Президенты России Владимир Путин и Сербии Томислав Николич приехали в Ереван 24 апреля и назвали Геноцид над Армянами именно «Геноцидом», заранее предполагая какую реакцию вызовет их поведение в Анкаре. Она не заставила себя ждать - Реджеп Тайип Эрдоган напомнил нелицеприятные моменты российской истории в ее исламских районах и намекнул о реализации доктрины неоосманизма, предполагающей быстрое возрождение турецкого влияния на Балканах.
В конце апреля стало понятно, какие угрозы и препятствия стоят перед проектом «Турецкий Поток». Лидер Внутренней Македонской Революционной Организации (ВМРО) и заместитель председателя болгарского Парламента Красимир Каракачанов заявил, что инцидент в македонском городе Куманово «мог случиться и 3 дня, и 2 месяца, и 3 года раньше, и может повториться через 3 дня». И «Турецкий поток» не имеет к нему отношения. В Болгарии и в Македонии давно известно о террористических вызовах на македоно-сербской границе. Непонятно, почему стратеги «Газпрома» ими пренебрегают, если они проявились еще в 1999г. и тогда об этом узнал весь мир. А российские солдаты и офицеры, взявшие аэропорт Приштины, стали их свидетелями. Об этом узнали и около 60 погибших в Косово русскоязычных добровольцев, которые воевали на стороне силовых государственных органов Сербии, К сожаленью, они уже никому ничего не расскажут. Светлая им память! Если бы им дали организоваться, результат войны был бы другим.
В декабре 2011г. в связи с люстрацией в Болгарии, было опубликовано досье автора этих строк и сейчас все грамотные болгарские и македонские граждане (безграмотные среди цыганского населения увеличиваются в геометрической прогрессии) могут прочитать о его сопричастности к внешней разведке периода социалистического строительства, СЭВ и Варшавского договора.
Поэтому, стоит огласить доклад, которого автор (которому тогда было всего 25 лет) отправил начальству осенью 1987г., после месячного пребывания у родственников в македонской столице. Стержнем доклада был прогноз, что Скопье рано или поздно превратится в Бейрут, и фронтовая линия будет проходить по реке Вардар, разделяющей город на болгарскую и албанскую части.
Этот прогноз пришлось повторить в большой аналитической статье в газете «Стандарт» (самой популярной тогда в Софии) ровно год до начала варварских натовских бомбардировок Сербии. Она спровоцировала дискуссии среди военных и политиков в обоих болгарских государствах.
Прогноз подтвердился весной 2001г., когда из самого популярного тогда частного телевидения в Болгарии ТОП ТВ срочно вызвали автора из Москвы и отправили в Скопье и Тетово (второй город по величине в стране, где был эпицентр этнической войны между болгарской и албанской общинами). Тогда автору пришлось адаптироваться к температурной перемене в 40 градусов: от -20оС в подмосковном пансионате «Лесное», до +20оС в бурлящей македонской столице и на северо-западе страны. Напряжение витало в воздухе на каждом шагу, даже в старой болгарской столице Охрид (аналог Сергиева Посада), где сконцентрированы православные святыни средних веков.
До начала сегодняшних событий, автор дважды сделал публичный прогноз о том, что на трассе «Турецкого потока» в любой момент может быть проведен террористический акт и что маршрут для трубы выбран самым неудачным образом. Видимо, эта реальность была осознанна высшими руководителями России и Сербии. И они 24 апреля назвали произошедшее 100 лет тому назад своим именем - «Геноцидом», пренебрегая ожидаемую реакцию Анкары и Баку. Потому что, на фоне балканских реальностей, «Турецкий поток» выглядит нереальным. Речь идет не только о городе Куманово и районе на македоно-сербской границе. Террористические акты могут случиться и в Северо-Восточной Греции, где проживают две общины: в Восточных Родопах преимущественно турки; в Западных Родопах преимущественно помаки (болгары-мусульмане). Даже в те времена, когда в Греции люди переедали и перепивали, за счет солидарных и сострадательных европейцев, местное исламское население всегда было ориентировано на Турцию. Сейчас, когда греческий жизненный стандарт неуклонно падает, а турецкий возрастает, проявления этнического и религиозного сепаратизма, в том числе и с помощью терактов, очень логичны и возможно, скоро станут реальностью. Турецкая поддержка будет всесторонней! С другой стороны, в европейской части Турции в любой момент могу подняться, как Курдская Рабочая Партия (ПКК), так и ультралевые террористы: «Дев Сол», «Дев Йол», «Дев Генч» и т.д. Самой опасной является Турецкая Коммунистическая Партия (марксисты-ленинисты) - член Международного Революционного Движения (маоистского интернационала).
