2 февраля исполнилось 110 лет со дня рождения легендарного советского
лётчика Валерия Павловича Чкалова. Экипаж под его руководством первым
совершил трансконтинентальный перелёт в США через Северный полюс.
18 июня 1937 года Валерий Чкалов, Георгий Байдуков, Александр Беляков начали свой полет СССР - США через Северный полюс. 20 июня он завершился успешным приземлением на аэродроме Ванкувера.
Сегодня в распоряжении исследователей немало документального материала, описывающих это событие: мемуары героев - летчиков, различные правительственные документы, сообщения советской и зарубежной печати. На первый взгляд вырисовываются несколько задач, которые ставило тогда перед собой советское руководство. Да, с начала 30-х годов начинался век «авиационных рекордов». Поэтому каждая из ведущих стран мира того времени ставили перед собой престижные задачи. До 1937 года все мировые рекорды авиационных перелетов принадлежали иностранным летчикам.
Тогдашний мировой рекорд дальности беспосадочного полета по прямой составлял 9104 километра и был установлен в 1933 году французскими летчиками Полем Кодосом и Морисом Росси. Самолет Bleriot 110, построенный для установления этого рекорда, был заурядным по конструкции монопланом с неубирающимся шасси. Рекорды ставили американские, французские и английские энтузиасты. В Москве решили «догнать и перегнать», доказать, что создать с нуля принципиально новую машину, способную совершать дальние перелеты, может только первая страна социализма, способная мобилизовать немалые материальные ресурсы и привлечь лучшие конструкторские силы. Эта проблема была вынесена на самый высокий государственный уровень. Ею занималась специальная комиссия, созданная в 1931 году, которую возглавил Климент Ефремович Ворошилов, занимавший в то время пост наркома обороны СССР.
В декабре 1931 года было принято решение осуществить рекордный перелет в 1932 году. Летом того же года конструктор Андрей Туполев начал строить необычный одномоторный самолет, не имевший аналогов в тогдашней авиации. По внешнему виду он походил на планер с мотором - размах его крыльев в два с половиной раза превышал длину фюзеляжа. Но первый полет нового самолета «РД» состоялся в 1933 году. Стало ясно, что на такой конструкции «далеко не улетишь» и авиаторы вынуждены были продолжить работу. Вот тут-то и пришло известие о перелете Кодоса и Росси из Нью-Йорка в Сирию. И теперь уже именно их рекорд предстояло побить на «РД».
Увлекательная история, как советские конструкторы доводили свой самолет «до ума», хорошо описана в литературе. Но сегодня речь пойдет о другом. В компетенцию государственной комиссии входила и проработка маршрута, которым должны полететь летчики. А это уже - «большая политика». Прорабатывались маршруты Хабаровск - Москва - Франция - Северная Африка, Москва - Европа - Нью-Йорк (через Атлантику), Москва - Бразилия, Москва - Австралия... И вдруг появился проект лететь из Москвы в Америку через Северный полюс.
Первым эту миссию было поручено выполнить полярному летчику Сигизмунду Леваневскому. Именно он должен был полететь через Северный полюс. Но тут возникают всё же вопросы. Почему не через Европу и Атлантику? Почему минуя Германию? Почему именно в США? Вот вопросы, которые встают перед людьми, анализирующими события с точки зрения геополитики. Кстати, тогда многие в правительстве заявляли, что с точки зрения логики выбор маршрута является абсурдным.
На сей счет существует несколько версий. Согласно одной, Леваневский сам «пробивал» перелет в США. Потому, что якобы, он желал преумножить свою славу, связанную с тем, что он стал пользоваться известностью в США после того, как доставив туда американского летчика Джеймса Маттерна, потерпевшего аварию на Чукотке.
Другая версия более серьезная. В Кремле прекрасно понимали, что в ближайшее время придётся воевать с Германией. А в качестве возможного союзника рассматривались США. Вот и пришла идея «установить мосты» с Вашингтоном через Арктику.
