Я хочу чтоб к легенде приравнен был факт

Новости Москвы 
0
478
Время на чтение 7 минут
Я хочу чтоб к легенде приравнен был факт | Продолжение проекта «Русская Весна»

«Существует священное предание истории, священное предание культуры, священные внутренние традиции, - писал в «Смысле истории» Николай Бердяев. - И только тогда, когда познающий субъект не разрывает с этой внутренней жизнью, может он приобщиться к ее внутреннему существу. Когда разрывает, - он до конца должен пройти путь самоотрицания. Получаются лишь клочья истории, получается какое-то сплошное разоблачение исторических святынь».

Именно поэтому, глядя на панфиловскую гражданскую войну в наших соцсетях я, подобно Максимилиану Волошину, «молюсь за тех и за других».

Исторические легенды имеют право на существование, поскольку они собирают в кучку тот возвышенный исторический опыт, который в реальной истории слишком разбросан и разнесен. В одном месте сделали правильный жест, в другом сказали красивые слова, в третьем - героически умерли, в четвертом - отважно победили. А для передачи смысла нужно чтобы все красивые слова и жесты, героические смерти и победы были бы в одном месте.

Поэтому роль легенд в жизни любой нации незаменима. Вся ранняя римская история - это такой набор легенд. Ромул, Нума, Горации, Тарквинии, Брут, Кориолан. Понятно, что все слова и жесты вымышлены. В лучшем случае мы можем допустить, что люди с похожими именами совершили похожие в общих чертах действия. Все подробности - сказка. Однако на этой сказке выросли славнейший город и величайшая империя в истории.

Для меня 28 панфиловцев - это такие же Горации. Легенда о том как горстка мужчин оказавшись на пути врага перекрыла ему дорогу, и какие красивые слова им при этом говорили. «Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва» - политрук Клочков это не говорил, но ведь кто-то должен был это сказать, потому что эти слова должны были быть кем-то сказаны.

Русской истории вообще не хватает легендирования - героев, красивых афоризмов, красивых жестов. Мало кому известен реальный приказ генерала Брусилова генералу Каледину в августе 1914 в ходе галицийской битвы: «12-й кавалерийской дивизии - умереть. Умирать не сразу, а до вечера». Дивизия Каледина задачу выполнила и спасла этим дивизию генерала Корнилова. Эта фраза должна была бы войти во все учебники, тем более что она подлинна. Зато у нас каждый неуч знает фразу на поле Ватерлоо: «Гвардия умирает, но не сдается» (хотя на самом деле вместо неё Камбронн сказал коротко и ясно: «Дерьмо!»).

Василий Розанов жалуется в «Опавших листьях», что мы «не имеем мечты своей Родины». И вот скудость нашего исторического повествования красивыми легендами (при наличии массы добротного фактического материала для таких легенд) - это симптом отсутствия такой мечты. Свидетельство исторической амнезии.

Легенда - это квинтэссенция исторического опыта нации и в этом смысле неприкосновенна. Однако на рубеже тысячелетий русскую нацию вознамерились уничтожить и, разумеется, пустили под нож скопом все легенды. Древней Руси - не было. Ледового побоища не было. Куликовская битва была у чертах на Куличках. Иван Сусанин - вымышлен. Зоя Космодемьянская - истеричка. Трупами закидали. Атомную бомбу украли у американцев. Гагарин никуда не летал и прочая, прочая, прочая...

Любопытно, что среди этого разоблачительного вала как раз панфиловцам не очень сильно досталось. С одной стороны - их эмоциональная нагрузка все-таки не дотягивала до Зои или Сусанина. С другой стороны, подвиг панфиловской дивизии слишком хорошо известен по многим источникам и историчность либо не историчность боя у разъезда Дубосеково почти ничего не решали в общей картине Битвы за Москву, слагавшейся из сотен и сотен подобных боев.

Пережив крах советской системы легенд, наше национальное сознание отнюдь не сдалось и не умерло, а начало реставрацию памяти о войне. Историки начали вгрызаться в тонны реальных боевых документов, вместо мемуаров и газетных статей. Находить новых героев, которых «Красная Звезда» не упоминала, уточнять данные по старым. В этом смысле истеричная демифологизация в конечном счете сыграла свою положительную роль.

Однако есть наука и есть пиар. Продавать старый уже раскрученный бренд гораздо сподручней, чем новый. И с началом общепатриотического подъема в стране началась и работа по оживлению таких старых легенд, которые для молодого поколения, не слышавших их сто раз по «Центральному Телевидению и Всесоюзному Радио» имеют привкус новизны.

И вот нашла коса увлеченной пропаганды на камень научного всезнания. Начавшийся несколько лет назад сетевой конфликт между Дмитрием Пучковым-Гоблином начавшим реставрацию легенды о 28 и критиками этой легенды отнюдь не был тысяче первой схваткой патриотов и русофобов.

На Пучкова обрушились прежде всего новые военные историки - Алексей Исаев, Артем Драбкин, лидеры архивной революции в нашей военной истории. Они говорили простую вещь: ни советские ни немецкие документы ничего не говорят о боях у Дубосеково, немцы проехали этот населенный пункт ничего не заметив. Существует множество реальных подвигов панфиловской дивизии, от хорошо описанных боев за Волоколамское шоссе. Мало того, на Волоколамке действительно совершили великий подвиг и остановили немцев противотанкисты, но о них мы, как раз, ничего не знаем из-за лакун в документах. Стоит ли так настойчиво реанимировать уже почти рухнувший миф, откуда порой вылезают очень неприятные иголки, вроде оказавшегося живым и сдавшегося в плен Добробабина (с желания которого получить живым свою «Звезду Героя посмертно»), с которого и началась проверка Главной Военной Прокуратуры.