США и ЕС не могли не воспользоваться боевым потенциалом албанских террористов на трассе «Турецкого потока». И конечно, ЦРУ активировало их. Ими курирует с девяностых годов ХХ века тогдашний директор - этнический албанец Джордж Тенет. Он их приструнил и появилось Косово. Сейчас его наследники дали задание и имеем вооруженные провокации в Гошинце и Куманово.
Возникает логичный вопрос: почему удар был нанесен именно там - в Македонии, рядом с Сербией? А не в Северо-Восточной Греции, или в европейской части Турции? Потому что специальные службы в обеих натовских странах работают профессионально. Они давно противостоят друг другу и так поддерживают форму. А в Македонии силовыми государственными органами до сих пор единолично управлял клан премьер-министра Николая Груевского. Его двоюродный брат Сашо Миалков возглавлял македонское КГБ, Гордана Янкуловская (кстати, выходец из элитарной титоистской семьи) была министром внутренних дел. Их всех в свое время инкорпорировал туда отец Миалкова и дядя Груевского Йордан Миалков. Он был министром внутренних дел в первом правительстве независимой Республики Македония, с премьер-министром академиком Николаем Клюсевым (его тогда составила старая команда ВМРО). Йордан Миалков погиб в очень сомнительной автокатастрофе. Его наследниками стали Груевский, Янкуловская, Миалков-младший. Однако они не имели никаких шансов справиться с возрастающей террористической угрозой, со стороны увеличивающегося албанского населения.
Дело в том, что, после Охридских соглашений июня 2001г., малая Республика Македония уже практически является поделенной страной между двумя общинами - большинством болгарского происхождения, проживающим на юго-востоке страны, и албанским меньшинством, проживающим на северо-западе. На территориях, заселенных албанцами, скопские власти практически не присутствуют. Там развеваются албанские красные флаги с черным орлом (не зря Албанию называют «страной орлов»), вывески на улице везде на албанском языке, мечети сплошь и рядом. А в скопской общине Чаир, в мусульманской части столицы, проповедуют эмиссары «Мусульманских братьев», «Аль-Каеды», ИГИЛ и фондов «Ал Уакф Ал Ислами» и «Иршад». Македонская полиция и специальные службы не могут с ними справиться. Именно из этой общины происходят больше половины македонских граждан - джихадистов, присоединившихся к ИГИЛ. Выжившие скоро вернутся в Македонию и устроят новые теракты.
Македонская полиция и контрразведка даже объявляют противоречивые данные о погибших в Куманово террористах: то ли 10, то ли 14. Как считают независимые скопские эксперты, дело в том, что 4 мертвых боевика являются гражданами иностранного государства, которого сейчас назвать нельзя по политико-дипломатическим соображениям. Намек, конечно на то, что они граждане Турции, где македонский президент Георгий Иванов побывал 24 апреля, на торжествах в Галлиполи, вместе с министром обороны и начальником Генштаба. Есть основания считать, что они там получили подарки, в виде современного оружия и боеприпасов. Тогда решили, что это для них «бесплатный обед». А сейчас придется платить с процентами. Иванова это лично вряд ли волнует - он хозяин самого популярного телевидения в Македонии «Сител». Хозяин второго по популярности - «Канал 5» - премьер-министр Груевский. Их жизнь в личном плане обеспечена. Основные печатные СМИ тоже в их руках. Подопечные им журналисты, политологи и историки - старые активисты ВМРО и их потомки и друзья обеспечивают партийную и правительственную пропаганду. Имея в виду, что образ жизни македонских болгар включает обязательное утреннее кофе в ближайшей забегаловке, в сочетании с чтением свежих газет и обсуждением новостей с сотрапезниками, становится понятным влияние правящих на читающую македонскую публику.
(Об институте сотрапезничества в древней Македонии могу порекомендовать читателям труды доцента, к.и.н. Кокаревой Ольги Владимировны из МГПУ - он практически полностью перенесен в нашу современность, хотя македонские болгары не являются потомками античных македонцев).
Именно, благодаря господству над основными македонскими СМИ, Иванов и Груевский смогли 18 мая собрать проправительственный митинг по численности в 5 раз больше, чем оппозиция (поддержали правительство около 90 000 митингующих, протестировали меньше 20 000). И дали понять, что не намерены отступать власть перед уличным нажимом. Скопский Майдан не прошел! Хотя, по софийско-киевскому сценарию, в центре столицы возник маленький палаточный городок.
Его вовремя взяла под охрану македонская полиция, чтобы исключить возможные провокации.