Между тем, весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести беспосадочный перелёт в США, но неожиданно Сталин лично указал другой план маршрута: Москва - Петропавловск-Камчатский. В результате он прошёл по маршруту: Кольский полуостров - Земля Франца-Иосифа - Северная Земля - Якутия - г. Петропавловск-Камчатский - о. Сахалин - о. Удд (залив Счастья в районе Николаевска-на-Амуре). Этот перелёт стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов.
Из книги Валерия Чкалова «Моя жизнь принадлежит Родине»: « ...Июнь 1936 г. В Центральном Комитете ВКП(б) шло очередное заседание. Дождавшись перерыва, мы подошли к Серго Орджоникидзе и напомнили ему о своей просьбе разрешить полет к Северному полюсу. Товарищ Орджоникидзе был в курсе наших работ, но он требовал самой тщательной проверки готовности самолета и экипажа. Когда мы вновь обратились к нему с просьбой выяснить судьбу нашего проекта, Серго, рассмеявшись, сказал:
- Не сидится вам... А машину вы хорошо проверили? Ну, ладно. Я вас с товарищем Сталиным сведу. Что он скажет...
Нарком ушел, чтобы побеседовать с товарищем Сталиным. Взволнованные, мы ожидали его возвращения. В комнату вошел товарищ Сталин. Поздоровавшись с нами и пожав нам руки, он спросил:
- В чем дело? Чего вы хотите, товарищ Чкалов?
- Просим вашего разрешения, Иосиф Виссарионович, совершить полет к Северному полюсу.
В этот момент к нашей группе подошли тт. Молотов, Ворошилов и Каганович, которым т. Орджоникидзе сообщил о нашем проекте.
На минуту воцарилось молчание. Несколько смущенные встречей с вождем народа, мы ждали его ответа. Разрешит ли товарищ Сталин полет на полюс? Доверит ли он нам эту ответственную и почетную задачу? А вдруг он откажет?
Товарищ Сталин сказал:
- Зачем лететь обязательно на Северный полюс? Летчикам все кажется нестрашным - рисковать привыкли. Зачем рисковать без надобности? Иосиф Виссарионович показал нам на карте другой путь: Москва - Петропавловск-на-Камчатке. Об этой трассе мы никогда не думали. Предложение товарища Сталина было не только неожиданным, но и очень заманчивым. Путь от Москвы до Петропавловска-на-Камчатке сулил много новизны. Надо было лететь над пространством, не облетанным еще ни одним пилотом. Надо было проложить великую трассу, соединяющую сердце страны - Москву с ее дальневосточными границами. Мы немедленно приняли этот маршрут, назвав его «Сталинским маршрутом». Эти два слова мы написали на фюзеляже самолета, завоевавшего гордую славу нашей авиационной технике. Самолет советской конструкции и советский мотор М-34 своей безукоризненной работой вселяли в нас твердое убеждение в успехе задуманного нами дела».
Так почему надо было менять маршрут? Существует версия, что Кремль хотел проверить возможность возможной поставки авиатехники из США в случае войны с Германией.
И правда, в годы Великой Отечественной войны так значительная часть американских самолётов и поставлялась в СССР. В общей сложности за годы войны из Америки в Советский Союз было переправлено более 14 тысяч самолетов: Белл Р-39 «Аэрокобра», Кертисс «Китихоук» и «Томагаук», Дуглас А-20 «Бостон», Консолидейтед PBY «Каталина», Рипаблик Р-47 «Тандерболт», Норт-Америкен В-25 «Митчелл». Большая часть этих самолетов (примерно 8 тысяч) была перегнана по трассе Аляска - Сибирь. В Мурманск поставлялись из Англии истребители Супермарин «Спитфайр», Хоукер «Харрикейн», а также бомбардировщики Хендли-Пейдж «Хемпден». По ленд-лизу поставлялся также один из наиболее малоизвестных самолетов - «Армстронг Альбермарл». Самолеты, которые были изготовлены на территории США, перегонялись американскими и канадскими летчиками на Аляску, а оттуда их перегоняли на территорию Советского Союза летчики перегоночной советской дивизии, которая была создана специально для этих целей и состояла из пяти полков.
