Переживёт ли Украина еще один церковный раскол?

0
437
Время на чтение 5 минут
Архиерейский собор Украинской православной церкви Киевского патриархата на днях выступил с несколько необычным обращением к Украинской православной церкви Московского патриархата.

«Мы видим, как, пользуясь ослаблением здоровья митрополита Владимира (глава УПЦ МП - С.С.) и борьбой между некоторыми архиереями за право стать его преемником, внутренние и внешние силы вновь стремятся любым способом фактически ликвидировать независимость и самостоятельность УПЦ МП в управлении, чтобы крепче привязать ее к Московской патриархии, шире и без всяких помех использовать вашу церковь в агитации за присоединение Украины к России и не допустить преодоления существующего церковного разделения...

Опять начинаются попытки осуществить эти планы, которые не удалось выполнить в прошлом - под видом «приведения в соответствие с Уставом РПЦ» внести в Устав УПЦ МП изменения, которые фактически лишают ее независимости в управлении, провести реформу структуры УПЦ МП с распределением ее на митрополичьи округа, которые будут зависеть от Москвы, а не от Киевского престола...

Поместный собор Украинской православной Церкви, который состоялся 27 июня этого года, в своих постановлениях отметил необходимость диалога с Украинской православной церковью Московского патриархата, целью которого является преодоление существующего церковного разделения, создания в Украине единой Поместной украинской православной церкви с Патриаршим престолом в Киеве, официальное признание Киевского патриархата другими Поместными православными церквами как автокефальной церкви...

Мы убеждены, что путь диалога с вами и преодоления существующего разделения - единственный правильный и полезный для Православной церкви на Украине, для нашего народа и государства. Но такой диалог будет возможным только в условиях сохранения вашей церковью настоящей, а не формальной, независимости в управлении».

В развитие этих идей УПЦ КП пошла на то, чтобы учредить должность «наместника патриарха», который станет «удерживающим» на время между уходом в мир иной старого патриарха и выборами нового. При этом епископы Киевского патриархата приняли решение исключить из Устава норму о сроках избрания главы церкви. Такие меры приняты, как считают религиоведы, чтобы, во-первых, исключить возможные негативные последствия борьбы за власть при выборах нового патриарха. Во-вторых, местоблюстителю будет проще вести переговоры с УПЦ МП по вопросу учреждения через объединительный процесс Поместной украинской церкви.

Собственная Поместная церковь - давняя мечта отдельных украинских князей церкви и мира сего. Началась эта история двадцать три года с раскола трех товарищей, архиереев Русской православной церкви Алексия (Ридигера), Владимира (Сабодана) и Филарета (Денисенко). В 1990 году в мир иной отошел патриарх Московский и Всея Руси Пимен. Тогда Архиерейский собор выбрал три кандидатуры, чтобы предложить их на рассмотрение Поместного собора. Ими стали митрополиты Ленинградский и Новгородский Алексий, Ростовский и Новочеркасский Владимир, Киевский и Галицкий Филарет. По итогам голосования делегаты Поместного собора отдали свои симпатии ленинградскому владыке Алексию, ставшему патриархом Алексием II. Второе и третье место заняли ростовский и киевский владыка соответственно.

Так в очередной раз в русской истории Север обошел Юг. В качестве компенсации Украинская православная церковь получила самостоятельность в управлении при сохранении юрисдикционной связи с Московской патриархией. Однако уже через два года митрополит Филарет пошел на разрыв с Москвой. Мотивируя свои действия распадом Советского союза, образованием независимой Украины, он потребовал предоставления УПЦ автокефалии. Дальнейшее известно. Архиереи не поддержали идею автокефалии, потребовали от митрополита Филарета уйти в отставку, на что тот ответил расколом и созданием Украинской православной церкви Киевского патриархата, которую не признала и не признает по сей день ни одна из существующих православных церквей. Ну а УПЦ МП возглавил митрополит Владимир.