Реакция сторонников реанимации легенды о бое при Дубосеково оказалась несколько сектантской. Они просто орали, обещали всех расстрелять и стереть в лагерную пыль. Особенно потряс, конечно, достопочтенный министр В.Р. Мединский со своими «мразями», в число каковых попали прежде всего вполне дружелюбные к нему и его РВИО историки.

Парадокс тут еще и в том, что именно сейчас многие стоят на ушах от вопроса о диссертации министра, посвященной как раз разоблачению исторических мифов, правда русофобских. Претензии обвинителей Мединского не слишком серьезны, - если с той же привередливостью цепляться ко всем диссертациям, то докторов наук у нас останется не много. Вся эта история больше похожа на попытку идеологической цензуры - запрет на перспективное направление изучения и разоблачения русофобских мифов иностранцев.

Но когда автор демифологизирующей диссертации одновременно пишет статью, где настаивает на сохранении очевидного исторического мифа, да еще и именует всех скопом критиков этого мифа «мразями», то тут получается такое диалектическое противоречие, что я бы сузил. Мол, одни мифы вредны, другие - полезны, - для публичного лица тут чуть-чуть не хватает публичного лицемерия, являющегося профессиональной чиновничьей добродетелью. Хотя по сути - да. Одни мифы вредны. Другие - полезны. Еще с Платона установлено, что решать какой миф куда отнести должны философы, правящие государством. Но только делать это нужно втайне от внешних.

В чем могла бы быть польза от реставрации панфиловского мифа? Она очевидна, - перед юношеством, которому еще не раз и не два предстоит сражаться за Родину, ставится прекрасный образец героического подвига. Русский вариант легенды о 300 спартанцах.

Та легенда тоже, при историчности в целом, несколько подрихтована - сперва Леонид защищал фермопильский проход с довольно крупным войском. Лишь на последнюю битву он вышел лишь со своими 300 мужами, отрядом феспийцев и... довольно значительным числом илотов, приставленных к каждому лакедемонянину и сражавшихся вместе с ними. Так что миф о спартанцах разделяется на две части - миф о небольшом, но все же значительном войске, перекрывшем проход огромной персидской армии и миф о героях чести, павших чтобы не нарушать спартанский закон в последней битве, где под конец дошло до драки камнями и зубами.

В целом легенда о 28 героях скроена красиво и ладно, так что годится под киносценарий. Собственно будь она с самого начала сценарием, а не репортажем, к ней не было бы никаких претензий. И сейчас еще вполне может «пройти» компромиссный вариант. Если фильм Андрея Шальопы окажется действительно удачным и хорошо снятым (если фильм плохой, - боюсь, ничего не поможет), то выпав из разряда «non fiction» легенда вполне может прижиться в разряде «fiction», как история героев хорошего фильма.

Фильм попадет в удачный контекст, поскольку сейчас экранизируется, к примеру, легенда о Евпатии Коловрате - народный эпос о сопротивлении Рязанской земли монголам, тоже имеющий статус прежде всего поэтичной легенды, обобщения всего русского сопротивления захватчикам. Да и многообещающий судя по трейлерам фильм «Викинг» о князе Владимире - это скорее не историография, а легендирование в духе «Игры Престолов».

А в чем минусы? Не в том, конечно, что «ничего не было». То остервенение, с которым некоторые пытаются задрать подол легенде, говорит о том, что их цель - не историческая правда, а именно задирание подола, разоблачение: «Нет у вас у русских никаких подвигов и геройства, всё комиссары выдумали, а ваши деды сидели у фрицев в обозе». Отвечать на это можно и нужно и легендой и фактом.

Проблема в том, что иные легенды слишком заглушают собой факт и делают ответ «от факта» неудобным. История о вымышленном бое по результатом которого были подписаны реальные указы на реальные геройские звезды слишком обидно контрастирует с реальными подвигами, например подвигом подольских курсантов, на звезды которым начальство было не слишком щедро. В историографии миф, а особенно необходимость его крикливо поддерживать, становится заглушкой на реальных исследованиях реального подвига и всей панфиловской дивизии и многих других подвигов в той Войне. К сожалению, тут мы сталкиваемся с принципом «экономии пропагандистский усилий». Если есть легенда, то зачем выкапывать и раскручивать другие подобные истории? В результате складывается тревожная тенденция из эпохи веры во всесилие пиара: проще написать о подвиге и его раскрутить, чем действительно его совершать. На войне такие приписки могут стоить очень дорого.

Источник
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Егор Станиславович Холмогоров
Глупость, равная измене
О драматичных последствиях скандального заявления директора департамента молодежной политики Свердловской области Ольги Глацких
07.11.2018
Все статьи Егор Станиславович Холмогоров
Новости Москвы
«Великий печальник за Родину»
В Москве отметили день прославления священномученика Гермогена (Ермогена), Патриарха Московского и всея Руси
27.05.2024
«Радуйся, Николае, великий Чудотворче»
Фоторепортаж Владимира Саяпина о праздновании дня памяти свт. Николая Чудотворца в храме на Берсеневке
23.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Новый социализм должен быть ноосферным
Новый комментарий от Советский недобиток
28.05.2024 14:28
«Нам просто ночью перережут глотки»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
28.05.2024 13:03
«"Теория перенаселения" существует лишь в сознании глобалистов»
Новый комментарий от Михаил Соловьев
28.05.2024 12:30
Сергея Андрияку вспоминают дочери
Новый комментарий от Фиалка
28.05.2024 11:49
По ком звонит колокол?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
28.05.2024 11:37
Repubblica: Папа Римский призвал не брать гомосексуалистов в семинарии
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.05.2024 11:14