Теплое слово - семья

    

Есть один день в году, который остается символом тепла посреди зимы, символом семьи - и это Новый год. День, когда мы хотим, чтобы рядом были самые близкие люди. И в этом смысле семья противопоставлена государству.

Когда в 1945 году окончилась война и европейские города начали приводить себя в порядок, британский писатель Джордж Оруэлл внезапно озаботился тем, о чем градостроители и коммунальные службы думали, скажем так, не в первую очередь: судьбой семьи.

В эссе «Торжество открытого огня», опубликованном в популярной газете, он пишет:

«В каждом доме или квартире должен быть хотя бы один камин, вокруг которого могла бы собираться семья...

С одной стороны от камина сидит  отец, читает вечернюю газету. С другой стороны - мама, вяжет. На коврике перед камином дети... Прямо перед каминной решеткой лежит собака. Благостная картина, прекрасный сюжет для будущих воспоминаний, - и сохранность семьи как института общества, быть может, зависит от нее больше, чем мы отдаем себе в этом отчет».

В этой картинке - особость семьи, ее самодостаточность и гармония, для нее нужен источник тепла и общее желание вокруг него собраться.

Сегодня в городских квартирах нет такого заманчивого общего центра. И кто знает, насколько связан с этим тот факт, что число европейцев, не имеющих семьи, с пятидесятых годов значительно увеличилось, а число людей, считающих, что людям надо верить, - уменьшилось (в той же Британии - с 56% в 1959 году до 30% в 2008-м), и даже семейные ужины перестают быть традицией.

 

Новый год перестал быть чисто семейным праздником (фото: Владимир Смирнов/ТАСС)Но есть один день в году, который остается символом тепла посреди зимы, символом семьи - и это Новый год. День, когда мы хотим, чтобы рядом были самые близкие люди, на которых остальные 364 дня в году можно положиться безоговорочно.

И в этом смысле семья противопоставлена государству (то есть «всему остальному»), даже если другие сплоченные общности в нем вовсе отсутствуют. Говорят, что семья - ячейка общества, но это - замкнутая ячейка, она соприкасается с остальными, но в идеале то, что происходит внутри, - только семейное дело.

В метафорическом смысле (да и с точки зрения семантики) народ - тоже семья: в ней многие члены связаны между собой генетически, но далеко не все; мы принимаем иных людей в семью и принимаем иные племена в свой народ - залог долгой и удачной семейной жизни в том, что они все-таки должны быть нам близки по интересам, приятны в общении и преданны семье в ее горестные дни. Если же в семье поселяется ненависть - это мощное и саморазрушительное чувство.

Потому мы никогда не сможем убедить себя в том, что, например, сирийцы значат для нас хоть приблизительно то же, что русские Украины. И это показатель нашего психического здоровья, что мы не сможем себя в этом убедить.

Однако даже Новый год перестал быть чисто семейным праздником в тот день, когда в доме во главе застолья водворился телевизор. С ним к нам приходят чужие и часто неприятные люди. Даже если приятные - они живут какой-то совсем иной жизнью, которая характеризуется россыпью улыбок (слишком много улыбок!) и словом «гламур».

Почему они сверкают, шутят и смеются для нас? Потому что считается, что без них у нас не будет «новогоднего настроения». Но что такое новогоднее настроение?

Я бы сказала, что это - лирическая загадка. Нам всегда интересно гадать, что принесет нам наступающий год. И где мы встретим год следующий. Евреи столетиями мечтали на будущий год оказаться в восстановленном Иерусалиме - и все-таки вымечтали себе Иерусалим.

Но даже при полном отсутствии фантазии, когда часы бьют двенадцать, отмеряя самый значительный из рубежей за целый год, невозможно не пожелать, чтобы наступающее было к нам милостивым - к нам и к нашим самым близким. Ну, пожалуйста, пожалуйста!..

Молитвы такого рода в Новый год обращает к Вселенной даже завзятый атеист.

Но для этого определенно не нужны чужие и странно одетые, неистово улыбающиеся люди, которые проникают в наше жилище и гомонят. Хуже того: они еще зачем-то с ужимками поют наши песни.

Застольное пение - русская семейная (и русская народная) психотерапия. Двести лет назад учившийся в Московском университете швед Эрик Густав Эрстрем писал: «Вы, возможно, знаете о любви русского народа к музыке и песням. По правде сказать, это настолько характерно для России, что отличает ее от всех остальных стран.

