В Донецке произошла «силовая» кадровая перестановка - «задержание» и снятие с должностей главы Народного совета Алексея Александрова и спикера парламента Андрея Пургина.
Не вдаваясь в подробности, отметим три важных момента.
Во-первых, говорить о вооруженном перевороте глупо. Денис Пушилин просто не может быть путчистом, поскольку не обладает никаким собственным силовым ресурсом. Главой республики является Захарченко. И даже если он «по состоянию здоровья» вскоре покинет этот пост - источник кадровых перестановок находится не в Донецке, не в Киеве и не в Вашингтоне. В Москве знают о положении дел в республике.
Во-вторых, говорить о «сливе» Кремлем Новороссии - так же глупо, как и о «путче». Народные республики не вернутся в состав бывшей Украины, поскольку все действительно важные изменения укрепляют их самостоятельность: практически полное вытеснение гривны из денежного оборота; полностью собственная гражданская администрация и создание собственного документооборота; подготовка к выборам в местные органы власти, против которых протестует как Киев, так и Вашингтон. Ну и военный потенциал республик находится на таком уровне, который сегодня полностью исключает успех наступательных действий войск хунты.
А что касается соблюдения интересов некоторых украинских олигархов (в том числе и Ахметова) на территории ДНР и ЛНР, то оно как было, так и есть. Вопросы изменения собственности на средства производства можно считать опасными в плане внутренних конфликтов. Достаточно вспомнить Алчевский металлургический комбинат, который стоил жизни действительно искреннему и деятельному человеку, талантливому организатору и командиру с большим политическим потенциалом - Алексею Мозговому.
Почти все первые лидеры ополчения Новороссии имели и имеют активную жизненную позицию. И различное, иногда диаметрально противоположное представление о будущем Новороссии. Недавно все политические вопросы были отделены от вооруженных людей, по зову сердца вставших на защиту республик. Одновременно все группировки как бы ополчения (в том числе крупные, сыгравшие заметную роль в обороне республик), но организованные местным капиталом для защиты своих интересов - разоружили или жестко подчинили военному руководству. Столкновения активных идеалистов и прагматичных капиталистов не произошло. Хорошо это, или плохо, но мечта о государстве, где власть принадлежит классу трудящихся - пока не будет реализована на территории народных республик.
В-третьих, у событий в Донецке действительно могут быть негативные последствия. Не секрет, что Денис Пушилин и люди, интересы которых он представляет - не пользуются ни авторитетом среди ополчения, ни поддержкой населения. Это как раз тот случай, когда кадровые перестановки могут сыграть на усиление внутренних противоречий, и на разжигание недавно погашенного внутреннего конфликта. В конце концов, политическое руководство должно обладать политической субъектностью и поддержкой населения. Интересы капитала могут быть представлены во власти, но капитал должен подчиняться власти, а не быть ею.
Александр Горбенко