На митинге 17 мая молодой (и очень богатый) лидер Социал-Демократического Союза Македонии и объединенной оппозиции Зоран Заев собрал под знаменами представителей практически всех нацменьшинств, проживающих в стране, и даже часть европейских левых политиков, во главе с председателем Партии Европейских Социалистов и бывшим премьер-министром Болгарии (2005-2009) Сергеем Станишевым. Последний оказал ему неоценимую помощь, потому что говорил без переводчика и эмоционально агитировал за смену власти и к приходу к ней своих соидейников. Он, как председатель антироссийской Партии Европейских Социалистов, неуклонно работает на срыв «Турецкого потока», так же как, в качестве премьер-министра Болгарии, сорвал и «Южный поток». Здесь, наверное, стоит все-таки отметить, что его отец Димитр Станишев родился в городе Дупница, с болгарской стороны границы, тоже в географической области Македония. Он долгие годы выполнял ключевую функцию секретаря ЦК Болгарской Коммунистической Партии (БКП) по международным вопросам. И курировал связи с Союзом Югославских Коммунистов (СЮК), в периодах потепления отношений между Софией и Белградом. И конечно, продолжительное время узко общался с руководителями Македонской Коммунистической Партии, в составе СЮК.
А надо иметь в виду, что тогдашние руководители македонских коммунистов - это отцы руководителей македонских социал-демократов. Поскольку титоисты никак не доверяли местному населению (по другому, конечно, и быть не могло, если вырезали 22 000 болгарских интеллигентов и просто патриотов и посадили 144 000, за весь период своего управления), партийные и управленческие посты в Скопье передавались строго по наследству - переходили от отцов к сыновьям. Так и сформировалась потомственная скопская левая политическая элита.
Впечатляет факт, что некоторые известные македонские политики поменялись местами в политическом пространстве: странно было видеть бывшего посла в США Николая Димитрова в рядах оппозиции. Он сидел в Вашингтоне, параллельно со своим отцом в Москве, который в это время было послом в Российской Федерации. До этого, проф. д. и. н. Димитр Димитров был два раза министром в кабинетах ВМРО - в первом был министром культуры, во вторым - науки и образования. В отличие от сына, отец никогда не скрывал своего болгарского самосознания и национальной идентичности. Кстати, во времени его второго мандата, министром науки и образования в Софии тоже был, по традиции, профессор и его тоже звали Димитр Димитров.
Совпадение имен стало причиной множества недоразумений, особенно во времени их частых встреч. Ходили также анекдоты о том, что «один народ, одна нация, один язык, один министр».
Еще более странно было смотреть на трибуне митинга в поддержку правительства лидера Гражданского Движения Обороны Македонии, проф. д. и. н. Виолетту Ачковскую - когда в скопской АОН она располагалась в одном и том же кабинете с двоюродным братом автора этих строк, стояла на твердых титоистских, анти-болгарских, проевропейских позициях. Сейчас, кажется, поменяла их на пророссийские. Конечно, такую эволюцию можно только поприветствовать!
Однако экспертам давно понятно, что никакая власть в Скопье - ни левая, ни правая, не сможет заставить обе общины жить вместе, в одном государстве. На деньги Сороса македонские социал-демократы могут собрать и не такой митинг, однако оружие в домах у албанцев никуда не денется и очередной виток вооруженного противостояния может разразиться в любой момент. Стоит, кстати, отметить, что Зоран Заев принял эстафету фонда Сороса «Открытое общество» от члена Политбюро Коммунистической Партии Македонии (в составе Союза Югославских Коммунистов) Владимира Мильчина. А его отец Илья Мильчин был болгарским националистом!
США, конечно, воспользовались присутствием террористических элементов на македонской территории, чтобы спровоцировать их выступить именно сейчас и сорвать проект «Турецкий поток».
Однако надо иметь в виду, что албанский террористический потенциал существует на Балканах давным-давно, еще когда никто не думал, что будет строится газопровод и никто не знал кто такой В.В.Путин. Никуда не денется и албанская община с сербской стороны границы - она тоже поддерживает идеал Великой Албании. По обе стороны сербско-македонской границы действуют террористические организации - близнецы: в Сербии - «Армия Освобождения Прешево, Медвежи и Буяноваца», в Македонии - «Армия Национального Освобождения». И надо ожидать, что следующая провокация против «Турецкого потока», скорее всего, произойдет со стороны территории Сербии. Остается надеяться, что сербские спецслужбы догадываются об этом. Вопрос в том, насколько у них хватает возможностей, после 1999г. противостоять им.
