itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Теплое слово - семья

0
363
Время на чтение 5 минут

Есть один день в году, который остается символом тепла посреди зимы, символом семьи - и это Новый год. День, когда мы хотим, чтобы рядом были самые близкие люди. И в этом смысле семья противопоставлена государству.

Когда в 1945 году окончилась война и европейские города начали приводить себя в порядок, британский писатель Джордж Оруэлл внезапно озаботился тем, о чем градостроители и коммунальные службы думали, скажем так, не в первую очередь: судьбой семьи.

В эссе «Торжество открытого огня», опубликованном в популярной газете, он пишет:

«В каждом доме или квартире должен быть хотя бы один камин, вокруг которого могла бы собираться семья...

С одной стороны от камина сидит отец, читает вечернюю газету. С другой стороны - мама, вяжет. На коврике перед камином дети... Прямо перед каминной решеткой лежит собака. Благостная картина, прекрасный сюжет для будущих воспоминаний, - и сохранность семьи как института общества, быть может, зависит от нее больше, чем мы отдаем себе в этом отчет».

В этой картинке - особость семьи, ее самодостаточность и гармония, для нее нужен источник тепла и общее желание вокруг него собраться.

Сегодня в городских квартирах нет такого заманчивого общего центра. И кто знает, насколько связан с этим тот факт, что число европейцев, не имеющих семьи, с пятидесятых годов значительно увеличилось, а число людей, считающих, что людям надо верить, - уменьшилось (в той же Британии - с 56% в 1959 году до 30% в 2008-м), и даже семейные ужины перестают быть традицией.

Новый год перестал быть чисто семейным праздником (фото: Владимир Смирнов/ТАСС)Но есть один день в году, который остается символом тепла посреди зимы, символом семьи - и это Новый год. День, когда мы хотим, чтобы рядом были самые близкие люди, на которых остальные 364 дня в году можно положиться безоговорочно.

И в этом смысле семья противопоставлена государству (то есть «всему остальному»), даже если другие сплоченные общности в нем вовсе отсутствуют. Говорят, что семья - ячейка общества, но это - замкнутая ячейка, она соприкасается с остальными, но в идеале то, что происходит внутри, - только семейное дело.

В метафорическом смысле (да и с точки зрения семантики) народ - тоже семья: в ней многие члены связаны между собой генетически, но далеко не все; мы принимаем иных людей в семью и принимаем иные племена в свой народ - залог долгой и удачной семейной жизни в том, что они все-таки должны быть нам близки по интересам, приятны в общении и преданны семье в ее горестные дни. Если же в семье поселяется ненависть - это мощное и саморазрушительное чувство.

Потому мы никогда не сможем убедить себя в том, что, например, сирийцы значат для нас хоть приблизительно то же, что русские Украины. И это показатель нашего психического здоровья, что мы не сможем себя в этом убедить.

Однако даже Новый год перестал быть чисто семейным праздником в тот день, когда в доме во главе застолья водворился телевизор. С ним к нам приходят чужие и часто неприятные люди. Даже если приятные - они живут какой-то совсем иной жизнью, которая характеризуется россыпью улыбок (слишком много улыбок!) и словом «гламур».

Почему они сверкают, шутят и смеются для нас? Потому что считается, что без них у нас не будет «новогоднего настроения». Но что такое новогоднее настроение?

Я бы сказала, что это - лирическая загадка. Нам всегда интересно гадать, что принесет нам наступающий год. И где мы встретим год следующий. Евреи столетиями мечтали на будущий год оказаться в восстановленном Иерусалиме - и все-таки вымечтали себе Иерусалим.

Но даже при полном отсутствии фантазии, когда часы бьют двенадцать, отмеряя самый значительный из рубежей за целый год, невозможно не пожелать, чтобы наступающее было к нам милостивым - к нам и к нашим самым близким. Ну, пожалуйста, пожалуйста!..

Молитвы такого рода в Новый год обращает к Вселенной даже завзятый атеист.

