В начале сентября центр политической жизни Греции переместился в Салоники, где на традиционной торгово-промышленной ярмарке ведущие политики страны выступили с программными речами ввиду предстоящих 20 сентября внеочередных парламентских выборах (уже вторых в текущем году). На этих выборах лидер Коалиции радикальных сил (СИРИЗА) Алексис Ципрас попытается вернуть себе пост премьер-министра.
Выступление бывшего премьера ждали. Ведь вопреки прежним предвыборным обещаниям, благодаря которым он победил на выборах в январе, Алексис Ципрас пошел на унизительное для греков соглашение с кредиторами и согласился на меры жесткой экономии, ставящих крест на поступательном развитии страны как минимум ещё на 20 лет.
Однако политик как ни в чем не бывало снова обещал добиться облегчения долгового бремени Греции, увеличения числа рабочих мест и усиления борьбы с коррупцией.
Дискуссии о выходе Греции из еврозоны больше не ведутся, а борьба за внесение изменений и поправок в принятое в августе соглашение о новых кредитах Афинам еще не закончена, уверяет Ципрас. Он намерен после своего переизбрания бороться за «реструктуризацию» долгов и против «распродажи» государственного имущества. Как он намерен бороться, понять из выступления было невозможно, ибо о новых переговорах с «тройкой» он не упоминал.
Главное, по его мнению, в том, что борьба каторжно работающего греческого народа всколыхнула Европу (?), а Германия, больше остальных настаивающая на политике жёсткой экономии, растратила большую часть своего политического капитала. «Европа уже не та, что была семь месяцев назад. Она была поражена той битвой, которую ей навязала наша сплоченная нация», - заявил Ципрас. Надо полагать, Ангела Меркель, читая его речь, презрительно хмыкнула.
Несмотря на пустую казну и возобновленное «тройкой» кредиторов внешнее управление, Ципрас раздавал обещания щедрой рукой: от основания нового инвестиционного банка до борьбы с безработицей и коррупцией. Практически все они являются калькой с обещаний Ципраса, которые он уже давал прошлой зимой, только в урезанном виде. Так, выступая в Салониках год назад, он обещал 300 тыс. новых рабочих мест, а сейчас - только 150 тыс., да и то по временным трудовым договорам для безработной молодежи. Забыл лишь пообещать завершить реконструкцию Акрополя, длящуюся уже десятки лет. Хотя полуразрушенное состояние этого античного памятника как нельзя лучше характеризует сегодняшнее положение Греции, к чему успел приложить свою руку бывший премьер.
* * *
Среди обещаний Ципраса значится и улучшение отношений с Россией. «Я дважды ездил в Россию, и я выдвинул план, как перезагрузить греческо-российские отношения», - сказал политик. Он отметил, что газопровод, который будет идти через Турцию, должен пройти и по греческой земле, а в Грецию должны приезжать российские туристы.
В связи с этим напомним, что Греция участвует в санкциях ЕС против России, и в июне сего года правительство Алексиса Ципраса согласилось на их продление. Во время апрельского визита в Россию Ципрас сделал довольно расплывчатое заявление о том, что «Греция - это суверенная страна (!) со своим безоговорочным правом вести многогранную внешнюю политику». Однако вопрос об участии Афин в проекте «Турецкий поток» так и остался нерешенным, что лишний раз показало цену греческого «суверенитета». По крайней мере, в понимании «многогранности» Алексисом Ципрасом.
Местные наблюдатели, как сообщает Deutsche Welle, к программной речи Алексиса Ципраса отнеслись скептически. В частности, политический обозреватель Василис Лирицис осудил размытость программы бывшего премьера. «Он, как и многие политики до него, обещает изменить страну, но не говорит, что конкретно это будет означать для граждан», - заявил Лирицис в эфире телеканала Skai. Тот, кто хочет изменить страну, должен это делать, а не только об этом говорить, заметил Лирицис.
Осудили оппортунизм Ципраса и коммунисты. Накануне его предвыборного спича в Салониках состоялся крупный митинг левого профсоюзного объединения ПАМЕ. Выступивший на митинге руководитель Компартии Греции Димитрис Коцумбас подчеркнул, что только «окончательная отмена меморандумов («тройки»)... откроет путь для освобождения страны из волчьих союзов, для полного списания госдолга, откроет путь для лучшего будущего для нас и наших детей».
Дополнительную эмоциональную окраску предвыборной кампании придало сообщение, опубликованное 9 сентября в пресс-релизе партии "Народное единство" Панайотиса Лафазаниса, одного из лидеров коалиции СИРИЗА, порвавшего с этим альянсом из-за несогласия с политикой Ципраса: избирательный список партии «Народное единство» возглавит легендарный Манолис Глезос, которому исполнилось 93 года. В программе Лафазаниса и его «Народного единства» - выход Греции из зоны евро, введение драхмы, развитие и укрепление экономического, политического и военного сотрудничества с Россией и странами БРИКС.
* * *
Есть ли у Ципраса шанс второй раз войти в одну и ту же реку? Социологические опросы показывают, что партию СИРИЗА готовы поддержать 26,5% респондентов, тогда как главного её оппонента в правом лагере партию «Новая демократия» - 25,9%. Далее следуют ультраправая «Хриси авги» (Золотая заря), которая может рассчитывать на 6,5% голосов, Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК) - 5,8%, Коммунистическая партия Греции (КПГ) - 5,3%, «Потами» (Река) - 5,1%, «Лаики энотита» (Народное единство), отколовшееся левое крыло СИРИЗА, - 4,7%, Союз центра - 3,5% и «Независимые греки» (АНЭЛ) - 3%. Число не определившихся достигает 11,6%.
Обращает на себя внимание высокий уровень поддержки нацистской «Хриси авги». При неопределенном исходе выборов партия, имеющая штурмовые отряды и неформальные группы сочувствующих в армии и полиции, способна повлиять на дальнейшее развитие событий.
Ципрас надеется сформировать коалиционное правительство. Он также утверждает, что раскол в СИРИЗА принес «положительный результат». «Теперь мы - партия с фиксированной идеологической базой, - говорит он, - нас никто теперь не обвинит в том, что мы - «партия драхмы». То есть формально курс на сохранение Греции в еврозоне закрепляется. Тем не менее в Брюсселе озабочены. «Новому правительству, какое бы оно ни было, придется уважать соглашения по спасению, иначе решение ЕС по удержанию Греции в еврозоне может поменяться», - предупредил греков президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Звучит как угроза. И ясности в том, что ждёт Грецию, нет ни у кого.