Эксперт о стремлении США и ЕС девальвировать ответные действия России на санкции.
13 марта 2014 года комитет по международным делам Сената одобрил резолюцию «В поддержку суверенитета и демократии на Украине», предусматривающую не только оказание финансовой поддержки официальному Киеву в размере $1 млрд., но и введение санкций против России. Резолюция, состоящая из тринадцати разделов, включает широкий пакет экономических и политических санкций, реализация которых приведёт к международной изоляции официальной Москвы. «Мы должны доказать свою решимость в поддержке территориальной целостности Украины. Путин просчитался, решив сыграть с мировым сообществом в русскую рулетку. Мы не станем закрывать глаза на нарушение международных норм», - заявил председатель комитета по международным делам, демократ Роберт Менендес.
В свою очередь, глава ЕС по вопросам внешней политики Кэтрин Эштон посетила Иран. Есть ли связь между американской резолюцией и визитом Эштон в Иран? Отметим, что в принятой резолюции Сенат призывает администрацию и европейских партнёров Америки способствовать диверсификации энергетики. «Сенат призывает Европейские страны и другие страны, в том числе бывшие советские республики поддержать инициативу энергетической диверсификации по сокращению российского контроля над экспортом энергоносителей». Как мы видим, ЕС, учитывая изменчивость политического настроения Кремля, стремится максимально снизить свою энергетическую зависимость. Интерес США в данном аспекте прямой. Дело в том, что санкции США против официальной Москвы не окажут ожидаемого эффекта без поддержки Европы, покрывающей 60% своих энергетических потребностей за счёт российского газа. В целом, ЕС с каждым годом всё труднее находить общий язык с Россией, которая, имея экономические рычаги давления, становится доминантой в двустороннем политическом диалоге.
Белый Дом также осознаёт угрозу геополитического усиления России на Евразийском континенте. Москва, имеющая рычаги давления на государства Каспийского региона, стремится не допустить реализацию западных энергетических проектов. Данная тенденция ставит под угрозу внешнеполитические устремления Вашингтона и Брюсселя к полномасштабным инициативам по энергетической диверсификации. При этом в Конгрессе есть довольно чёткое понимание того, что сегодня снизить уровень зависимости Европы от российского газа за счёт экспорта собственных запасов невозможно. Министерство энергетики США запрещает экспорт газа, при этом большинство конгрессменов, лоббирующих интересы внутренних нефтегазовых корпораций, вряд ли станут рисковать собственной политической карьерой ради интересов администрации Белого Дома и Брюсселя. В интервью журналу «Foreign Policy» эксперт по энергетике Майкл Леви, сказал: «Можно оформить любые разрешения. Но газовые компании не станут терять доходы, только чтобы помочь США достичь геополитических целей».
Учитывая данный расклад, Исламская Республика Иран может сыграть ключевую роль в реализации американо-европейских инициатив. Известно, что Россия активно использовала газовый фактор в дискуссиях с рядом европейских стран относительно сирийского конфликта. Изначально большинство европейских стран и ЕС, как политический институт, безоговорочно поддержали позицию США по основополагающим задачам, как в отношении поддержки сирийской оппозиции, так и политического будущего президента Башара Асада. Однако, после ряда двусторонних встреч на разном уровне дискурс ЕС стал более мягким. Более того, во время конференции «Женева-2» по сирийскому кризису ряд европейских стран проявили дипломатическую гибкость, что было без энтузиазма воспринято в США.
Необходимо отметить, что тайные переговоры США и ЕС с Ираном и дальнейшее соглашение в рамках стран «Большой шестерки» по иранской ядерной программе, стали первым шагом к развитию политического диалога с Тегераном, который по задумке, должен увеличить поставки углеводородов в Европу, что позволит снизить её энергетическую зависимость от России. Запад, пожертвовавший интересами Израиля и Саудовской Аравии, признал за Ираном право на мирный атом и разморозил крупнейшие иранские счета в американских и европейских банках, что позволило Тегерану реанимировать свою экономику, которая сильно пострадала в результате многочисленных санкций и эмбарго. Неудивительно, что за день до визита Кэтрин Эштон заместитель министра энергетики Ирана Хамид Араки в известном издании «Mehr News» заявил: «Иран в рамках газовой политики, основанной на активизации роли на мировых рынках, готов поставлять газ в Европу».
В освою очередь, бывшая госсекретарь Мадлен Олбрайт в интервью телеканалу «CNN» заявила, что США могут пересмотреть свои взгляды относительно стран-поставщиков нефти. «Вашингтон ведёт переговоры с Тегераном, которые, возможно, закончатся подписанием договора об экспорте нефти в США. Иран может экспортировать нефть. А США могут изменить свой взгляд на экспорт этой нефти», - подчеркнула Олбрайт. Проводя подобную политику, Белый Дом также стремится показать Москве, что её ответные действия в рамках газовых поставок в ЕС не принесут желаемого эффекта, ввиду наличия иранского фактора. Кроме того, отметим, что соглашения о поставках углеводородов уже подписаны между Ираном и Турцией, которая получает возможность стать «посредником» возможного соглашения между ЕС, США и Ираном. Также подчеркнём, что Брюссель и Вашингтон устроит и сценарий включения Ирана в «Южный поток». В этом случае Москва также пострадает, ввиду того, что иранская нефть и газ значительно дешевле российского эквивалента.
Сегодня на чашу иранских весов поставлены Женевское соглашение с Западом, что позволяет выйти из международной изоляции, и взаимоотношения с Россией. В данном контексте, борьба за внешнеполитический выбор Ирана только начинается.