Рано или поздно, террористическая активность приведет к распаду всех указанных государств. В Македонии давно уже происходит обмен жилья между гражданами Тетово и «консульского города» Битоля - третий по величине в стране (раньше второй, до массовой албанской эмиграции из Косова в Тетово). Во времени турецкого рабства, там располагались генеральные консульства европейских государств и Российской Империи, которые защищали болгарское население от османского произвола. Этнические албанцы убегают в северо-западные районы, этнические болгары - с северо-запада на юго-восток. В ближайшие годы переселение закончится, и Республика Македония официально распадется на две религиозно чистых части: славяно-православную (болгары, сербы, греки, румыны) и мусульманскую (албанцы, турки, цыгане).
Понятно, что натовская военная машина, не то, что не может, однако ей не будет позволено воспрепятствовать созданию Великой Албании, включающей Албанию, Косово, сегодняшнюю Северо-Западную Македонию, Южную Сербию, Северо-Западную Грецию и Южную Черногорию.
К этому времени, наверное, большинство этнических болгар и огромная часть молодежи сможет обзавестись болгарскими паспортами, и получить возможность жить, учиться и работать на территории Республики Болгария. Кстати, практически все македонские студенты, которые сейчас учатся в болгарских ВУЗах, или уже их закончили, успели стать гражданами Болгарии и остаться на работе в больших городах - София, Пловдив, Варна и особенно в приграничных Благоевград, Кюстендил, Перник, Дупница, Банско. В Благоевграде остановился и первый вице-президент Республики Македония, потом премьер-министр Любчо Георгиевски. Именно он в свое время выдвинул Николая Груевского на посту министра финансов в своем кабинете, в качестве дани своей старой дружбы с Йорданом Миалковым. В «знак благодарности» Груевский успел устроить внутрипартийный переворот, убрал подальше Георгиевского, его ближайших соратников: Досту Димовскую (бывший министр внутренних дел и начальник разведки), Любомира Божковского (бывший начальник контрразведки и министр внутренних дел), Христо Димитрова (бывший заместитель начальника контрразведки). Димитров стал послом в Черногории, Доста Димовская - руководителем македонского культурного центра в Софии, а Божковский сидит по надуманным обвинениям - его осудили за акцию против нелегальных иммигрантов, в результате которой погибли по своей вине индусы и пакистанцы. А настоящая причина его нейтрализации - нежелание Груевского иметь на свободе такого сильного конкурента для лидерского поста в ВМРО, в лице героя войны против албанских террористов Любомира Божковского. Когда, после окончания войны и подписания Охридского договора, он дал блиц-интервью автору этих строк в 2001г., то подчеркнул, что у правительства ВМРО есть твердое намерение нейтрализовать косовских исламистских экстремистов, которые переносят цивилизационно-этнический конфликт с Сербии в Македонию. Не получилось - албанские террористы взяли Гошинце и чуть не оккупировали часть Куманово. Любомир Божковский сидит, Доста Димовска скончалась скоропостижно в Софии, а Любчо Георгиевски неудачно пробует восстановить свои политические и экономические позиции в Скопье, находясь в Благоевграде, или в своем родном городе Делчево, по ту сторону македонской границы. Та часть партийных членов ВМРО, которую он успел оторвать у Груевского и повести за собой, не имеет возможность оказать большое влияние на соотечественников и постепенно тает.
Смерть Досты Димовской в Софии провоцирует много вопросов. Тем более, что незадолго до своей кончины, она радушно приняла автора этих строк и, во время длинного разговора, выглядела совсем здоровой и оптимистически настроенной. И рассказала много чего, о чем просила пока не оповещать. В новой ситуации, автор считает, что настала пора кое о чем рассказать. Сейчас идет доскональная проверка всех фактов, которые она подчеркивала в своей исповеди, незадолго до смерти. Так что, читатели «Завтра» скоро узнают много чего о некоторых нелицеприятных фактах для власть имущих в Скопье и Софии конца ХХ - начала ХХI веков. Особенно, на фоне того, что мы сейчас наблюдаем в Республике Македония, и на неадекватную реакцию, со стороны Республики Болгария. Доста Димовская была одной из последних скопских политиков, которая имела концепцию предупреждения албанского сепаратизма и сохранения территориальной целостности Республики Македония. Ей не дали ее реализовать. Рано или поздно причины её смерти станут известны.
На данном этапе нет возможности остановить албанских террористов на македоно-сербской границе. Из Лэнгли их могут активировать их в любой момент, для саботажа строительства «Турецкого потока». Поэтому российское руководство должно взвесить все «за» и «против» и принять окончательное решение, куда направить газ. Понятно, что через указанные страны не стоит. Через Украину тоже никак нельзя. Остаются два варианта: либо как-нибудь договориться восстановить «Южный поток», либо отказаться от Юго-Восточной Европы и направить газ в сторону Китая, Южной Кореи, Японии. Как на Балканах справятся без газа, пока непонятно. Это чревато революцией. Поживём-увидим.