Но для этого определенно не нужны чужие и странно одетые, неистово улыбающиеся люди, которые проникают в наше жилище и гомонят. Хуже того: они еще зачем-то с ужимками поют наши песни.

Застольное пение - русская семейная (и русская народная) психотерапия. Двести лет назад учившийся в Московском университете швед Эрик Густав Эрстрем писал: «Вы, возможно, знаете о любви русского народа к музыке и песням. По правде сказать, это настолько характерно для России, что отличает ее от всех остальных стран.

Пение - любимое времяпрепровождение русских. Оно помогает им забыть жизненные трудности, и они охотно занимают пением свободное время. В песнях всегда выражаются их чувства, когда им радостно или грустно на душе, когда они испытывают нежные чувства или даже гнев. Русские мелодии отличают минорные настроения и меланхолия. Их редко поют соло, чаще - целым хором, где у каждого свой певческий голос. Русские песни, исполненные таким образом, восхитительны, сладостны и чарующи».

Спустя двести лет те китайцы, которые сохраняют «особые чувства к русским» (это практически термин), из хорошего едва ли не в первую очередь вспоминают русские песни - «прекрасные и печальные».

Вот!- скажет кто-то. Печальные! А в Новый год-то должно быть весело!

Не знаю.

По-моему, в Новый год должно быть тепло на душе.

Почти год назад я ездила на автобусе в Донецк. Двадцатичасовая поездка в автобусе сразу после Нового года - то еще развлечение, но я устроила ее себе именно в качестве подарка, в исполнение мечты увидеть сражающийся город.

И ничто так не портило поездку, как игравшие у водителя «новогодние песни», в особенности запомнившиеся многократно высказанным желанием позвонить «телочкам-снегурочкам» и «не проснуться лицом в винегрет».

Наверное, именно поэтому новогодние программы пришли на ум первыми, когда спустя некоторое время я прочла у Филиппа Зимбардо: «Популярные фильмы и телешоу выпячивают самые идиотские качества мужчины».

Зимбардо - самый авторитетный из ныне живущих западных социальных психологов - вообще считает телевизор важным фактором разрушения семьи, а ведь «именно теплая семейная атмосфера формирует в будущем и наше социальное положение, и наши возможности найти любимую работу...».

#{author}Быть может, на наш вкус, это слишком рационально, слишком «по-западному» - любить свою семью, чтобы упрочить социальное положение. Нет, когда русские поют свои прекрасные песни, от которых сжимается сердце, они об этом не думают.

Но разве у каждого из нас нет, хотя бы из детства, такого воспоминания о родителях, тетях, дядях - бабушках и дедушках, в конце концов - которые пели так, что именно тогда, в тот момент мы чувствовали с ними самую важную связь?

Еще двадцать пять лет назад мы бы ни за что не спели про «лицом в винегрет». То ли не считали нужным это поэтизировать, то ли просто слишком себя для этого уважали. А потом на экраны вышли «Особенности национальной охоты» - вместе со «Старыми песнями о главном» - и понеслось...

То было время, когда на второй срок выбирали Ельцина, и стране была дана команда веселиться. Можно было попробовать не впускать чужую разнузданную веселуху в дом - увы, многие из нас ее впустили.

Однако сознаем мы это или нет, семья и поныне остается самым важным, самым крепким звеном жизни, нашей опорой, тем маленьким пятачком, на котором человек стремится отгородиться от государства. Это похвальное стремление, оно приводит к тому, что, когда государству нужна ваша жизнь, ему все-таки приходится просить: «Братья и сестры!».

И еще оно приводит к тому, что в самых мощных и самых искренних пропагандистских образцах государство уважительно подчеркивает ценность каждого дома как условие борьбы: «Если дорог тебе твой дом...».

Но для этого нужно иметь такую связь - и хотя бы раз в год обновлять ее в круге света у лампы, под запахи хвои, когда даже неверующий может взмолиться: «Господи, пожалуйста!..»

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Шабаева
Все статьи Татьяна Шабаева
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44