На протяжении 1990-х и 2000-х годов Киевский патриархат неоднократно инициировал переговоры о создании Поместной церкви, чтобы таким образом получить официальное признание. Главная ставка делалась на Константинопольского патриарха Варфоломея, который то подогревал, то остужал энтузиазм киевлян. Точка, казалась, была поставлена в тот момент, когда патриарх Варфоломей согласился благословить учреждение единой церкви при условии, что она будут подчиняться Фанару. Это уже не понравилось Киевскому патриархату, рассудившему, что быть под Константинополем ничем не лучше, чем под Москвой. Немаловажную роль играл и «личный фактор» - патриарх Алексий II ни за что бы не позволил взять реванш патриарху Филарету, что заметно отражалось и на позиции митрополита Владимира и УПЦ МП, не рисковавших вступать в какие-либо серьезные переговоры с УПЦ КП.

Налаживание отношений между двумя украинскими церквями началось после смерти Алексия II. Хотя представители Киевского патриархата говорят, что эти переговоры были практически сразу блокированы новым патриархом Московским и Всея Руси Кириллом, это правда только наполовину. Действительно, патриарх Кирилл подтвердил еще раз позицию Алексия II по уврачеванию раскола - только через покаяние и вхождение УПЦ КП в состав Русской православной церкви. Но это не остановило группу архиереев УПЦ МП, сторонников идеи создания Поместной церкви. Стало складываться впечатление, что и митрополит Владимир, если не прямо поддерживает автокефалистов, то, по крайней мере, не препятствует им. Как откровенно заявил на днях патриарх Филарет, «значительная часть украинских архиереев, которые любят Украину и не хотят отдавать Москве свою самостоятельность и независимость, стали симпатизировать Киевскому патриархату. Правда, они еще опасаются открыто общаться с нашими архиереями, но можно сказать, что душой они уже почти с нами».

Безусловно, для создания широкой коалиции между украинскими православными церквями Московского и Киевского патриархата есть и объективные причины. Их традиционные вотчины подвергаются миссионерскому нашествию со стороны греко-католиков и протестантов. По словам известного религиоведа Юрия Черноморца, «идет тотальная пиар-кампания Украинской греко-католической церкви ее предстоятеля, ее идей, ее действительных и мнимых достижений. Любая попытка напомнить о реальных ошибках или проблемах униатов заканчивается информационным проигрышем. Все это означает очень простую вещь: УПЦ теснят теперь не только протестанты, но и униаты. Посмотрим на Киевскую область. Сколько на выходных православных в храмах и сколько протестантов и служениях - практически поровну. Посмотрим на Донецкую область - значительное опережение протестантов. На Востоке человек труднее «расшевелить», там действительно большинство членов приходов УГКЦ - это переселенцы из Западной Украины. Но центр - это просто уже какая-то эпидемия обращений к УГКЦ».

Активизацию греко-католиков стимулирует также приход во главу Римско-католической церкви нового папы Франциска, который имеет давние связи с украинскими униатами. Напомним, в марте этого года ИА REX уже выдвигало прогноз:

«Если Ватикан решится предложить Украине единую Поместную церковь под патронатом Римско-католической церкви и с признанием во всем мире, сможет ли Киев отказаться от такого соблазна, пусть даже это будет сопряжено маргинализацией существующих православных церквей? В таком случае и Московский патриархат, и Киевский патриархат рискуют оказаться на обочине политических процессов».

Но путь к отражению униатской и католической экспансии, предлагаемый Киевским патриархатом через создание Поместной церкви и разрывом с Москвой, грозит немалыми опасностями.

Совершенно очевидно, что такой «объединительный собор» приведет к очередному расколу и потрясениям. Епархии Украинской православной церкви Московского патриархата на Восточной Украине, в Новороссии и Крыму, вряд ли согласятся войти в подобную Поместную церковь, мирного раздела здесь не будет. Украина несколько веков с большими жертвами изживала последствия Брестской унии, когда обида западнорусских епископов на Москву привела к их отпадению от православия. Последствия этого цивилизационного раскола ощущаются до сих пор. Переживет ли Украина еще один церковный раскол? Такой уверенности нет.

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Стремидловский
Все статьи Станислав Стремидловский
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40