16 апреля исполняется год со дня убийства в Киеве Олеся Бузины, известного писателя, яркого публициста. По многим признакам убийство было политически мотивированным: Бузина не принял государственный переворот 2014 года.
Он был убит возле своего дома четырьмя выстрелами из пистолета ТТ. На следующий день, 17 апреля, в Интернете было распространено заявление некой «Украинской повстанческой армии» (УПА): «Ми беремо на себе вiдповiдальнiсть...» Убийству предшествовала череда «странных смертей» оппозиционных политиков; накануне (15 апреля) был застрелен Олег Калашников, депутат-регионал, участвовавший во время Евромайдана в организации в Киеве мероприятий Антимайдана. УПА взяла на себя ответственность «за знищення... Чечетова, Пеклушенка, Мельника, Калашнікова, Бузини». Убийства в заявлении были названы «аттентатами» (терминология украинских националистов-террористов 1920-х годов).
Одной из первых исходных точек распространения заявления в Интернете стал в «Фейсбуке» аккаунт с ником Сергій Аміров (кличка Лесник, один из основателей «Тризуба им. Бандеры», сподвижник, а позже личный враг Д. Яроша, убитый в декабре 2015 года). Кто-то счёл заявление УПА фейком, сочинённым властями для отвода глаз. Существенно то, что имя Бузины, как и Калашникова, с указанием домашних адресов обоих появилось 14 апреля на сайте «Миротворец», созданном советником главы МВД Антоном Геращенко и содержащем открытую базу данных на людей, зачисляемых в категорию сепаратистов и «агентов Кремля».
Через два месяца, 18 июня, министр внутренних дел Арсен Аваков сообщил о задержании двух подозреваемых в убийстве и назвал имена: «Двое киевлян: Медведько Андрей Александрович, 27.09.1989 г.р., Полищук Денис Валерьевич, 14.06.1990 г.р.». В качестве доказательств их вины в СМИ приводились сведения о перехватах телефонных разговоров подозреваемых (записи осуществлялись с санкции прокурора и могут быть приобщены к делу), о результатах экспертизы ДНК на брошенной убийцами одежде на месте преступления, а также экспертизы следов в автомобиле, выводы из материалов негласного наблюдения...
Медведько (кличка Мэнсон) и Полищук (кличка Аллах), как вскоре выяснилось, являлись членами нацистских группировок, при этом один из них некоторое время служил в МВД, другой баллотировался в депутаты Рады. В настоящее время Медведько и Полищук находятся на свободе, их превозносят как «героев» и, случается, носят на руках (так было при освобождении из СИЗО). Примечательно, что подозреваемые одно время вместе работали в компании «Капитал Спецресурс», принадлежащей некоему Владимиру Загазею, который являлся помощником депутата Рады Дмитрия Яроша, в ту пору лидера «Правого сектора».
Существует версия, выдвинутая адвокатом подозреваемых Андреем Федуром, о том, что убийство было организовано украинскими спецслужбами. Версия по ряду причин выглядит убедительно и должна бы быть следствием отработана. Мотивы в этом случае могли выглядеть следующим образом:
- обвинение в убийстве радикалов-нацистов стимулирует их отток в зону АТО с возможностью ликвидации группировок, потенциально опасных «режиму барыг» («режиму внутренней оккупации»);
- расформирование неподконтрольных нацистских группировок продемонстрирует Западу силу режима и его верность минским соглашениям;
- убийство Бузины станет акцией устрашения тех, кто отказывается воспринимать украинскую катастрофу как «революцию достоинства».
Так или иначе, официальные фигуранты по делу Медведько и Полищук после отводов судьи, нескольких арестов и освобождений под залог в настоящее время пребывают на свободе. Срок содержания Полищука «под домашним арестом ежедневно с 22.00 до 6 часов утра» истёк 2 апреля сего года.
Суд по делу об убийстве писателя и оппозиционного публициста превращён в фарс.
В феврале вдруг выяснилось, что досудебное расследование передано из Киева в Национальную полицию Одесской области. Это лишь подтверждает, что власти намереваются закрыть дело. Закон предписывает: прокуратура обязана расследовать преступление по месту его совершения. Между тем через два месяца истечёт срок, отводимый на судебное следствие, после чего дело должно быть передано в суд либо закрыто. Мать Олеся Бузины Валентина Павловна, которая является, выражаясь языком протокола, стороной пострадавшей, обратилась за помощью к независимому адвокату Ренату Кузьмину.
О нём стоит сказать особо. Р. Кузьмин, в прошлом первый заместитель генпрокурора Украины, возглавлял Управление по расследованию особо важных дел. В его ведении находились такие дела, как убийство Георгия Гонгадзе, отравление Виктора Ющенко, гибель Вячеслава Чорновила, дела Юрия Луценко и Юлии Тимошенко, Петра Порошенко... В частности, бывший секретарь СНБО, а ныне президент Украины Порошенко обвинялся в вымогательстве крупной взятки у Рината Ахметова.
Примечательно, что Кузьмин был уволен из прокуратуры незадолго до начала майдана, и в тот же день (4 октября 2013 года) было расформировано подчиненное ему следственное управление. Есть вероятность, что с появлением в деле Рената Кузьмина процесс может выйти на серьёзный уровень разбирательства.
В настоящее время Кузьмин находится вне пределов Украины. 4 апреля он написал на своей странице в Facebook: «Я подтверждаю информацию, распространенную некоторыми СМИ, о моем участии в качестве представителя потерпевшей Валентины Павловны Бузины в деле об убийстве ее сына... И сделаю все от меня зависящее для защиты ее интересов и установления истины в этом деле». Адвокат заявил, что потерпевшая сторона не позволит незаконно прекратить это дело и при необходимости им будет подана жалоба в Европейский суд. То обстоятельство, что лица, подозреваемые в убийстве, пребывают на свободе, Кузьмин считает «случаем уникальным». Он также ставит под сомнение квалификацию этого преступления как «просто убийство». В интервью, данном 11 апреля изданию «Страна.ua», Ренат Кузьмин заявил: «Ведь если убийство совершено с целью запугивания населения, провокации военного конфликта, международных осложнений или для привлечения внимания общественности к политическим взглядам виновного, то это не просто убийство. Это - террористический акт. И ответственность за него - пожизненное лишение свободы».
В том же интервью Ренат Кузьмин подтвердил, что он знаком с версией, согласно которой, «убийство... было организовано высшим политическим руководством страны».