«Укроборонпром» заявил о том, что принял меры по загрузке мощностей входящего в его состав ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» в г. Николаеве. Меры, помимо прочего, состоят в организации полнокомплектной сборки экспортной бронетехники на базе судостроительного предприятия. Как уточнили в пресс-службе «Укроборонпрома» со ссылкой на директора предприятия Владимира Берко, на судостроительном заводе уже начато изготовление первых корпусов БТР-4, изготавливаемых на мощностях ОПК Украины в рамках выполнения экспортных контрактов.
«В конце июля мы сдаем первые корпуса БТР на Николаевский завод и в будущем планируем производить совместно полнокомплектные бронетранспортеры с установкой ходовой части, силовой установки, раздаточной коробки. Речь также идет о модернизации БТР-3, других бронетранспортеров, а также производстве полноприводного бронеавтомобиля "Дозор-Б"», - сообщил Владимир Берко (1).
Трудно найти повод для оптимизма в том, что одно из лучших и мощнейших в бытность СССР судостроительных предприятий сегодня вынуждено заниматься совершенно несвойственной для него деятельностью - сбором бронетехники для сухопутных войск. До нынешнего же «перепрофилирования» крупнейший в советские времена производитель военных судов, включая авианосцы, был вынужден выживать благодаря «гражданским» заказам - и даже не от отечественных, а иностранных клиентов.
С 1991 года завод сотрудничал с греческой компанией Laskaridis Shipping Company Ltd, а в 1997 году это сотрудничество вылилось в образование совместного украинско-греческого предприятия Yugreftransflot-Lavinia. Плодами партнерства стали 16 рефрижераторных судов. С 2001 по 2003 год завод построил и передал норвежской компании Bergen Yards AS три корпуса судов снабжения и два корпуса арктических траулеров. Затем были заключены два контракта с французской компанией Vopak LMF на изготовление специальных фундаментов и реконструкцию барж для перевозки модулей буровой платформы, а также контракты с украинским государственным предприятием «Дельта-Лоцман» на строительство многоцелевого буксира и ледокола. С испанской фирмой Factoria Naval de Marin s.a. заключены договоры на строительство пяти корпусов сухогрузов DWT 4500.
Однако самый крупный военно-морской заказ за годы независимости Украины (не считая достройки ракетного крейсера «Украина», заложенного во времена СССР и в итоге оказавшегося никому не нужным) завод получил от Минобороны РФ. Речь идет о ремонте флагмана Черноморского флота РФ - ракетного крейсера «Москва» пр. 1164 «Атлант». Этот заказ был исполнен летом 1999 года (кстати, сам крейсер «Москва» в свое время был построен на том же «Судостроительном заводе имени 61 коммунара», получив изначально имя «Слава»).
Собственные же ВМС Украины это судостроительное предприятие по непонятным причинам игнорируют, несмотря на то что оно находится в государственной собственности. Два корвета, которые украинские Военно-морские силы Украины получили за годы независимости, были построены киевским ОАО «Ленинская кузница». Речь идет о корветах «Луцк» и «Тернополь», малых противолодочных кораблях проекта 1124М (шифр «Альбатрос»), - последний, еще советский вариант модернизации малых противолодочных кораблей проекта 1124, разработанный в 1976 году. Что касается заказа на первые собственно украинские военные корабли класса «корвет», программа строительства которых сегодня реализовывается (4 корвета проекта 58250), то, как известно, он был отдан также частному предприятию ПАО «Черноморский судостроительный завод» в том же Николаеве. Эти более или менее серьезные заказы обошли ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара». И если с «Луцком» и «Тернополем» ситуация ясна - эти модернизированные корабли изначально строились на «Ленинской кузнице», то вопрос, отчего первый украинский корвет строит не госпредприятие, остается без ответа.
То же самое касается и заказов на ремонт военных кораблей. С 2010 года Минобороны Украины развернуло широкомасштабную программу ремонта плавсостава ВМС. Этот шаг был более чем актуальным, если учесть, что на тот момент порядка 97% кораблей и катеров украинского флота были попросту небоеготовы. В 2010 году военное ведомство рапортовало, что нашло средства для ремонта флагмана украинских ВМС фрегата «Гетьман Сагайдачный», большого десантного корабля «Константин Ольшанский», корвета «Приднепровье» и корабля управления «Донбасс».
В 2011-2012 гг. «ремонтный прорыв» был усилен, причем если в 2011 году на ремонт кораблей выделялось всего лишь 36 миллионов гривен, то в 2012 было выделено уже 172 миллиона гривен. В итоге только за прошедший год ремонт прошли сразу 15 кораблей ВМС Украины. При этом многие из них не проходили подобного обслуживания по 15-20 лет, что для военно-морской техники является просто недопустимым.
Но вот парадокс: практически все эти заказы прошли мимо ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара». Притом, что данное предприятие имеет опыт ремонта и техобслуживания военных кораблей самых «взрослых» классов, включая авианосцы. И, насколько известно, российские моряки с ЧФ РФ в свое время высоко оценили качество ремонта их флагмана крейсера «Москва». Что интересно, на протяжении 2010-2012 гг. предприятие посещали различные комиссии Минобороны Украины, обещая дать заводу заказы хотя бы на ремонт судов. Например, в августе прошлого года при посещении завода заместитель министра обороны Украины Дмитрий Пляцук сообщил, что оборонное ведомство «изучает возможность размещения заказов по судоремонту на госпредприятии» (2).
