Фото со страницы Антона Геращенко в ФБ
И вот проходит три недели - и 5 марта стремительным образом объявлен приговор: пять лет тюремного заключения. Пресс-служба прокуратуры Харьковской области сообщила об этом 10 марта. Процесс примечателен не только какой-то небывалой закрытостью, не только тем, что завершен со скоростью свиста... Он вообще кажется откровенно бутафорским. Он никем не освещался. Неизвестно, кто из адвокатов защищал обвиняемого (и был ли у него защитник вообще). Неизвестно, подавал ли Алексей Макаров апелляционную жалобу. Известно только, что он «признан виновным в активном участии в массовых беспорядках и хулиганстве». На все недоуменные вопросы украинская Фемида отвечает словами Кафки: «Суд принимает тебя, когда ты приходишь, и отпускает, когда ты уходишь».
Но мутный и загадочный процесс над Алексеем Макаровым, участником освобождения ХОГА от постояльцев с евромайдана, может дать ответы на другие вопросы, которыми не принято «заморачиваться». В каких дозах жители Украины способны переваривать информационную отраву? Как долго помнят, чем им лечили мозги всего лишь год назад? Вот, например, в марте 2014 года некоторые украинские политики заявляли, что штурм ХОГА спровоцировали две тысячи россиян, завезенных из Белгородской области... Но если дело сделали две тысячи россиян, почему год спустя арестован харьковчанин Макаров? Он был две тысячи первым?
Можно теряться в догадках: либо украинским правоохранителям не хватает заложников для будущих обменов на военнопленных; либо правосудию не хватает чести, ума и совести; либо инициаторам таких дел не хватает фантазии... Хотя не исключено, что с фантазией у мастеров художественного свиста, наоборот, всё в порядке - и происходит апробация ускоренного метода, равняющегося на «особую тройку». Это судебное дело очень даже напоминает незаметную репетицию, показывающую, насколько Украина дозрела до скорострельных приговоров, которые выносятся практически без суда и следствия.
Оттеняет эту судебную скорострельность несуразно-гротескная риторика советника министра внутренних дел и народного депутата Геращенко (это вообще особая статья и бесценный материал для исследования). Есть, оказывается, такое украинское ноу-хау: депутат «курирует» аресты и подстегивает милицейских начальников на местах, указывая им цель-жертву, адреса, явки, пароли... Фейсбучное сообщение Антона Геращенко о задержании Алексея Макарова - это готовый «поличняк»: откровенный призыв фабриковать уголовные дела. Советник министра легко и непринужденно подтасовывает факты, перевирает причинно-следственные связи и последовательность событий.
Достаточно посмотреть, как Геращенко излагал причины ареста Макарова.
«1 марта прошлого года вся Украина была потрясена жестоким избиением активистов Евромайдана, мирно занявших здание Харьковской ОДА». Обратим внимание на это «мирно занявших». Есть видео- и фотокадры: евромайдановские туристы (то есть боевики) стреляют из окон ХОГА. Есть свидетельства очевидцев и заявления харьковского мэра о том, то захватчики обладминистрации были вооружены. В конце концов, есть многочисленные видеосвидетельства: харьковчане, в первых рядах освобождавшие ХОГА от «мирных» активистов евромайдана, выходят из здания с разбитыми головами и ранениями: в кого-то из них стреляли из травматического оружия, в кого-то швыряли петарды, кому-то досталось битой.
«Избиение и захват ОГА был осуществлен ударной бандой российских наемников во главе со ставшим позднее печально известным "Моторолой"», - пишет Геращенко. Собственно, это «эксклюзивная» информация. Никто, кроме Геращенко, не делал заявлений о том, что Моторола 1 марта руководил штурмом ОГА. Никаких подтверждений этой «оперативной информации» нет (есть кадры с человеком, похожим на Моторолу, снятые на митинге 16 марта). Но так сейчас работают украинские правоохранители и их «кураторы». На базаре бабка сказала. Геращенко подхватил. Народ проглотил. Допустим, поверим на слово... Но если, по версии Геращенко, захват и избиение осуществляла «банда российских наемников», то опять приходим к исходному вопросу: какие претензии могут быть к харьковчанину Алексею Макарову? Он-то харьковчанин, а нее «российский наемник».
Геращенко утверждает: «"Герои", принимавшие участие в захвате 1 марта, долгое время оставались незаслуженно безнаказанными». То есть - евромайдановцы, в том числе приезжие, «мирно заняли». А участники митинга, очистившие здание от евромайдановцев, «захватили». Но вот ведь незадача: «мирно занявшие» обитали там неделю, мешая работе законных харьковских властей. А харьковчане, 1 марта взявшие здание штурмом, сразу же его покинули и представителям власти никак и ничем не мешали. Их действия были направлены исключительно против реальных захватчиков ХОГА.
Далее встречаем в фейсбучном рапорте Геращенко о поимке Макарова - совсем уж бесподобный призыв: «Все, кто хочет сообщить дополнительные сведения о лицах, организовавших и принявших участие в массовых беспорядках проросийского характера, могут это сделать, позвонив 102 или написав в личку начальнику Харьковского УВД...» Советник министра внутренних дел подчеркивает свою избирательность: сообщать следует только сведения о лицах, причастных к «массовым беспорядкам проросийского характера»! Массовые беспорядки любого другого характера, стало быть, непредосудительны и ненаказуемы, а возможно даже - инициированы самим Геращенко (а именно так и было, когда штурмовики незаконно сносили памятник Ленину на площади Свободы). То есть, советник министра внутренних дел не скрывает, что у милиции - установка на преступное бездействие во время массовых беспорядков «непророссийского характера».
И наконец - информация «по существу», венчающая фейсбучный рапорт Геращенко об аресте активиста: «На одном из фото Алексей Макаров в зеленом берете применяет насилие к одному из активистов Евромайдана. Тогда он явно был уверен, что "Русский мир" уже близко». Дело в том, что есть видео, кадром из которого воспользовался Геращенко. Вот ссылка на него.
http://korrespondent.net/url.hnd?url=https%3a%2f%2fwww.youtube.com%2fwatch%3fv%3dY85VIxVpB_A
На этом видео четко зафиксировано, что Алексей Макаров, легко узнаваемый по берету пограничника и флагу, наоборот, был в числе тех людей, которые оберегали активистов евромайдана от самосуда митингующих. Видео свидетельствует: участники штурма, после того как извлекли захватчиков из здания ХОГА, жестами и словами призывают других людей удержаться от насилия над побежденными. И главное - при просмотре видео становится понятно, что стоп-кадр, использованный советником министра, запечатлел вовсе не сцену насилия. Алексей Макаров сопровождает одного из сдавшихся активистов евромайдана, страхуя от возможной агрессии со стороны митингующих, и в конце легонько хлопает его по спине. Видеосъемка восстанавливает правдивую картину: ладонь Макарова на спине активиста - великодушный жест победителя, а не момент расправы.
Геращенко - это ходячее пособие по фабрикации уголовных дел. Надобность в таком художественном свисте возникает, когда свистеть уже не страшно, потому что денег и без того не будет. Когда становится понятно, что со свистом пролетают экономика и социальная сфера, что пустым звуком были громкие обещания, - появляется необходимость в такого рода информационных поводах. Если сейчас получается «скормить» населению это уголовное дело, то в дальнейшем можно будет - всё. Уже не понадобятся ни расследования, ни адвокаты, ни апелляции. Можно будет обстряпывать приговоры в кратчайшие сроки, под свист и улюлюканье толпы.