Отметим, что после перелёта экипаж Чкалова в Москве встречал лично Сталин. Лётчики после достигнутого продолжали добиваться разрешения на совершение перелёта в США. Весной 1937 года Чкалов пишет письма с просьбой о разрешении перелета в США на имя наркома обороны Ворошилова, а затем и на имя Сталина. И оно было получено.
И воспоминаний Александра Белякова: « Утром 17 июня 1937 года Чкалов и Байдуков уехали в Москву. Я остался на аэродроме и занялся приведением в порядок американских карт, которые были получены только накануне. На них были обозначены все аэродромы западного побережья США, радиосветовые маяки и их сигналы, а также маркеры - маленькие наземные радиостанции, автоматически излучающие в эфир одну или две буквы по азбуке Морзе. Наше правительство позаботилось о всех мерах по безопасности перелета. Радиостанции Северного морского пути приведены в действие, и их радисты будут самым внимательным образом слушать сигналы нашего самолета. Ни одно тире и ни одна точка не пропадут в эфире бесследно. Все радиограммы передадут в штаб перелета в Москву. Здесь их сличат, отбросят все сомнительное и точно установят текст, переданный с борта самолета. Пароходы и ледоколы Северного флота приведены также в готовность и, если понадобится, окажут нам немедленную помощь. В Канаде и США подготовлена сеть радиостанций для приема наших радиограмм и для передачи нам сведений о погоде. Народный комиссариат иностранных дел обо всем подробно договорился с представителями США. Из Нью-Йорка в Сиэтл выехал советский инженер. Он будет дежурить на радиостанции и отвечать на наши вопросы».
Любопытные воспоминания оставил Георгий Филиппович Байдуков: «Первое мое путешествие в США из Москвы через Северный полюс было совершено на самолете АНТ-25 в 1937 г., на котором командиром экипажа был Валерий Павлович Чкалов, штурманом и радистом - профессор Александр Васильевич Беляков, а я исполнял обязанности сменного пилота, сменного штурмана, сменного радиотелеграфиста и условно «врача». Одновременно и в США к перелету по маршруту Аляска - Северный полюс - устье Оби (или Енисея) готовился известный американский пилот Вилли Пост, которому Советское правительство предоставило возможность совершить посадку на территории СССР и обещало оказать содействие. Но американский летчик, национальный герой США, пилот с мировым именем, погиб в одном из тренировочных полетов, врезавшись на четырехмоторном гидроплане в крутой берег реки Юкон». Этот факт наводит на мысль, что проработка «сталинского маршрута» шла и со стороны американского правительства. Любопытно и то, что Сталин предлагал Леваневскому, Левченко и Байдукову выехать в США и купить там более надежный самолет для перелета в Америку через полюс. Следовательно, если он действительно намеревался устанавливать «перелетный рекорд», как об этом пишут многие современники и сообщали тогдашние СМИ, то «рекорд» на американском самолете - это не советский рекорд. А советско-американский. Когда же Леваневский, Левченко и Байдуков отказались ехать в США, Сталин весьма неохотно принял это их решение.
История распорядилась так, что именно экипаж Чкалова на советском АНТ-25 через Северный полюс совершил перелёт в США, где лётчики были приняты лично Франклином Рузвельтом. Через четыре года наши страны стали союзниками по антигитлеровской коалиции.
20 июня 1975 года в Ванкувере недалеко от аэродрома Барракс был открыт памятный монумент. Он представляет собой невысокую арку, две стороны которой знаменуют собой дружбу американского и советского народов. На арке надписи на русском и английском языках в память о полете Валерия Чкалова. На лицевой стороне барельеф, изображающий самолет АНТ-25, распростерший крылья над Арктикой. Этот барельеф был изготовлен в ЦАГИ и отослан в Америку. Вокруг монумента - небольшой цветник и площадка для нескольких тысяч зрителей.