Киликийский католикос Армянской апостольской церкви Арам выступил на V Церковно-представительском собрании в Эчмиадзине с интригующим заявлением. Он сообщил, что Киликийский дом собирается в течение ближайшего года направить в Конституционный суд Турции требование вернуть резиденцию и поместья, расположенные на территории исторического региона Киликия. Католикос также добавил, что в случае отклонения иска он намерен обратиться в Европейский суд по правам человека.
А вот что было накануне. 18 сентября президент Армении Серж Саргсян принимает католикоса Всех Армян Гарегина II и киликийского католикоса. Как формулируется на сайте президента, «перед намеченными к проведению в ближайшие дни двумя важнейшими мероприятиями - V Церковно-представительским собранием и V Форумом Армения-Диаспора». Президент и его собеседники разговаривали об «общенациональных проблемах и вызовах, стоящих перед рассеянным по всему миру армянством и родиной, в том числе поддержки совместными усилиями все еще находящихся в тяжелой ситуации наших соотечественников в Сирии, обсудили также вопросы, относящиеся к направленным на сохранение армянства работам в общинах диаспоры, а также к отношениям и сотрудничеству государство-церковь». В тот же день Саргсян отправляется с официальным визитом в Ватикан.
У него состоялась беседа «с глазу на глаз» с папой Римским Франциском. По сообщению пресс-службы президента, «Серж Саргсян и Его Святейшество обменялись мыслями об установившемся тесном сотрудничестве Первопрестольного Святого Эчмиадзина и Католической церковью. В ходе встречи Президент официально пригласил Его Святейшество посетить в 2015 году Армению. Папа Римский с удовольствием принял приглашение, заверив, что это желание его сердца». После чего глава государства встретился с госсекретарем Святого престола кардиналом Пьетро Паролином. В ходе встречи были обсуждены актуальные проблемы, касающиеся христиан и христианского наследия на Ближнем Востоке. Президент представил готовность Армении участвовать в осуществляемых в этом направлении работах. Были также затронуты вопросы, касающиеся мирного урегулирования нагорно-карабахской проблемы. Саргсян поблагодарил госсекретаря «за сбалансированную позицию Святого престола по нагорно-карабахской проблеме». Интересный нюанс. В официальном пресс-релизе Ватикана акценты расставлены иначе. Нет ни слова об Эчмиадзине и Нагорном Карабахе, но говорится, что «особое внимание» на переговорах было посвящено «ситуации с христианскими общинами и другими религиозными меньшинствами в регионе и гуманитарным кризисом с беженцами из пострадавших районов».
Так завершилась первая часть визита президента Армении в Ватикан. Главным событием второй части стало участие Саргсяна в открытии в римском музейном комплексе Витториано выставке работ флорентийского фотографа Мишеля Борзони под названием «Притча Востока: Христианство перед вызовами нового тысячелетия». Автор делал снимки в девяти странах Ближнего Востока, отдельный раздел составляет документальный фильм, свидетельствующий об уничтожении армянских хачкаров Джуги. Затем президент посетил церковь Святого Варфоломея. В своем выступлении Саргсян отметил, что в условиях отсутствия государственности церковь брала на себя множество функций государства, благодаря чему «наш народ сумел пройти перекрестки истории и достичь XXI века». По возвращению из Ватикана глава государства принял участие в V Церковно-представительском собрании. Он представил участникам собрания итоги завершившегося двухдневного официального визита в Ватикан и впечатления от него, ответил на все интересующие вопросы, один из которых касался возможностей «большего укрепления сотрудничества Церкви и государства».
Что же происходит в треугольнике между Ватиканом - Армянской церковью - Ереваном? Попробуем сделать предположения. Во-первых, Церковь по факту становится важнейшим инструментом внешнеполитической экспансии Армении и главным союзником государства в проведении международной политики. Своим партнером здесь Ереван видит Ватикан. Что касается Святого престола, то он готов сыграть в «четыре руки», однако на своих условиях. Судя по всему, Ватикан не намерен подыгрывать армянским властям в решении нагорно-карабахского вопроса, по крайней мере, не готов сделать это сейчас и публично. Армении отводят роль одного из операторов на ближневосточном направлении, тем более что в регионе исторически присутствуют общины армян-христиан, которым ныне, как остальным, приходится тяжело. Не исключено также, что от Еревана попросят активнее подключаться к гуманитарным операциям Святого престола, в том числе, не только на территории самой Армении.
Во-вторых, новые геополитические реалии требуют определиться от центров влияния Армянской церкви, на кого они намерены сделать ставку. Для Эчмиадзина, Бейрута, Стамбула и Степанакерта наступает момент истины. Киликийский дом и армянский католический патриархат, пребывающие в настоящее время в Ливане, без сомнения, выйдут на передовую совместной работы с Ватиканом. Скорее всего, к ним подтянется Эчмиадзинский католикосат, но с оглядкой. Что будет делать в этой ситуации Арцахская епархия? Вполне возможно, что Степанакерту окажется более выгодным избрать «северное направление», попробовав перехватить управление российскими епархиями Армянской апостольской церкви у Эчмиадзина, в перспективе, взяв под свой контроль и Украину.
В-третьих, большие перемены сулит операция по перемещению места расположения Киликийского дома. Небольшая историческая справка. Начиная с 1080 году престол католикоса Всех Армян находился именно в Киликии. После падения армянского государства он переносился с места на место, пока в 1930 году не обосновался в Ливане. Во времена османов создается Константинопольский патриархат Армянской апостольской церкви, главе которого подчиняются все армянские общины империи. Таким образом, киликийский католикос, будучи выше константинопольского патриарха духовной степенью, находился в его административном подчинении. Однако сейчас в случае перенесения престола из Ливана обратно в Киликию, именно здесь может появится «точка сборки» всеобщей Армянской церкви. Учитывая, что в Турции нарастает процесс федерализации страны, сопровождаемый укреплением «христианского фактора», у армян появляется шанс на возвращения в свою бывшую Османскую империю - будущую Анатолийскую федерацию.