РЕФОРМА - новизна, преобразованье в порядках, устройстве
Толковый словарь живаго великорускаго языка В.И.Даля
Правительство России утвердило внесённую ранее Минэкономиразвития федеральную целевую программу развития образования на 2016 - 2020 годы. Новая программа предусматривает проектно-целевой подход в реализации в отличие от классического программно-целевого подхода ФЦП развития образования на 2011-2015 годы.
Как отмечается в постановлении кабмина, программа направлена на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям инновационного, социально ориентированного развития России. К основным задачам Программы относятся создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования, реализация мер популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодежи.
Экспертные оценки:
Владимир Винников. Федеральная целевая программа (ФЦП) развития российского образования на 2016-2020 годы продолжает образовательную «реформу», начатую еще в 2010 году. Основным содержанием этой «реформы» является выход государства из системы отечественного образования: как в плане финансирования, так и в плане формирования образовательных стандартов. Нынешняя ФЦП направлена прежде всего на формирование механизмов и моделей «государственно-частного партнерства в сфере образования, бизнес-сообществах и образовательных организациях».Насколько оправданна такая «приватизация» в нынешних условиях глобального кризиса и резкого обострения международной конкуренции - вопрос, мягко, говоря, риторический. Тем более, что при этом гарантированный и обязательный образовательный стандарт для каждого гражданина России последовательно опускается «ниже плинтуса» - под флагом «свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации», а также «достижения качественно нового уровня системы образования».
Свобода от финансов и обязательств перед государством - тоже «свобода», а развал образования - тоже «качественно новое состояние». В общем, перефразируя Наполеона, можно сказать: «Государство, которое не хочет кормить свою школу, будет кормить чужую армию».
Татьяна Миронова.
Существует две стороны обучения - образование создание умных
людей, накопление ими знаний, и воспитание хороших, добрых людей.
Умные, но бессовестные люди - это страшное явление. Они легко
расстанутся с Родиной и будут отдавать свои таланты чужой стране. Задача
подлинного образования в России -воспитание образованного и
совестливого человека. Классическая педагогика России об этом
напоминает. Знание, просвещение и потом уже образование. Воспитание
образованного и совестливого человека, готового отдать свои силы и
знания на благо Родины - вот наша насущная задача.
А для этого необходимо учить детей не только физике, математике,
химии, биологии, хотя этому надо учить на самом высоком уровне, но и
родной истории, русскому языку, литературе. Иначе все наши усилия по
подготовке высококлассных специалистов будут отданы во благо иноземных
государств, что и происходит последние двадцать лет. Поэтому просвещение
и образование, воспитание и образование должны идти рука об руку. Но
начинать нужно не только со школы, а прежде всего с педагогических
вузов. Воспитывать учителей новой формации, которые сами должны понимать
свою работу как служение России.
Такова, на мой взгляд, должна быть идеология современного
образования. Но, думаю, что это полностью не совпадает с тем, что
исповедует сегодня Министерство образования.
Анатолий Вассерман.
Поскольку я человек холостой и бездетный, то могу судить о
современном школьном образовании только по публикациям и отзывам. И они
не вызывают у меня ничего похожего на радость или хотя бы уважение. На
мой взгляд, наше образование сейчас стремительно меняется к худшему.
Меняется потому, что также как и здравоохранение, объявлено частью
сферы обслуживания. Между тем, поскольку человек - неотъемлемая часть
любого хозяйствования, то человек - главное средство любого
производства, а потому и образование, и здравоохранение должны
рассматриваться как то, что в советское время именовалось группа «А» -
производство средств производства. Если подходить к этим двум сферам
деятельности с точки зрения производства, а не просто зарабатывания
денег любой ценой, тогда становится понятно, что все нынешние реформы
разрушительны.
С точки зрения производства необходимо, например, охватывать
глубоким образованием максимальный ресурс, чтобы добиться использования
всех, кто может сделать хоть что-то полезное. Каждому ученику должно
быть предоставлено максимально широкое и цельное представление об
окружающей действительности. А это возможно на основе преподавания
максимально общих закономерностей, тогда как сейчас преподавание по сути
сосредоточено на запоминании отдельных фактов безо всякого понимания
связи между ними.
Лучшее, что можно сделать с современным средним и высшим
образованием- отменить все реформы, произведённые с середины 70-х
годов, когда мы начали некритично воспринимать западные образцы,
исходящие из логики сферы обслуживания. И вернуться к тому формату
образования, который зародился в середине XIX века в нескольких
германских государствах, а до совершенства доведен в середине ХХ века в
Советском Союзе. И уже от этой основы, выстроенной в рамках
производственной логики и дальше развивать образование с учётом всего
накопленного опыта.