Европа начинает размышлять о будущем своих отношений с Россией. Именно такое впечатление оставила проходившая в Риме 27-28 ноября 2014 года международная конференция «Крупные евразийские инфраструктуры и геополитика мира» (Le Grandi Infrastrutture Euro-Asiatiche: Nuova Industrializzazione e Geopolitica Della Pace).
* * *
Известный международный обозреватель Пепе Эскобар как-то заметил, что Россия «играет длинную партию с Западом», и значимые результаты этой игры появятся на «большой шахматной доске» далеко не сразу. С этим стоит согласиться. Однако речь идёт о чём-то значительно более важном, чем игра. Или о такой игре, в которой не бывает проигравших.
Мы присутствуем при трансформации прежнего западоцентричного мира в новый полицентрический тип мироустройства, которому присуще единство в многообразии (unity in diversity). «Возникающий «постимперский» миропорядок, - пишет известный индийский политолог, проживающий в Англии, Дилип Хиро, - не будет формироваться вокруг Америки... Развитие событий... приведет к мировому порядку, в основе которого - множественность полюсов, взаимодействующих и соперничающих друг с другом, и ни одному полюсу не удастся навязать свою гегемонию остальным. Попросту говоря, забытая парадигма баланса сил возвращается снова» (1). Иногда этот возникающий миропорядок характеризуют выражением «свободная геометрия международных отношений» («loose geometry of international relations»).
Схожие взгляды отражены и в экспертном докладе Российского совета по международным делам: «России нужен такой мировой порядок, в котором ее оппоненты не смогут монопольно контролировать глобальные источники роста и отсекать от них Россию в случае политических разногласий. Многополярность приобретает принципиально новый смысл. Раньше она понималась как сосуществование нескольких великих держав. Теперь же это наличие альтернативных источников роста и развития. Одним из них является сама Россия».
Важным фактором, способствующим превращению России в одно из «гравитационных полей» мировой политики, является её уникальное географическое положение в «материковой сердцевине мира» (Heartland), через которую пролегают наиболее удобные транспортные пути, соединяющие Западную Европу и Восточную Азию. И это относится не только к материковой части Евразии, но и к арктическому поясу: Северный морской путь (Северо-Восточный проход) в условиях изменения климата может открыть совершенно новые возможности для мировой торговли.
Чтобы понять всё значение данного фактора, надо учесть, что одна из самых сложных проблем, стоящая сегодня перед Западом, - это проблема преодоления тяжёлых последствий деиндустриализации, которую долго приветствовали как наступление «постиндустриальной эры» с её стремительно растущим сектором услуг, но которая обернулась тормозом на пути развития. Недаром в январе 2014 года Еврокомиссия опубликовала специальное коммюнике «За европейский промышленный ренессанс», в котором призвала принять срочные меры для возрождения европейской промышленности. Аналогичные тенденции заметны и в США.
Наше время - время новой индустриализации, реиндустриализации. Важнейшую роль в этом процессе будет играть транспортная революция, связанная с преобразованием способов сообщения, с прокладкой новых маршрутов, соединяющих страны и континенты. Значение этого процесса для мирового хозяйства особенно велико на крупнейшем континенте мира - в Евразии. Данный процесс носит комплексный характер, он охватывает не только транспортные сегменты хозяйства (наземные, воздушные, водные виды транспорта, трубопроводные коммуникации), но и целые кластеры промышленности, включая высокотехнологичные отрасли. Транспортная революция становится составной частью новой промышленной революции. В отличие от классической промышленной революции XVIII-XIX веков, которой сопутствовала эпоха войн, новая индустриализация выдвигает императив ненасильственной геополитики, или геополитики мира, основанной на многостороннем сотрудничестве, принципах взаимной выгоды, неконфронтационной дипломатии, взаимном учёте интересов всех участников международного процесса.
На мой взгляд, стержневой идеей геополитики мира в Евразии должна стать парадигма развития, то есть экономический рост, органически сопряженный с поддержанием высокого уровня занятости и относительно равномерным распределением национального дохода как внутри отдельных национальных сообществ, так и между государствами.