В сентябре 2012 года премьер-министр Украины Николай Азаров поручил МИД, Минэкономразвития, Минобороны и ГК «Укроборонпром» провести переговоры с соответствующими органами других стран, в первую очередь России, по размещению заказов на строительство и ремонт военных кораблей на ГП «Судостроительный завод имени 61 коммунара». А также поручил Минобороны и Минэкономразвития представить предложения по размещению на данном ГП заказов на выполнение работ по государственному оборонному заказу и ремонту кораблей ВМС Украины (3). Однако прошли месяцы, а заказов от ВМС Украины так и не поступило.
В марте этого года ГП «Судостроительный завод имени 61 коммунара» в очередной раз заявил о том, что «рассчитывает загрузить производственные мощности за счет участия в тендерах Министерства обороны Украины на ремонт военных кораблей». Однако напоминание «коммунаровцев» о себе так и осталось неуслышанным - украинские ВМС по сей день игнорируют это предприятие. Хотя, с другой стороны, заказы от украинских военных не особенно масштабны и вполне краткосрочны, а потому не стоит ограничиваться лишь их «выбиванием» для предприятия. Явно надо искать и другие варианты загрузки производственных мощностей.
Между тем все прошедшие годы завод, не имея заказов, уверенно двигался к банкротству. К лету 2012 года он стал «национальным рекордсменом» - задолженность предприятия по заработной плате в 45 миллионов гривен стала самой значительной по всей Украине (4). На протяжении 2010-2012 гг. предприятие спасали, как могли: губернатор Николаевщины Николай Круглов заявлял, что ГК «Укроборонпром» пришел к решению разобрать железнодорожное полотно, ведущее к заводу, а вырученные деньги отдать на погашение долга по заработной плате перед работниками завода. Также хотели пустить с молотка недвижимое имущество ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» более чем за 32 миллиона гривен - чтобы погасить долги, предлагалось распродавать даже краны, без которых строительство новых судов невозможно.
Спасением для коллектива предприятия стали два заказа на ремонт гражданских судов для перевозки сыпучих материалов, полученные в марте 2013 года. Однако на заводе прекрасно понимают, что эта мера - временная. Как же выходить из сложившейся ситуации?
Здесь стоит вспомнить об упомянутом поручении премьера Николая Азарова украинскому МИД и другим ведомствам - попытаться найти общий язык с потенциальными российскими заказчиками. Вот в начале июля этого года большой десантный корабль Черноморского флота РФ «Цезарь Куников» прибыл в болгарский порт Варна для прохождения капитального ремонта (к слову, через пару дней также в Болгарию на ремонт прибыл и учебный корабль Балтийского флота «Перекоп»). Это - свидетельство того, что российский ВМФ нуждается в ремонтных услугах. Их могли предоставить не болгарские, а николаевские судостроители.
А потому остается открытым вопрос: что же МИД Украины делает для того, чтобы реализовать поручение премьер-министра Украины и наладить контакты с потенциальными заказчиками судостроительной продукции в России? Пока никаких результатов нет.
Надо отметить, что попытки ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» наладить связи с российскими заказчиками не ограничивались ремонтом крейсера «Москва». Были заказы и в области гражданского судостроении. В частности, 8 октября 2004 года состоялась торжественная закладка корпуса ледокола, генеральным заказчиком которого выступила российская компания «Севморнефтегаз». Однако сам контракт реализовывался в интересах норвежской фирмы Havyard Leirvik AS. К слову, в том же году был подписан аналогичный контракт с россиянами на строительство для норвежцев второго такого же ледокола.
Тогда николаевские судостроители продемонстрировали, что способны совместно с российскими коллегами успешно реализовывать заказы для третьих стран. Но, к сожалению, этим примером восстановление утраченной кооперации на сегодня и ограничилось.
Директор ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» Владимир Берко в июле нынешнего года заявил, что на сегодня судозавод сертифицирован под украинский регистр, но готовится продление сертификации и под российский регистр, который предполагает целый ряд условий и объем работ - порядок утверждения и требования к проектно-технической документации, техническое наблюдение за постройкой, переоборудованием, модернизацией и ремонтом судов, техническое наблюдение за судами, которые эксплуатируются, и многое другое.
Это означает, что корабелы фактически готовы тесно работать с российскими коллегами в реализации заказов из третьих стран и в интересах заказчиков из России. Причем как в ремонте, так и строительстве судов - и военных, и гражданских. Но чтобы эта готовность была реализована в конкретных заказах, нужны уже политические усилия - и в первую очередь на «дипломатическом фронте», что как раз и отмечал премьер-министр Украины еще в сентябре 2012 года. Но этих усилий мы, увы, на сегодня не видим.
(1) http://www.mukola.net/news.php?id=52820
(3) http://flotprom.ru/news/?ELEMENT_ID=121113
(4) http://www.nikvesti.com/news/business/32846