Я хочу чтоб к легенде приравнен был факт

Новости Москвы 
0
478
Время на чтение 7 минут
Я хочу чтоб к легенде приравнен был факт | Продолжение проекта «Русская Весна»

«Существует священное предание истории, священное предание культуры, священные внутренние традиции, - писал в «Смысле истории» Николай Бердяев. - И только тогда, когда познающий субъект не разрывает с этой внутренней жизнью, может он приобщиться к ее внутреннему существу. Когда разрывает, - он до конца должен пройти путь самоотрицания. Получаются лишь клочья истории, получается какое-то сплошное разоблачение исторических святынь».

Именно поэтому, глядя на панфиловскую гражданскую войну в наших соцсетях я, подобно Максимилиану Волошину, «молюсь за тех и за других».

Исторические легенды имеют право на существование, поскольку они собирают в кучку тот возвышенный исторический опыт, который в реальной истории слишком разбросан и разнесен. В одном месте сделали правильный жест, в другом сказали красивые слова, в третьем - героически умерли, в четвертом - отважно победили. А для передачи смысла нужно чтобы все красивые слова и жесты, героические смерти и победы были бы в одном месте.

Поэтому роль легенд в жизни любой нации незаменима. Вся ранняя римская история - это такой набор легенд. Ромул, Нума, Горации, Тарквинии, Брут, Кориолан. Понятно, что все слова и жесты вымышлены. В лучшем случае мы можем допустить, что люди с похожими именами совершили похожие в общих чертах действия. Все подробности - сказка. Однако на этой сказке выросли славнейший город и величайшая империя в истории.

Для меня 28 панфиловцев - это такие же Горации. Легенда о том как горстка мужчин оказавшись на пути врага перекрыла ему дорогу, и какие красивые слова им при этом говорили. «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва» - политрук Клочков это не говорил, но ведь кто-то должен был это сказать, потому что эти слова должны были быть кем-то сказаны.

Русской истории вообще не хватает легендирования - героев, красивых афоризмов, красивых жестов. Мало кому известен реальный приказ генерала Брусилова генералу Каледину в августе 1914 в ходе галицийской битвы: «12-й кавалерийской дивизии - умереть. Умирать не сразу, а до вечера». Дивизия Каледина задачу выполнила и спасла этим дивизию генерала Корнилова. Эта фраза должна была бы войти во все учебники, тем более что она подлинна. Зато у нас каждый неуч знает фразу на поле Ватерлоо: «Гвардия умирает, но не сдается» (хотя на самом деле вместо неё Камбронн сказал коротко и ясно: «Дерьмо!»).

Василий Розанов жалуется в «Опавших листьях», что мы «не имеем мечты своей Родины». И вот скудость нашего исторического повествования красивыми легендами (при наличии массы добротного фактического материала для таких легенд) - это симптом отсутствия такой мечты. Свидетельство исторической амнезии.

Легенда - это квинтэссенция исторического опыта нации и в этом смысле неприкосновенна. Однако на рубеже тысячелетий русскую нацию вознамерились уничтожить и, разумеется, пустили под нож скопом все легенды. Древней Руси - не было. Ледового побоища не было. Куликовская битва была у чертах на Куличках. Иван Сусанин - вымышлен. Зоя Космодемьянская - истеричка. Трупами закидали. Атомную бомбу украли у американцев. Гагарин никуда не летал и прочая, прочая, прочая...

Любопытно, что среди этого разоблачительного вала как раз панфиловцам не очень сильно досталось. С одной стороны - их эмоциональная нагрузка все-таки не дотягивала до Зои или Сусанина. С другой стороны, подвиг панфиловской дивизии слишком хорошо известен по многим источникам и историчность либо не историчность боя у разъезда Дубосеково почти ничего не решали в общей картине Битвы за Москву, слагавшейся из сотен и сотен подобных боев.

Пережив крах советской системы легенд, наше национальное сознание отнюдь не сдалось и не умерло, а начало реставрацию памяти о войне. Историки начали вгрызаться в тонны реальных боевых документов, вместо мемуаров и газетных статей. Находить новых героев, которых «Красная Звезда» не упоминала, уточнять данные по старым. В этом смысле истеричная демифологизация в конечном счете сыграла свою положительную роль.

Однако есть наука и есть пиар. Продавать старый уже раскрученный бренд гораздо сподручней, чем новый. И с началом общепатриотического подъема в стране началась и работа по оживлению таких старых легенд, которые для молодого поколения, не слышавших их сто раз по «Центральному Телевидению и Всесоюзному Радио» имеют привкус новизны.

И вот нашла коса увлеченной пропаганды на камень научного всезнания. Начавшийся несколько лет назад сетевой конфликт между Дмитрием Пучковым-Гоблином начавшим реставрацию легенды о 28 и критиками этой легенды отнюдь не был тысяче первой схваткой патриотов и русофобов.