Пение - любимое времяпрепровождение русских. Оно помогает им забыть жизненные трудности, и они охотно занимают пением свободное время. В песнях всегда выражаются их чувства, когда им радостно или грустно на душе, когда они испытывают нежные чувства или даже гнев. Русские мелодии отличают минорные настроения и меланхолия. Их редко поют соло, чаще - целым хором, где у каждого свой певческий голос. Русские песни, исполненные таким образом, восхитительны, сладостны и чарующи».

Спустя двести лет те китайцы, которые сохраняют «особые чувства к русским» (это практически термин), из хорошего едва ли не в первую очередь вспоминают русские песни - «прекрасные и печальные».

Вот!- скажет кто-то. Печальные! А в Новый год-то должно быть весело!

Не знаю.

По-моему, в Новый год должно быть тепло на душе.

Почти год назад я ездила на автобусе в Донецк. Двадцатичасовая поездка в автобусе сразу после Нового года - то еще развлечение, но я устроила ее себе именно в качестве подарка, в исполнение мечты увидеть сражающийся город.

И ничто так не портило поездку, как игравшие у водителя «новогодние песни», в особенности запомнившиеся многократно высказанным желанием позвонить «телочкам-снегурочкам» и «не проснуться лицом в винегрет».

Наверное, именно поэтому новогодние программы пришли на ум первыми, когда спустя некоторое время я прочла у Филиппа Зимбардо: «Популярные фильмы и телешоу выпячивают самые идиотские качества мужчины».

Зимбардо - самый авторитетный из ныне живущих западных социальных психологов - вообще считает телевизор важным фактором разрушения семьи, а ведь «именно теплая семейная атмосфера формирует в будущем и наше социальное положение, и наши возможности найти любимую работу...».

#{author}Быть может, на наш вкус, это слишком рационально, слишком «по-западному» - любить свою семью, чтобы упрочить социальное положение. Нет, когда русские поют свои прекрасные песни, от которых сжимается сердце, они об этом не думают.

Но разве у каждого из нас нет, хотя бы из детства, такого воспоминания о родителях, тетях, дядях - бабушках и дедушках, в конце концов - которые пели так, что именно тогда, в тот момент мы чувствовали с ними самую важную связь?

Еще двадцать пять лет назад мы бы ни за что не спели про «лицом в винегрет». То ли не считали нужным это поэтизировать, то ли просто слишком себя для этого уважали. А потом на экраны вышли «Особенности национальной охоты» - вместе со «Старыми песнями о главном» - и понеслось...

То было время, когда на второй срок выбирали Ельцина, и стране была дана команда веселиться. Можно было попробовать не впускать чужую разнузданную веселуху в дом - увы, многие из нас ее впустили.

Однако сознаем мы это или нет, семья и поныне остается самым важным, самым крепким звеном жизни, нашей опорой, тем маленьким пятачком, на котором человек стремится отгородиться от государства. Это похвальное стремление, оно приводит к тому, что, когда государству нужна ваша жизнь, ему все-таки приходится просить: «Братья и сестры!».

И еще оно приводит к тому, что в самых мощных и самых искренних пропагандистских образцах государство уважительно подчеркивает ценность каждого дома как условие борьбы: «Если дорог тебе твой дом...».

Но для этого нужно иметь такую связь - и хотя бы раз в год обновлять ее в круге света у лампы, под запахи хвои, когда даже неверующий может взмолиться: «Господи, пожалуйста!..»

Источник

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Татьяна Шабаева
Все статьи Татьяна Шабаева
Последние комментарии
Дзержинский или Александр Невский?
Новый комментарий от электрик
25.02.2021 22:25
Дзержинский сидит в одном седле с Невзоровым
Новый комментарий от Vladislav
25.02.2021 22:00
Лучшего символа борьбы с коррупционерами не найдёшь...
Новый комментарий от Туляк
25.02.2021 20:08
Идол против России
Новый комментарий от Туляк
25.02.2021 20:05
Встреча с Президентом Белоруссии
Новый комментарий от Владимир Николаев
25.02.2021 19:08
«Империя не может умереть»
Новый комментарий от влдмр
25.02.2021 18:25