Спокойный анализ показывает, что северокорейский ядерный потенциал по мировым меркам ничтожен, и в обозримом будущем он едва ли вырастет до сколь-нибудь заметных размеров. Северокорейских ракет, скорее всего, хватит для того, чтобы частично разрушить один-два города, но их совершенно недостаточно для того, чтобы подорвать военный потенциал не то что США, но даже и Южной Кореи.
Северокорейское руководство отлично понимает - нанесение первого удара по США или иной ядерной державе, равно как и по стратегическому союзнику ядерной державы, вызовет немедленный ответный удар. В результате погибнет не только значительная часть северокорейского населения, но и большая часть северокорейской элиты. А тех северокорейских генералов и бюрократов, которые чудом уцелеют в бункерах и убежищах, будет ждать аналог Нюрнбергского процесса: мир не простит северокорейскому руководству нарушение сложившегося табу на применение ядерного оружия. Поэтому КНДР вряд ли решится на нанесение первым ядерного удара по США, Японии или Южной Корее.
Таким образом, северокорейское ядерное оружие - это, в первую очередь, средство сдерживания. Его главная задача - резко понизить вероятность того, что сама Северная Корея будет атакована извне, равно как и того, что в случае каких-то внутренних волнений или революции повстанцы получат внешнюю поддержку. Северокорейская верхушка вовсе не собирается завоевывать или покорять мир, её главная задача куда скромнее - сохранить свою власть и свои привилегии.
Впрочем, это не означает, что северокорейская ядерная программа безобидна. Она действительно несёт в себе угрозу миру. Но эта угроза, скорее косвенная, чем прямая.
Во-первых, ядерная программа Северной Кореи создала опасный прецедент. В отличие от трех "новых" ядерных держав - Индии, Пакистана и Израиля, никогда не подписывавших Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года, Северная Корея поступила весьма сомнительным, даже коварным образом. Пхеньян сначала подписал Договор и воспользовался этим обстоятельством для получения доступа к ядерным технологиям, а потом в одностороннем порядке из договора вышел. Если этот поступок останется безнаказанным, то у других стран-участниц Договора 1968 года появится искус последовать примеру КНДР.
Во-вторых, существует большая вероятность того, что северокорейское руководство будет продавать ядерные технологии и оборудование тем, кто будет готов заплатить за него хорошие деньги. В прошлом Северная Корея приобрела сомнительную репутацию из-за своей склонности продавать всё, что только можно продать, включая, например, наркотики. Трудно поверить в то, что северокорейское руководство ни при каких обстоятельствах не будет торговать ракетными и ядерными технологиями.
В-третьих, нельзя исключить того, что при производстве и хранении ядерного оружия могут произойти серьёзные аварии. Существует даже вероятность несанкционированного запуска северокорейских ракет в результате технической ошибки или недоразумения. В годы холодной войны несколько раз возникали ситуации, когда США и СССР в результате технических неполадок оказывались на грани ядерного конфликта. А ведь северокорейская техника существенно менее надежна, чем техника великих держав. Значит, и опасность войны из-за технического сбоя гораздо выше.
В-четвертых, существует небольшая, но реальная вероятность того, что ядерная программа Северной Кореи спровоцирует гонку ядерных вооружений в Восточной Азии, и со временем ядерным оружием обзаведутся Япония, Южная Корея и Тайвань.
Так что радоваться успехам северокорейских ракетчиков и ядерщиков не стоит. В результате их усилий наш мир стал более опасным местом. Однако не следует впадать в другую крайность - излишне преувеличивать опасность, связанную с этими успехами.
Источник