Алиев - Эрдоган: дальше вместе или врозь

Станислав Тарасов 
0
05.09.2014 49

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган совершил свой второй зарубежный визит в Азербайджан. Первый был на Северный Кипр. В этой связи бросается в глаза одна важная особенность: новоизбранный президент Турции начал свою политическую деятельность с визитов в тюркские проблемные государства.

Правительство Республики Кипр визит Эрдогана квалифицировало как « незаконный», осудило его заявление о необходимости решения кипрской проблемы на основе создания двух равноправных государств. По словам официального представителя Никосии, греки-киприоты ожидали, что «президент Турции - страны-кандидата на присоединение к ЕС - в первую очередь призовет к вовлечению в процесс урегулирования Евросоюз, членом которого является Республика Кипр и которая им останется после решения кипрской проблемы". Напомним, что Кипр разделен по национальному признаку с 1974 года, когда турецкие войска вторглись на остров под предлогом защиты турок-киприотов вслед за тем, как сторонники греческой военной хунты совершили государственный переворот с целью присоединения Кипра к Греции. Путч через несколько дней закончился, однако, несмотря на требования ООН, Анкара не вывела войска, а наоборот укрепила свои позиции, захватив 37% территории острова. 1 мая 2004 года Республика Кипр стала полноправным членом ЕС, без своей северной, турецкой части. Процесс кипрского урегулирования, несмотря на разные ООНовские комиссии, уже давно в тупике.

Не лучше обстоят дела и в Азербайджане из-за неурегированного карабахского конфликта. С одной стороны, по факту США и их западные партнеры, действуя в формате Минской группы ОБСЕ, безрезультатно призывают конфликтующие Баку и Ереван начать переговоры о прекращении состояния войны, выдвигают различные компромиссные проекты по урегулированию конфлита. С другой, как указывает берлинский политолог Хайко Лангнер, Вашингтон, как один из сопредседателей в Минской группе ОБСЕ, является единственной страной, оказывающей прямую финансовую поддержку Степанакерту. До сих пор действует 907-я поправка к Акту о свободе, согласно которой Азербайджан объявлен " стороной-агрессором в нагорно-карабахском конфликте". По мнению Лангнера, "это должно интерпретироваться не иначе, как поддержка армянской стороны в конфликте" и что "США не являются беспристрастным посредником". В этот контекст интригующе вписывается и политика Ирана. Еще ни один бакинский эксперт не представил убедительных доводов, объясняющих причины, по которым Тегеран, публично заявляя о неприемлемости территориальных изменений в регионе и поддержке территориальной целостности Азербайджана, активного сотрудничает с Ереваном и Степанакертом. Одно время по такому сценарию действовала и Турция, подписавшая в октябре 2009 года с Арменией известные Цюрихские протоколы, предусматривающие нормализацию отношений между двумя странами и открытие границ.

Только благодаря невероятным усилиям Баку удалось блокировать процесс турецко-армянского сближения. Как поведал недавно неназванный источник в азербайджанском правительстве, Азербайджану удалось «завязать» Цюрихские протоколы на карабахскую проблему только благодаря тому, что «он стал всерьез рассматривать возможность вести нефтегазовые поставки в Европу в обход Турции - через Грузию, Черное море, дальше в Болгарию и Румынию", а затем «инвестировал до 5 млрд. долларов в турецкие проекты в нефтехимии". По сути он купил позицию Анкары, которая действовала и, видимо, будет продолжать действовать в отношении Баку прагматично, заявляя при этом о «братской солидарности».

Это хорошо продемонстрировал в ходе своего визита в Азербайджан Эрдоган,не скупившийся на слова о «стратегическом партнерстве» стран, «которых объединяют не только экономические, но и братские связи". При этом не забывая упомянуть о своем стратегическом интересе к нефтепроводам Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Тбилиси-Эрзурум и Трансанатолийский (Транс-Анадолу, TANAP).

