Что будет, если американцы нанесут удар по КНДР

0
714
Время на чтение 6 минут
На борту американского авианосца Carl Vinson, отправленного к Корейскому полуострову. 8 апреля 2017 года

После отправки американского авианосца к берегам Корейского полуострова возникло ощущение, что США готовятся преподать Ким Чен Ыну тот же урок, что и Башару Асаду.

Действительно, если президент Трамп уже велел атаковать сирийскую авиабазу, почему бы ему не отдать приказ ударить по северокорейским объектам?

Разговоры о том, что новый лидер Соединенных Штатов может попытаться покончить с ракетно-ядерной программой КНДР силовым образом, ведутся едва ли не с момента заселения Трампа в Белый дом.

Но так ли это на самом деле?

Раз в два-три года (обычно весной) мировые СМИ начинают активно писать о том, что Корейский полуостров «находится на грани войны». Не стал исключением и этот год.

На сей раз поводом для подобных публикаций послужили угрожающие заявления администрации Дональда Трампа. На протяжении последних двух месяцев ее представители намекали на то, что возможное испытание Северной Кореей межконтинентальной ракеты, способной долететь до территории США, станет основанием для удара по КНДР. Поскольку к такому испытанию дело, похоже, действительно идет, слова американских официальных лиц звучат весьма убедительно.

Вдобавок новый хозяин Белого дома считается человеком эмоциональным, не слишком разбирающимся в международных делах, но при этом ценящим свой образ крутого мужика, который никогда не прогнется и жестко будет отвечать на любые вызовы. Кроме того, есть инсайдерская информация о том, что в первые пару месяцев после избрания Трампа президентом он сам и его советники подумывали о том, чтобы силовым путем не допустить превращения КНДР в третье после России и Китая государство, способное нанести ракетно-ядерный удар по Соединенным Штатам. Недавнее забрасывание «Томагавками» сирийской авиабазы, равно как и решение направить к берегам Корейского полуострова авианосец, лишь добавили аргументов тем, кто предрекает удар по КНДР.

На деле коротких консультаций со специалистами, кажется, хватило, чтобы в Белом доме осознали масштаб проблем, к которым такой удар, скорее всего, приведет.

Так что на этот раз США очевидным образом блефуют, используя сложившийся в мире образ «непредсказуемого Трампа» для того, чтобы оказать на КНДР давление и заставить Пхеньян приостановить работы над межконтинентальными ракетами или, по меньшей мере, отказаться от проведения испытаний таких ракет. До войны дело не дойдет, в том числе и потому, что для США эта война неприемлема.

Граждане Южной Кореи смотрят телевизионный репортаж о ракетном испытании в КНДР. 19 марта 2017 года

Граждане Южной Кореи смотрят телевизионный репортаж о ракетном испытании в КНДР.

Давайте представим на секунду: Дональд Трамп, узнав о том, что КНДР готовится к испытаниям межконтинентальной ракеты, действительно решил применить против Пхеньяна силу. В реальной жизни, надо подчеркнуть, вероятность этого близка к нулю. Но чисто гипотетически можно предположить, что эксцентричный президент США поддастся эмоциям, которые вызовет у него очередной выпуск новостей на канале Fox или разговор с дочерью Иванкой, взволнованной тем, что ее любимый Нью-Йорк оказался в пределах досягаемости северокорейских ракет.

Если события будут развиваться по этому сценарию, США могут ограничиться ударом по готовой к испытаниям ракете или вообще попытаются перехватить ее в воздухе после старта. Такие действия серьезного скандала не вызовут, но и особого эффекта не дадут: работы над ракетами большой дальности в КНДР продолжатся, хотя срыв испытаний несколько замедлит их ход.

Более крутым вариантом станет попытка внезапным ударом вывести из строя некоторые ключевые объекты северокорейского ракетно-ядерного комплекса: центры производства оружия, предприятия, на которых изготавливаются компоненты ракет и проводится их сборка, испытательные центры и склады. Хотя эти объекты в основном тщательно укрыты, обычно расположены под землей, и о многих из них у США просто нет информации, такой удар теоретически возможен.

В отличие от первого сценария, в этом случае у руководства КНДР не будет возможности скрыть от населения факт нанесения удара по территории страны. В этих условиях опасения потерять лицо с большой долей вероятности принудят Пхеньян к ответным мерам. Впрочем, внутриполитическими соображениями дело не ограничится: руководители КНДР понимают, что отсутствие жесткой реакции на агрессию практически гарантирует, что силовые меры будут время от времени применяться против них и дальше. Давать повод усомниться в своей решительности на Корейском полуострове вообще опасно, ибо уступки воспринимаются как признак слабости (относится это, кстати, к обеим сторонам конфликта).

Какими будут ответные меры? Конечно, есть вероятность, что Пхеньян ограничится обстрелом нескольких военных объектов, находящихся в пределах досягаемости северокорейской артиллерии. Но такая реакция получится уж очень асимметричной: десяток разрушенных блиндажей и поврежденных орудий - сущая ерунда по сравнению с многолетним параличом ракетно-ядерной программы, к которому приведет американская атака. Поэтому куда вероятнее, что в качестве цели для удара возмездия будет выбрана столица Южной Кореи.

Северокорейские военнослужащие на границе. 31 марта 2017 года

Северокорейские военнослужащие на границе.

Большой Сеул, гигантская агломерация, в которой проживает без малого 25 миллионов человек, расположена прямо на границе с КНДР. Северокорейская армия сосредоточила напротив Сеула - фактически на его северных окраинах - мощнейшую артиллерийскую группировку, в состав которой входит примерно 250 орудий большой мощности, способных поражать цели в северной и центральной частях сеульской агломерации. Орудия эти находятся на укрепленных позициях, и ликвидация их - непростая задача. Скорее всего, получив приказ, они откроют огонь и сделают по меньшей мере несколько десятков залпов. Даже если целью будут только военные объекты, такой обстрел огромного города неизбежно приведет к большим потерям среди гражданского населения.

С большой долей вероятности руководство Южной Кореи воспримет обстрел как casus belli и будет действовать сообразно обстоятельствам: нанесет мощный удар возмездия по северянам. В итоге на полуострове начнется Вторая Корейская война, которая унесет десятки или даже сотни тысяч жизней.

Непонятно, какую позицию в случае масштабного конфликта займет Китай. Формально он является союзником КНДР и должен вступить в войну на ее стороне. Однако есть немало оснований полагать, что делать этого КНР не станет, ибо поведение Северной Кореи, и особенно ее ядерная программа, Пекин раздражают неимоверно. Воевать за КНДР сейчас в Китае мало кто хочет. Правда, нет сомнений в том, что Пекин станет поддерживать Северную Корею косвенно, в том числе предоставляя ей военную помощь - сколь бы сильно ни хотелось китайцам проучить Пхеньян, желание преподать урок Вашингтону сильнее. Китайская помощь будет означать затягивание конфликта. В итоге даже если война закончится поражением Пхеньяна, для Вашингтона и Сеула эта победа может оказаться пирровой. Кроме того, существует опасность, что руководство КНДР, столкнувшись с перспективой полного разгрома (учитывая соотношение сил в области обычных вооружений, разгром Севера - наиболее вероятный сценарий), решится на применение ядерного оружия.

Акция протеста против политики США в отношении КНДР, устроенная возле американского посольства в Сеуле. 12 апреля 2017 года

Акция протеста против политики США в отношении КНДР, устроенная возле американского посольства в Сеуле.

Таким образом, США, нанеся удар ради купирования гипотетической угрозы со стороны Северной Кореи, обнаружат себя втянутыми в полноценный военный конфликт, по масштабу сопоставимый с Вьетнамской войной. При этом, в отличие от Китая, США не смогут уклониться от участия во Второй Корейской войне: части американских вооруженных сил уже находятся на территории Кореи и скорее всего станут одной из главных целей северокорейской атаки. Вдобавок этот конфликт, как уже было сказано, имеет некоторые шансы перерасти в ядерную фазу.

Большая война в Корее будет означать осложнение экономического положения в США и, главное, заметные людские потери, которых в современных развитых обществах избиратели обычно не прощают. Счет жертвам войны будет идти на тысячи, и это может весьма дорого обойтись и Трампу, и его окружению.

Даже если Вторая Корейская война быстро закончится перемирием, последствия ее для Вашингтона все равно будут печальными. