16 июня президент Ирана Хасан Рухани в своем выступлении относительно активизации террористов из организации «Исламское государство Ирака и Леванта» отметил, что Иран готов сотрудничать с США в борьбе против радикальных суннитских групп. «Все страны должны принять участие в совместной борьбе с терроризмом. Мы можем работать вместе с американцами над тем, чтобы покончить с беспорядком на Ближнем Востоке», - подчеркнул иранский президент. Более того, официальный Тегеран анонсировал снятие всех санкций со стороны «Запада», который также признал за Ираном право на мирный атом. Таким образом, мы наблюдаем активное развитие политического диалога между Америкой и Ираном, результатом которого стало снятие санкций, позволившее Исламской Республике выйти из международной изоляции. Госсекретарь США Джон Керри и его иранский коллега Джавад Зариф уверены в том, что Соединенные Штаты и Иран готовы в кратчайшие сроки согласовать оставшиеся пункты и подписать окончательное соглашение.
Действительно, пять раундов переговоров «Шестёрки» по иранской ядерной программе, которые начались в ноябре 2013 года в Женеве и закончились в июне в Вене, стали настоящим достижением для американской и иранской дипломатии. «Дипломатия спасла США и Иран, стоявших на пороге катастрофической войны. США и Ирану следует активно добиваться долговременного соглашения, которое позволит нормально развивать мирные отношения двух стран», - отметила председатель национального совета американских иранцев Трита Парси. Иран ответственно выполняет взятые на себя обязательства, что подтверждается официальными заявлениями МАГАТЭ. Официальный Вашингтон также, в соответствии с Женевским договором, размораживает для Ирана $500 млн. И, несмотря на то, что пакет санкций от 2012 года еще не отменен, Белый Дом закрывает глаза на отдельные крупные сделки иранских, американских и европейских компаний. Более того, после отмены отдельных санкций Иран увеличил доходы от нефти на $10 млрд.
В целом, окончательное соглашение с Ираном и снятие всех санкций даст мощный стимул для иранской экономики. Так, Тегеран получит доступ примерно к $100 млрд., замороженным в иностранных банках, а также миллиардные доходы за экспорт нефти. В то же время страны ЕС заинтересованы не только в получении иранских углеводородов, что позволит снизить зависимость от России, но и готовы начать широкие инвестиционные проекты в Иране. В развитии альтернативного для Европы «трубопровода» заинтересована и Америка. Бывшая госсекретарь Мадлен Олбрайт в интервью CNN заявила, что США могут пересмотреть свои взгляды относительно стран-поставщиков нефти. «Вашингтон ведет с Тегераном переговоры, которые, возможно, закончатся подписанием договора об экспорте нефти в Соединенные Штаты. Иран может экспортировать нефть. А США могут изменить свой взгляд на экспорт этой нефти»,- подчеркнула Олбрайт. Высокопоставленные Иранские чиновники многократно заявляли, что Тегеран готов поставлять в Европу нефть и газ в необходимых объемах.
Экономическая выгода понятна, но встает вопрос: «Почему администрация Обамы, которая более года вела с Тегераном тайные переговоры, форсирует подписание окончательного соглашения с Ираном? Осенью текущего года в Америке пройдут промежуточные выборы в Конгресс. «Центр ответственной политики» по состоянию на сегодняшний день предрекает Республиканской партии победу в обеих палатах Конгресса с 80% вероятностью. В данном контексте, президенту Обаме необходимо завершить сделку с Ираном до промежуточных выборов, чтобы не позволить потенциальному республиканскому большинству принять новый пакет санкций, что сведет к нулю все достигнутые соглашения. С другой стороны, даже если республиканцы не станут предпринимать шаги по введению санкций, инициатива перейдет из рук администрации к Конгрессу. Вряд ли президент Обама допустит, чтобы столь важное достижение, как разрешение конфликта с Ираном вокруг ядерной программы, республиканцы в дальнейшем приписали себе.