В этой связи Баку пока упивается ощущением того, что «альянс двух тюркских государств, особенно в сфере энергетики, придает ему статус глобального масштаба», и якобы это «служит укреплению региональной безопасности». Но достаточно бросить поверхностный взгляд на политическую карту региона, чтобы осознать следующую истину. Во-первых, цунами ближневосточной нестабильности, захватив Турцию, приближается к границам Закавказья, что ставит под сомнение возможности реализации намеченных Азербайджаном энергетических проектов. В начале 2014 года стало известно, что Франция отказалась инвестировать в трубопровод TANAP. Во-вторых, потенциальный вывод на мировой рынок огромных энергетических ресурсов Ирана резко снижает планку регионального влияния Азербайджана, поскольку он не обладает ни необходимым объемом углеводородных ресурсов, ни возможностями диверсификации маршрутов, ни необходимым политическим весом, чтобы застолбить за собой позицию важного источника энергоресурсов. Точно так же, как и Турция, вряд ли станет важнейшим коммуникационным звеном на пути углеводородов в Европу без участия России и Ирана. Если в перспективе удастся достигнуть энергетического альянса Россия-Турция-Иран, то, как уже не раз отмечали эксперты, станет высвечиваться и особая роль Армении, особенно в случае разблокирования ее границы с Турцией.

Вот почему в ходе визита Эрдогана в Баку президенту Ильхаму Алиеву важно было добиться от него подтверждения, что «вопрос отношений между Турцией и Арменией будет решен только в случае, если будет урегулирован конфликт между Азербайджаном и Арменией». На словах Эрдоган поддержал эту позицию. Но фактом остается то, что Цюрихские протоколы находятся в турецком парламенте. Более того, они часто включаются в разные «пакетные предложения» по карабахскому урегулированию. Поэтому в любой момент - в зависимости от развития событий в регионе и других входящих обстоятельств - Турция может в своих интересах разыграть «армянскую карту». Во всяком случае, в заявленной программе нового турецкого правительства отмечена позиция о нормализации отношений с Арменией. К тому же Турция не имеет своего сценария по карабахскому урегулированию.

Наконец, у самой Турции немало геополитических проблем. Если раньше, она позиционировала себя в качестве потенциального проводника азербайджанских интересов в западном сообществе, то сегодня она отнесла свое членство в ЕС только к 2023 году. Более того, ее потенциальная трансформация в государство федеративного типа с предоставлением курдам соответствующего набора демократических прав, ставит под сомнение доминанту идеологии общей тюркской национальной идентичности. «Новая Турция» Эрдогана прорывается в будущее, в то время, как Азербайджан со своими пантюркистскими идеями может застрять в прошлом, в ситуации, когда геополитическая картина в регионе стремительно меняется, появляются не только новые угрозы, но и новые возможности. Одна из них сотрудничество Турции с Таможенным союзом Россия-Белоруссия-Казахстан, от чего пока отказывается Азербайджан. Эрдоган же несколько раз изъявлял желание вступить в этот союз. Если подойти к его визиту в Баку в плоскости этой реалии, то она обнаруживает много интересных и неожиданных моментов. В частности, Турция и Армения могут оказаться в одном альянсе, получить возможность нормализовать отношения без привязки к проблемам Азербайджана и к карабахскому урегулированию.

Но пока можно говорить только о зарождающихся новых геополитических тенденциях. Главные события еще впереди.

 

Источник

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Станислав Тарасов
Все статьи Станислав Тарасов
Последние комментарии
«Глубинное государство» есть и в Русской Церкви?
Новый комментарий от учитель
14.04.2021 23:41
Кто использует духовника Патриарха в грязных политиграх?
Новый комментарий от учитель
14.04.2021 23:35
Удастся ли Байдену усыпить бдительность России?
Новый комментарий от Калужанин
14.04.2021 22:55
«Война приближается к российским границам»
Новый комментарий от Калужанин
14.04.2021 22:51
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от Андрей Козлов
14.04.2021 21:54
«Белая лихорадка»
Новый комментарий от Андрей Козлов
14.04.2021 21:39
«Грандиозная духовная трагедия»
Новый комментарий от NNNN
14.04.2021 20:55