Казалось бы, затихшие армянские протесты и расколовшиеся надвое после уступок властей массы протестующих давали надежду на относительно бескровный итог электромайдана, однако в субботу вечером, на очередном вече, организаторами протеста было принято решение о гальванизации киловатт-майдана.
Конфликт интересов
Причина социального протеста, который уже перерос в пока ещё бархатный армянский майдан, - конфликт между общественными и государственными интересами. Население требует отказа от повышения тарифов на электроэнергию, утверждая, что тарифы и так очень высоки, власть резонно замечает, что отказ от повышений приведёт к повторению 90-х и буквально погрузит страну во тьму.
Требования масс являются эмоциональными, аргументация властей - рациональной, но беда в том, что в случае майдана рациональные аргументы не действуют и автоматически отвергаются протестующими, так как противоречат видимым ими контурам справедливости.
Промедление - признак слабости
Из армянского майдана в бархатной фазе можно выделить ядро - представители НКО, грантоедских фондов и организаций, специалисты по цветным революциям - и массовку, как совокупность простых граждан, считающих, что повышение тарифов приводит к критическому ущемлению их имущественных интересов. Массовкой, как и полагается, играют «втёмную».
О том, что ядро протеста представляет собой специалистов по цветным революциям, свидетельствует как радость украинских евромайдановцев, которые чуть не хронику из Армении ведут, так и нежелание толпы находить компромиссы с властью.
Так как власть отказалась от применения силы на первом этапе, то ядром протеста данный шаг воспринимается как признак слабости. Соответственно, аппетиты ядра протестующих растут по мере их уверенности в том, что власть слаба, а коль так, её можно попытаться «дожать» и принудить принять нужное решение.
Если ранее в качестве требования выдвигалась отмена злополучного решения о повышении тарифов на электроэнергию, то на прошлой неделе список требований несколько расширился. Теперь кроме ультиматума, выдвинутого киловатт-майданом властям Армении, фигурируют следующие требования:
1. Отмена последнего решения о повышении тарифов.
2. Отмена прошлогоднего решения о повышении стоимости электроэнергии.
3. Наказание полицейских, участвующих в разгоне и купании водомётами протестующих, и руководства полиции, отдавшего приказ на разгон.
При этом власть решила максимально пойти навстречу протестующим и согласилась на:
1. Проведение аудита в Электросетях Армении с участием представителей гражданского общества.
2. Привлечение международных консалтинговых компаний к выяснению того, насколько обосновано повышение тарифов. В состав группы предлагается включить участников протеста. В случае если будет доказана обоснованность повышения тарифов, массы должны платить по новым, повышенным, тарифам.
3. На время проведения аудита и подготовки экспертного заключения бремя повышения тарифа на электроэнергию правительство Армении будет финансировать из государственного бюджета.
4. Возбуждение уголовного дела по факту разгона протеста на проспекте Баграмяна.
В ходе первой волны протеста условия правительства протестующими были восприняты сперва с ликованием, однако затем, посовещавшись, организаторы решили, что этого недостаточно, и заявили, что будут стоять дальше, так как решение о повышении тарифов не отменено, а полицейские не наказаны. Параллельно происходило постепенное вооружение протестующих деревянными дубинками, а полиция заявляла о наличии среди протестующих взрывных устройств.
Теперь же, с началом второго этапа киловатт-майдана, организаторы выдвинули властям ультиматум и требуют до 21.00 следующего понедельника удовлетворить все требования электромайдана. В противном случае с каждым днём майдана баррикады будут передвигаться всё ближе к резиденции главы Армении.
Очевидно, что по мере развития второй фазы майдана количество требований будет возрастать, и к существующим, рано или поздно, присоединятся требования из разряда о необходимости проведения досрочных выборов или отставки президента. Сам же протест будет становиться всё радикальнее, что существенно изменит его внешний облик: количество зевак станет меньше, а освободившиеся места займут радикалы.
Игра с нулевой суммой
Уже сейчас ряд требований ядра протеста являются для власти неприемлемыми и приведут фактически к самоубийству государства.
Например, наказание полицейских приведёт к деморализации сил правопорядка, которые перестанут проявлять какую-либо активность в деле защиты власти, и станет повторением ошибки Януковича, отдавшего приказ о выведении внутренних войск и «Беркута» из Киева.
Требование отменить решение о повышении стоимости электроэнергии приведёт к нарастанию проблем в электроэнергетике Армении, что в итоге может вылиться в повторение тёмных и холодных 90-х, когда электроэнергия подавалась по часам, а для обогрева жилищ сжигались мебель и паркет.
Болезненные решения
Любые политические уступки будут восприняты организаторами майдана как признак слабости, после чего последуют новые требования. Потому единственное, что остаётся руководству Армении, - применить силу и разогнать протест, арестовав его инициаторов, менеджеров и «силовиков» и параллельно запретив работу причастных к протесту НКО.
В дальнейшем неизбежно придётся решить вопрос с «троянским конём» в энергетике - продажей каскада ГЭС американцам, которые также рано или поздно захотят поднять тарифы.
В противном случае киловатт-майдан рискует окончательно переродиться в антироссийские протесты, которые будут основаны на следующих тезисах:
1. Армяне всегда дружили с Россией, а она, как владелец «ИНТЕР РАО ЕЭС», предала народ Армении, повысив тарифы.
2. Власть эксплуатирует и грабит народ, потому её надлежит сменить.
3. Российские СМИ всё неверно освещают и лгут, их нужно изгнать/запретить.
Задача у киловатт-майдана классическая: смена элит в республике на лояльные США, охлаждение отношений с Россией и Евразийским союзом. Цель - отрыв Армении от России, выдавливание РФ из Закавказья, в идеале перезапуск конфликта в Карабахе, что приведёт к катастрофе для России в Закавказье и обрушению всей дипломатической надстройки, создаваемой в течение последних 20 лет.
В случае успеха к власти, вероятно, приведут функционеров партии «Наследие» под руководством Раффи Ованнисяна, который уже принялся крушить политический фундамент текущих властей республики и требовать немедленной смены команды Сержа Саргсяна.
Армения же в таком случае рискует остаться во тьме без российской базы и Карабаха.
***
О том, что против России будут открывать новые фронты на Кавказе и в Средней Азии, «Однако» писал ещё с полгода назад.
Следующая горячая точка - Киргизия. В республику прибыл специалист по цветным революциям, подвезены очередные 20 тонн груза для посольства, а журнал Esqire принялся размещать тексты, в которых в качестве причин обвала торговли на бишкекском рынке Дордой указано вступление РК в ЕАЭС, который, как утверждает издание, не даёт доступа на рынки объединения. Тот факт, что процесс присоединения Киргизии к Евразийскому союзу не окончен, игнорируется, а исчерпание экономической модели республики и вовсе не упоминается журналом.
Таким образом, ядром киргизского майдана будут разорившиеся или стоящие на грани разорения торговцы с Дордоя и Кара-Суу.
И это уже не говоря о Приднестровье, которое продолжают сжимать в тисках блокады.