В контексте транспортной революции особое значение приобретают следующие мегапроекты.
1. Северный морской путь.
Интерес к Арктике диктуется целым рядом геоэкономических соображений. Данный регион, помимо значительных запасов нефти и газа, располагает такими стратегическими видами сырья, как уголь, цинк, серебро, редкоземельные металлы и т.п. Для будущего мировой торговли Арктический регион - это перспективное поле транспортных маршрутов. Прогнозируемое глобальное потепление может сделать более доступными и удобными коммуникации в северных широтах, связывающие Азию, Западную Европу и Северную Америку. Так, Северо-восточный проход, огибающий Гренландию и тянущийся вдоль арктического побережья России, связывает Китай и Западную Европу. Часть Северо-восточного прохода - начинающийся в Мурманске Северный морской путь - есть кратчайший водный маршрут между Европой и Азией.
2. Международный транспортный коридор (МТК) «Север - Юг».
В 1999 году группа индийских, иранских и российских транспортных компаний подписала генеральное соглашение об экспортно-импортной транспортировке контейнеров по МТК Шри-Ланка - Индия - Иран - Каспийское море - Россия. В мае 2002 года в Санкт-Петербурге министрами транспорта стран-участниц был подписан протокол об официальном открытии нового транспортного коридора. Однако в дальнейшем контейнерные перевозки по коридору «Север - Юг» ограничились маршрутом Россия - Иран - Россия. Перевозки контейнеров из Индии через Астрахань были заморожены. Тем не менее проект по-прежнему оставался привлекательным, и позднее к соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Оман, Сирия. Подали заявки на присоединение Турция и Украина. Перспективным выглядит присоединение к МТК «Север - Юг» стран Евросоюза, которые в таком случае получают облегчённый доступ не только в Индию, но и в Юго-Восточную Азию.
3. Морской шёлковый путь.
Эта евразийская транспортная магистраль может начинаться в глубоководном порту города Дуйсбург (Германия), затем в южном направлении пересекать Западную Европу, Россию, Казахстан, Китай. В различных вариантах этого маршрута предполагается связь по морю портов на побережье Китая с Индией, которая таким образом получает выход в Сибирь и Европу, с Ираном, странами Аравийского полуострова, Юго-Восточной Азией.
4. Трубопроводные системы в Евразии.
Основные маршруты трансконтинентальных трубопроводных коммуникаций в Евразии обусловлены географией добычи нефти и газа. При этом принципиально важно подчеркнуть, что около 90 % мировых запасов нефти сосредоточено на Евразийском пространстве - от российской Арктики до Персидского залива.
С началом работы 1 января 2015 года Евразийского экономического союза России, Белоруссии и Казахстана, к которым вскоре присоединятся Армения и Киргизия, будет сделан ещё один шаг на пути к достижению евразийского консенсусa. Это позволит сформировать политические предпосылки для создания в Евразии «коридоров роста», которые откроют выход мировому хозяйству из системного экономического кризиса, продолжающегося уже более пяти лет.
* * *
В латыни есть выражение sui generis. У него несколько значений, можно перевести его и как «самостоятельная сущность». В геополитике такой самостоятельной сущностью является государство-цивилизация (2), утверждающее свои особые интересы в мировом пространстве. Таковы Китай, Индия, Россия, Бразилия. В Италии много размышляют сегодня о геополитике sui generis. Давние связи с Востоком, традиции активной дипломатии Венецианской республики, неутомимая жажда открытий - всё это действительно способно выдвинуть Италию на передовые позиции во «втором открытии» Евразии.
Рим - Москва
Ноябрь - декабрь 2014.
(1) Hiro, D. After Empire. The Birth of a Multipolar World. N.Y.: Nation Books, 2010, p. 5-6.
(2) См.:Jacques, M. When China Rules the World. The Rise of the Middle Kingdom and the End of the Western World. L.: Allen Lane, 2009.