Саммиту Евросоюза в Братиславе, состоявшемуся 16 сентября, не удалось наметить выход из того «опасного и трудного положения», в котором он, по словам председателя Европарламента Мартина Шульца, оказался и который, как признал глава Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер, представляет собой для «единой Европы» «экзистенциальную угрозу».
Положение серьёзное. «...Евросоюз может развалиться. Если мы не будем внимательны, он распадется на части», - заявил Мартин Шульц в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung.
Саммит, впервые проходивший без участия Великобритании, был объявлен «неформальным» (с формально-юридической точки зрения Великобритания - всё ещё член Евросоюза), но от этого он не стал для его участников менее сложным. По таким важнейшим вопросам повестки дня, как борьба с миграционным кризисом, безопасность, терроризм, бюджетная дисциплина стран-членов ЕС, никаких общих решений главы государств и правительств 27 стран, собравшиеся в Братиславе, не приняли. «Новым словом» стало разве что заявление об оказании финансовой помощи Болгарии в размере 108 млн. евро для защиты границ этой страны, осаждаемой нелегальными мигрантами.
В обстановке быстрого роста внутренних противоречий в ЕС иначе быть и не могло. Все видят, что в Европейском союзе нарастают центробежные процессы. Часть политиков, общественность во Франции, Голландии, Италии, Греции, Германии считают необходимым проведение референдума по образцу Brexit. Вскоре список этих стран может пополнить Австрия. Настаивает на своей «особой позиции» Венгрия.
Испании как унитарному государству угрожает распад: примеру Каталонии, где уже разработана конституция независимого государства, могут последовать и другие, прежде всего Страна Басков. В Великобритании всё больше вероятность появления независимой Шотландии и объединения двух Ирландий. Добавляет головной боли Брюсселю неминуемое обострение проблемы Гибралтара. Дают о себе знать сепаратистские настроения в Италии и во Франции.
Ко всему прочему «единая Европа» в самоощущении европейцев делится на «богатый Север» и «бедный Юг». Хотя богатство и бедность стран каждой из этих групп относительны, но «южане» уже самоопределились и выдвинули нечто вроде собственной программы, какой стала принятая 9 сентября представителями Греции, Италии, Франции, Испании, Кипра, Мальты и Португалии Афинская декларация. Относительно бедный Юг за счет либерализации финансовой политики Евросоюза хотел бы больше тратить... денег Севера. В Берлине такая позиция вызывает смесь презрения и возмущения.
При этом в Германии нарастает мощная волна гражданского протеста против заключения договора о создании трансатлантической зоны свободной торговли (TTIP). В субботу 17 сентября в Берлине, Гамбурге, Кёльне, Франкфурте-на-Майне, Мюнхене, Штутгарте, Лейпциге с протестом против TTIP вышли на улицы многие десятки тысяч человек.
В таких условиях рассчитывать на принятие саммитом решений на длительную перспективу не приходилось. Всем ясно, например, что нынешняя миграционная политика нуждается в основательной ревизии. Даже в Германии «несгибаемая» Ангела Меркель с её набившими оскомину «мы можем» и «мы справимся» умудрилась проиграть земельные выборы в родном Мекленбурге своим политическим оппонентам из «Альтернативы для Германии». И, несмотря на это, никаких действий Меркель не предпринимает.
От такого бездействия оппозиция миграционной политике Брюсселя, определяемой, по сути, Берлином, только ширится. «Вишеградская четвёрка» (V4) на саммите в Братиславе приняла собственное заявление, в котором отвергла квоты по распределению беженцев по странам Евросоюза. Польша, Венгрия, Чехия и Словакия заявили, что страны должны принимать мигрантов исходя из собственных возможностей. В заявлении, в частности, предлагается ввести для контроля миграции такой же порядок, как в США, где вся информация о мигранте должна быть передана властям еще до его въезда в страну.
Позицию «четвёрки» изложил в Братиславе премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, заявивший, что миграционную политику ЕС он считает «саморазрушительной и наивной». Орбан уже всецело настроен на референдум, который состоится в Венгрии 2 октября. Гражданам страны предложено ответить на вопрос «Хотите ли Вы, чтобы Европейский союз декретировал обязательное переселение не венгерских граждан в Венгрию без согласия на то парламента Венгрии?». Исход народного волеизъявления предугадать легко, но вот какую позицию займёт после референдума Еврокомиссия и чем обернётся противостояние двух лагерей в ЕС - приверженцев восстановления национального суверенитета стран-членов Евросоюза и сторонников наднациональной интеграции, судить пока сложно.
...В программе саммита в Братиславе значилась прогулка глав государств и правительств 27 стран по Дунаю, которая должна была, видимо, символизировать, что все члены Союза - в одной лодке. Получилось, однако, что лодок теперь уже не одна, а больше.
* * *
25 марта 1957 года Франция, Италия, Германия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург основали в Риме Европейское экономическое сообщество, которое впоследствии стало Европейским союзом. 25 марта 2017 года, тоже в Риме, Евросоюз должен отмечать своё 60-летие. Великобритания к тому времени, вероятно, будет находиться в процессе оформления своего выхода из ЕС. А быть может, и не только Великобритания.