На Пучкова обрушились прежде всего новые военные историки - Алексей Исаев, Артем Драбкин, лидеры архивной революции в нашей военной истории. Они говорили простую вещь: ни советские ни немецкие документы ничего не говорят о боях у Дубосеково, немцы проехали этот населенный пункт ничего не заметив. Существует множество реальных подвигов панфиловской дивизии, от хорошо описанных боев за Волоколамское шоссе. Мало того, на Волоколамке действительно совершили великий подвиг и остановили немцев противотанкисты, но о них мы, как раз, ничего не знаем из-за лакун в документах. Стоит ли так настойчиво реанимировать уже почти рухнувший миф, откуда порой вылезают очень неприятные иголки, вроде оказавшегося живым и сдавшегося в плен Добробабина (с желания которого получить живым свою «Звезду Героя посмертно»), с которого и началась проверка Главной Военной Прокуратуры.

Реакция сторонников реанимации легенды о бое при Дубосеково оказалась несколько сектантской. Они просто орали, обещали всех расстрелять и стереть в лагерную пыль. Особенно потряс, конечно, достопочтенный министр В.Р. Мединский со своими «мразями», в число каковых попали прежде всего вполне дружелюбные к нему и его РВИО историки.

Парадокс тут еще и в том, что именно сейчас многие стоят на ушах от вопроса о диссертации министра, посвященной как раз разоблачению исторических мифов, правда русофобских. Претензии обвинителей Мединского не слишком серьезны, - если с той же привередливостью цепляться ко всем диссертациям, то докторов наук у нас останется не много. Вся эта история больше похожа на попытку идеологической цензуры - запрет на перспективное направление изучения и разоблачения русофобских мифов иностранцев.

Но когда автор демифологизирующей диссертации одновременно пишет статью, где настаивает на сохранении очевидного исторического мифа, да еще и именует всех скопом критиков этого мифа «мразями», то тут получается такое диалектическое противоречие, что я бы сузил. Мол, одни мифы вредны, другие - полезны, - для публичного лица тут чуть-чуть не хватает публичного лицемерия, являющегося профессиональной чиновничьей добродетелью. Хотя по сути - да. Одни мифы вредны. Другие - полезны. Еще с Платона установлено, что решать какой миф куда отнести должны философы, правящие государством. Но только делать это нужно втайне от внешних.

В чем могла бы быть польза от реставрации панфиловского мифа? Она очевидна, - перед юношеством, которому еще не раз и не два предстоит сражаться за Родину, ставится прекрасный образец героического подвига. Русский вариант легенды о 300 спартанцах.

Та легенда тоже, при историчности в целом, несколько подрихтована - сперва Леонид защищал фермопильский проход с довольно крупным войском. Лишь на последнюю битву он вышел лишь со своими 300 мужами, отрядом феспийцев и... довольно значительным числом илотов, приставленных к каждому лакедемонянину и сражавшихся вместе с ними. Так что миф о спартанцах разделяется на две части - миф о небольшом, но все же значительном войске, перекрывшем проход огромной персидской армии и миф о героях чести, павших чтобы не нарушать спартанский закон в последней битве, где под конец дошло до драки камнями и зубами.

В целом легенда о 28 героях скроена красиво и ладно, так что годится под киносценарий. Собственно будь она с самого начала сценарием, а не репортажем, к ней не было бы никаких претензий. И сейчас еще вполне может «пройти» компромиссный вариант. Если фильм Андрея Шальопы окажется действительно удачным и хорошо снятым (если фильм плохой, - боюсь, ничего не поможет), то выпав из разряда «non fiction» легенда вполне может прижиться в разряде «fiction», как история героев хорошего фильма.

Фильм попадет в удачный контекст, поскольку сейчас экранизируется, к примеру, легенда о Евпатии Коловрате - народный эпос о сопротивлении Рязанской земли монголам, тоже имеющий статус прежде всего поэтичной легенды, обобщения всего русского сопротивления захватчикам. Да и многообещающий судя по трейлерам фильм «Викинг» о князе Владимире - это скорее не историография, а легендирование в духе «Игры Престолов».

А в чем минусы? Не в том, конечно, что «ничего не было». То остервенение, с которым некоторые пытаются задрать подол легенде, говорит о том, что их цель - не историческая правда, а именно задирание подола, разоблачение: «Нет у вас у русских никаких подвигов и геройства, всё комиссары выдумали, а ваши деды сидели у фрицев в обозе». Отвечать на это можно и нужно и легендой и фактом.

Проблема в том, что иные легенды слишком заглушают собой факт и делают ответ «от факта» неудобным. История о вымышленном бое по результатом которого были подписаны реальные указы на реальные геройские звезды слишком обидно контрастирует с реальными подвигами, например подвигом подольских курсантов, на звезды которым начальство было не слишком щедро. В историографии миф, а особенно необходимость его крикливо поддерживать, становится заглушкой на реальных исследованиях реального подвига и всей панфиловской дивизии и многих других подвигов в той Войне. К сожалению, тут мы сталкиваемся с принципом «экономии пропагандистский усилий». Если есть легенда, то зачем выкапывать и раскручивать другие подобные истории? В результате складывается тревожная тенденция из эпохи веры во всесилие пиара: проще написать о подвиге и его раскрутить, чем действительно его совершать. На войне такие приписки могут стоить очень дорого.

Источник
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Егор Холмогоров
Глупость, равная измене
О драматичных последствиях скандального заявления директора департамента молодежной политики Свердловской области Ольги Глацких
07.11.2018
Все статьи Егор Холмогоров
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06