itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Возвращение к сочинению. Профанация жанра»: о знаниях, мнениях и реформе образования

Новости Москвы  ЕГЭ 
0
96
Время на чтение 6 минут

1 сентября. Традиционно считается - праздник.

Какой? Праздник чего?

О реформе системы среднего образования

Напомню опять же традиционное: праздник знаний. И это правильное название. Ещё раз, акцентирую: праздник ЗНАНИЙ, а не праздник МНЕНИЙ.

Как резво сообщили официальные СМИ, официальные и официозные рупоры соответствующих ведомств, родители, школьники и учительство России вдохновлены решением вернуть сочинение в качестве выпускного экзамена в школе.

Во всём этом много лицемерия. Особой радости-то нет. А большинство проблем просто замалчивается.

Во-первых, решение о возвращении сочинений в школу принято по велению одного человека - президента Путина. Если бы он не высказался за это категорическим образом, никто бы ничего не вернул, как не возвращали, несмотря на голоса здравомыслящих людей, все последние годы.

Во-вторых. Но раз «президент приказал», то те же люди, которые до того выступали против возвращения института школьных сочинений (ведь «советское же наследие»), теперь взялись его возрождать. Причём с ошеломляющей стремительностью. Уже в декабре этого года 11-классники будут это сочинение писать.

Вообще-то, спешка, как известно, нужна при ловле блох. Это ломать можно быстро, а строить полагается обдуманно и не спеша. Выполнение распоряжений президента редкая, а потому похвальная вещь. Только, как сам Путин однажды заметил, иное выполнение как будто специально направлено на дискредитацию того, что приказано сделать.

В-третьих, решено, что это «не будет возвращение к той же форме сочинения, каким оно было раньше». «Раньше» - это, очевидно, в советские времена. То есть опять вместо проверенного классического задумано что-то новое, реформаторское.

В-четвёртых, сформулированы «тематические направления» выпускного сочинения этого года, столь обтекаемые, что под них можно подвести всё, что угодно. Конкретику (в виде литературных произведений) обещают обнародовать (извините, теперь выражаются так: «озвучить») позже.

Впрочем, есть и конкретное. Это первая тема: «Недаром помнит вся Россия...» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова).

То, что вспомнили о Лермонтове вообще и его 200-летии в частности, замечательно. Но 11-классникам давать в качестве темы выпускного сочинения стихотворение «Бородино» - не является ли это само по себе диагнозом? Мы «Бородино», помнится, классе в 5-6 изучали и сочинения по нему писали.

По моему глубокому убеждению, то, как задумано возрождать сочинения в школе, является глубокой профанацией этого жанра. И как литературного, и как формы проверки знаний выпускников в области русской словесности (русской литературы и русского языка).

Вообще создаётся впечатление, что люди, которые в данном случае принимают решения, вообще не видели живых школьников и не знают, как большинство из них сейчас пишут. Отсюда и дискуссии, которые, оказывается, ещё ведутся: не стоит ли разрешить экзаменуемым приносить на экзамен сами литературные произведения?

Каждый пишущий человек знает, что работать с книгой на экзамене крайне трудно. Фактически это отвлекает от написания сочинения, а не помогает: большинство потратят время на бессмысленное перелистывание страниц в поисках нужных (?) цитат и их переписывание.

Или вот утверждение одного из, как я понимаю, разработчиков новой типологии сочинений: «Пусть ребёнок прочитает хотя бы пять книг, а не 125, и по одной из этих пяти напишет сочинение».

Представляете, эти люди всерьёз думают, что можно научиться «писать сочинения», «анализировать литературные произведения» и «высказывать собственное мнение», прочитав «хотя бы пять книг»!

То есть в «возрождение школьного сочинения» заранее закладывается, во-первых, отсутствие начитанности, во-вторых, приоритет «собственного мнения» над знанием.

Вообще это пресловутое «собственное мнение» стало священной коровой современных реформаторов образования. Молятся они что ли на него по утрам и перед сном?!

Между тем, всякому образованному человеку известно, что у невежды не может быть собственного мнения. А то, что он под видом «собственного мнения» заявляет, это лишь интеллектуальный конформизм - пересказ либо чужого мнения, либо доминирующих в данной социальной или возрастной группе банальностей.

Что такое классическое школьное (вплоть до выпускного) сочинение?

Это демонстрация школьником: 1) знания классических литературных текстов (и не пяти только); 2) знания уже устоявшихся (классических) оценок этих литературных произведений, данных исследователями литературы и литературными критиками; 3) умения грамотно, связно и сжато изложить первое и второе; 4) навыков (только навыков!) собственного анализа; 5) собственного, если он есть, литературного стиля и, конечно, 5) языковой грамотности.

А чем страдают (в силу разных причин, в том числе и из-за «реформы образования») современные школьники?

