против «террористических групп». Более того, это СМИ подтвердило и разговоры о том, что якобы обсуждался вопрос о совместных операциях именно против PKK и сирийской PYD. Чисто визуально, вроде бы не возникает сомнений - ведь не далее как 27 мая иранские СМИ сообщали о боях с боевиками курдской организации PJAK («Партии свободной жизни Курдистана», группировка на содержании США и Израиля, дислоцируется в Турции после того, как её изгнали из Ирака - прим.), пытавшихся прорваться на иранскую территорию именно из Турции. И тогда погранвойска Ирана, то есть - военнослужащие КСИРа, понесли ощутимые потери. И именно тогда командующий иранской Пограничной охраной бригадный генерал Кассем Резайи предупредил Турцию о необходимости принятия практических мер, чтобы «устранить небрежный контроль для обеспечения безопасности на границе с Ираном», и предотвратить пересечение границы преступниками: «Мы, конечно, дадим сокрушительный ответ на эти шаги... Мы считаем Турцию ответственной, и эта страна должна учесть этот акт». Именно с заявления бригадного генерала Резайи и началось, как бы, осознание того, что в Тегеране и Анкаре совершенно несовпадающие подходы к курдскому вопросу - ведь, к примеру, турецкие источники и партию PJAK называют «филиалом» Курдской рабочей партии (PKK). С учётом этого обстоятельства, получается, что Эрдоган, если он и впрямь призывал бригадного генерала Багери к совместным операциям против курдов из PKK, пытался как бы и, в том числе, оправдаться за события 27 мая на ирано-турецкой границе, как и за иные террористические инциденты на северо-западных границах Ирана.

То, что Иран, как и Турция, отрицательно относится к инициативе Барзани по референдуму, широко известно. Но пока не видно, как именно та же Турция могла бы помешать инициативе иракских курдов. С Ираном сложней - Тегеран, в принципе, может смешать карты клану Барзани, учитывая его связь с политическими оппонентами Эрбиля, а также массированное присутствие отрядов шиитского ополчения «Аль-Хашд аш-Шааби» на севере Ирака. Вопрос в том, а захочет ли Иран помешать? Сравним два недавних заявления из Тегерана и Анкары. В первом случае замначальника штаба Вооружённых сил Ирана генерал-майор Масуд Джазаейри 25 августа подчеркнул, что референдум, намеченный на 25 сентября, «соответствует политике США по разделению региональных стран», добавив, что Иран определённо против этого. Через два дня бывший вице-премьер Турции Абдулатиф Шенер в выступлении на турецком телеканале Halk TV заявил, что «некоторые региональные государства, поднимающие флаг Ислама, были причастны к заговору против Сирии и Ирака» и действовали в интересах «сионистского территориального образования». Учитывая же, что сейчас именно Израиль (а Шенер явно говорил именно об Израиле) поддерживает независимость иракского Курдистана, а также то, что в Тегеране постоянно с 2014 г. говорят о совместных планах США-Израиля по расчленению Ирака и Сирии, нетрудно заметить, что заявления генерал-майора Джазаейри и турецкого политика Шенера перекликаются и дополняют друг друга. Они же возвращают нас к заявлениям МИД Ирана ещё летом 2014-го о том, что Тегеран приложит все усилия для срыва «плана США-Израиля» по отторжению территорий от Сирии и Ирака. Но ведь курдская независимость, в данном случае в Северном Ираке - это и есть расчленение Ирака.

Таким образом, при поверхностном взгляде на ситуацию, намёк Эрдогана на возможность совместных войсковых операций против «террористических групп», как и то, что бригадный генерал Багери вообще обсуждал подобный вопрос, выглядят вполне реальными. Но тогда уже малопонятен откровенный демарш иранского КСИРа, о котором 22 августа сообщили сразу два иранских СМИ - полуофициальное агентство ISNA, считающееся близким к Верховному лидеру Исламской революции аятолле Сейеду Али Хаменеи, и газета-официоз Tehran Times - именно через неё иранская сторона время от времени осуществляет свои «утечки информации» и распространяет то, что не хотели бы озвучивать лично первые лица иранского государства. И главная загвоздка в том, что заявление КСИРа полностью опровергло не только утверждения турецких СМИ, но и намёки президента Эрдогана. КСИР категорически опроверг возможность совместной военной операции с Турцией против Курдской рабочей партии (PKK) за пределами иранских границ и объявил, что у него вообще нет плана проведения каких-либо операций за пределами Ирана. Тем не менее, КСИР будет продолжать бороться с любыми людьми или группами, стремящимися проникнуть в страну для совершения террористических атак, говорится в заявлении.

Итак, «пробный шар» администрации Эрдогана по втягиванию Ирана в прямую конфронтацию, а то и - войну с курдскими племенными союзами на Ближнем Востоке, оказался пустым, безрезультатным. Когда выступает КСИР Ирана - можно безошибочно утверждать, что заявление делает сам аятолла Хаменеи. Смысл послания Верховного лидера Ирана туркам состоит в том, что Иран отстраняется от каких бы то ни было военных операций Турции против курдов в Сирии и Ираке. Возможно - и в Турции, хотя если помнить инцидент 27 мая сего года, а также угрозу бригадного генерала Резайи, Иран не откажет себе в удовольствии активно противостоять террористам, вторгающимся из Турции, пусть даже и на турецкой территории. Точка зрения аятоллы Хаменеи и командования КСИРа, таким образом, кардинально меняет ситуацию в курдском вопросе в целом. И одновременно подтверждает многочисленные утверждения о том, что на протяжении 2012-17 гг. Иран чувствовал и чувствует себя в северном Ираке вполне уверенно, опираясь и на недовольных кланом Барзани местных курдов, и теперь - также на шиитское ополчение «Аль-Хашд аш-Шааби». Ведь после освобождения Мосула пока никто не требует вывода ополченцев из этого города - да это принципиально и невозможно, ведь шиитским (как и езидским, и христианским) ополченцам придан официальный статус соединений регулярной иракской армии. Подводит же точку интервью бывшего посла Ирана в Турции Фейроза Доулетобади агентству Tasnim: Анкара выражает более жёсткую позицию в отношении референдума о независимости в Иракском Курдистане, чем даже центральное (шиитское) иракское правительство в Багдаде: «Главная обеспокоенность турецких властей - возможный запуск дезинтеграционных процессов в курдонаселённых провинциях востока и юго-востока Турции после плебисцита курдов в Ираке». И выходит, что Иран, как и шииты Ирака, не особо опасается даты 25 сентября. Следовательно, либо Тегеран уже заготовил серию мер по минимизации последствий референдума иракских курдов, либо в какой-то степени контролирует этот процесс.

Сергей Шакарянц, специально для EADaily

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Шакарянц
Все статьи Сергей Шакарянц
Курды и Курдистан
Коридоры кончаются курдами: о корнях протеста на востоке Турции
Перманентная нестабильность в приграничных районах затормозит реализацию проекта «Путь развития»
06.04.2024
Россия находится в Сирии в сложном положении
Что стоит за обвинениями Эрдогана в адрес Москвы в невыполнении договорённостей?
22.11.2022
Иракские курды и кризис в Багдаде
«Ирак и Курдистан являются важными частями политики США»
23.06.2022
Курды будут вести против Турции тотальную войну. Продолжение
Экспертная оценка Академии Геополитики
11.02.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от Александр Волков
10.05.2024 09:39
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
10.05.2024 07:27
Уроки двух лет операции на Украине
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
10.05.2024 07:21
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
10.05.2024 04:23
Царская Семья и Распутин
Новый комментарий от учитель
10.05.2024 02:03