Второй фактор - это стремление США поддержать баланс между суннитским и шиитским миром на Ближнем Востоке. В последнее время Саудовская Аравия, будучи главным спонсором «арабской весны», активно способствует развитию радикального политического ислама в регионе. В данном аспекте, чрезмерное усиление суннитского фактора ставит под угрозу национальные интересы США и безопасность ее союзников.
При этом США не могут всерьез воспринимать гипотезы о сближении Саудовской Аравии и Ирана, которые являются прямыми политико-идеологическими конкурентами Ближнего Востока. И противостояние Эр-Рияда и Тегерана сводится не только к историческим конфликтам персов и арабов, шиитов и суннитов, но в значительной степени основаны на борьбе за геополитическую гегемонию в регионе. Фредерик Каган, американский политолог и советник бывшего директора ЦРУ Дэвида Петрэуса, описывая противостояние Ирана и Саудовской Аравии, отмечает: «Противостояние Саудовской Аравии и Ирана сводится и к легитимности каждого из соперников. Исламская Республика оспаривает законность любой монархии и претендует на роль лидера мусульманского мира. А Саудовская Аравия видит в этом угрозу для своей позиции предводителя суннитов и осознает религиозный вызов, брошенный Ираном». Более того, Саудовская Аравия всерьез опасается, что Иран, окрепнув экономически, сможет вести более агрессивную политику. Таким образом, создается ситуация, в которой США должны, с одной стороны, повлиять на проводимую Эр-Риядом политику поддержки исламизации региона, а с другой стороны, Вашингтон должен дать саудовцам гарантии безопасности.
Последние события в Ираке, связанные с успешным наступлением боевиков из террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта», в очередной раз подтверждают необходимость сотрудничества США и Ирана для поддержания баланса сил в регионе. Президент Ирана Хасан Рухани и госсекретарь США Джон Керри не исключили возможность сотрудничества стран в рамках разрешения иракского кризиса. «США пока еще сопротивляются идее "поворота к Персии", а Иран не может отказаться от стереотипа, что роль антагониста Америки укрепляет его позиции в регионе. Но когда радикальные суннитские боевики "Исламского государства Ирака и Шама" устремились через сирийские границы в Ирак и в считаные дни захватили несколько крупных городов, новая реальность стала очевидна: Иран и США нуждаются друг в друге больше, чем когда-либо», - отмечается в статье «Курс на Персию», опубликованной в издании Foreign Policy.
Нельзя забывать, что сделка с Ираном привела к кризису во взаимоотношениях с Израилем. Для администрации Обамы израильский вопрос не только внешний, но и внутренний. Для США Израиль - своеобразная витрина демократии, находящаяся в окружении враждебного исламского мира. Военная и политическая помощь США - это синоним поддержки фундаментальных ценностей, о которых американские политики говорят каждый день. Во внутриполитическом контексте, как демократы, так и республиканцы должны учитывать фактор израильского лобби, которое является наиболее влиятельным в категории этно-лоббистских групп Америки. Исходя из этого, Белый Дом стремится завершить все переговоры с Ираном уже к концу августа текущего года, чтобы предоставить Израилю гарантии того, что официальный Тегеран не стремится к созданию ядерного оружия. Более того, США придется пресечь поставки иранского оружия в Сектор Газа.
Аналитик Вашингтонского института ближневосточных исследований Дэннис Росс в интервью каналу «Fox News» заявил: «С Израилем, с учетом сделки по ядерному оружию, США могли бы обсудить определенные меры, которые будут предприняты, если Иран отступит от своих обязательств. Мы могли бы предоставить Израилю больше бетонобойных бомб и танкеров, чтобы страна была способна действовать самостоятельно, в случае нарушения договоренности Ираном. Это докажет израильтянам, что как бы не вынуждены были действовать мы, у Израиля всегда будут варианты». Президент Обама, который пришел к власти как внешнеполитический «миротворец» решил те задачи на Ближнем Востоке, которые перед ним стояли. Так, он вывел войска из Ирака, и к концу текущего года американские солдаты готовятся покинуть Афганистан. Но, безусловно, главным достижением внешней политики Обамы на Ближнем Востоке стали соглашения с Ираном, дипломатические контакты с которым возобновились после тридцатилетнего политического кризиса.