1) Они не читали большинство произведений, входящих в школьную программу. А те, что читали, не способны запомнить и пересказать - ни устно, ни письменно.

2) Соответственно, они не способны и проанализировать то, что не читали или что не помнят.

3) Они не умеют (видимо, их никто этому не учит) написать хоть сколь-нибудь логически связный текст даже в том случае, когда имеют какое-то представление о том, о чём пишут.

4) Они говорят и пишут либо банальности, почерпнутые из Интернета, либо несут невежественную отсебятину, оправдывая это (в первую очередь - для самих себя) популярными сейчас политическими формулами: «это моё мнение» и «я так думаю».

5) Большинство из них, увы, вопиюще неграмотны. Крепкий советский троечник делал меньше ошибок, чем современные отличники. Даже в Москве!

А им дают карт-бланш на высказывание «собственного мнения» по, например, таким «тематическим направлениям»: «Вопросы, заданные человечеству войной» или «Чем люди живы?».

Что это будут за «сочинения», предсказать нетрудно. О «войне» - что убивать плохо, но некоторые войны являются справедливыми. О «чем люди живы» - одни напишут, что хамоном, другие - что личной свободой (в смысле: что хочу, то и ворочу), третьи - что умением «построить свою любовь».

Наконец, вспомним и о школьных учителях. Ведь это именно они не учили школьников писать сочинения по литературным произведениям. Не учили, потому что им это запретили. Или потому, что нужно было натаскивать учеников на тесты ЕГЭ.

В результате учителя сами разучились и писать эти сочинения, и учить этому, и даже проверять и оценивать сочинения! Вот, между прочим, почему среди самих школьных учителей никакой эйфории по поводу возрождения сочинений не наблюдается. Ведь куда проще (да и быстрее) сравнивать местоположение галочек в тесте-образце и в тесте, заполненном учеником. Но министерство приказало радоваться, значит, радость публично демонстрируется.

Возрождать институт школьного сочинения, бесспорно, нужно. Слава богу, что, убедившись в полном провале реформы образования в сфере словесности, волевым решением сверху к этому вернулись.

Но начинать нужно не с форсированного его внедрения, а с двух главных вещей:

во-первых, с обучения самих учителей тому, как нужно писать и проверять сочинения;

во-вторых, с выделения списка классических произведений (на первых порах - не более 15-ти), по которым (и только по которым) в ближайшие годы такие сочинения будут писать.

А для этого года я бы предложил, коль уж все так прытко начали выполнять приказ президента, и год лермонтовский, не мудрствовать на пустом (в смысле знаний школьников) месте и не заставлять несчастных выпускников, на головы которых стремительным домкратом пал ещё один шаг реформы, излагать «собственное мнение» о проблемах мироздания, а просто дать три конкретных темы по «Герою нашего времени»: «Тамань», «Бэла» и «Княжна Мери». Тем более, что тексты эти гениально краткие при гениальной же содержательности.

Кстати, те из реформаторов образования, кто знаком с этими произведениями, поймут, как много в них и перекличек с современностью: и в истории «честных контрабандистов», и в трагедии гордой горянки, украденной русским аристократом, и в том, как строили и не построили свою любовь столичный светский лев и его фанатка.

Ну и одну, для самых смелых и вольнодумия ради, свободную тему можно дать: «Почему я сегодня читаю (или не читаю) стихи Михаила Лермонтова».

Всё больше пользы будет.

А в остальном - с 1 сентября всех! С днём, извините за это забытое слово, знаний! Знаний, а не «мнений» или «компетенций»...

Виталий Третьяков, декан Высшей школы (факультета) телевидения МГУ

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Виталий Третьяков
Все статьи Виталий Третьяков
Новости Москвы
Все статьи темы
ЕГЭ
Педагогика – творческая наука
Но является ли нынешний педагог творческой личностью?
10.09.2022
«Образование – самая большая катастрофа России»
Дебилизация нации должна перестать быть приоритетом
31.08.2022
Пора очеловечить систему образования
По словам директора севастопольской гимназии №1 им. А.С. Пушкина Виктора Оганесяна, в школе следовало бы отменить рейтинги, контракты, ОГЭ и ЕГЭ
26.08.2022
Россия крещена, но не просвещена
О вопросах религиозного просвещения в современной России. Часть третья
26.08.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Поможет ли нам «Генерал Мороз»?
Новый комментарий от Vladislav
27.09.2022 01:13
Кем же хочет стать Россия?
Новый комментарий от Владимир22
26.09.2022 20:50
Клуб весёлых опарышей: личинки в голове МинПромТорга
Новый комментарий от наталья чистякова
26.09.2022 20:20
«Заморозка» конфликта и «рассерженные патриоты»
Новый комментарий от Константин В.
26.09.2022 20:18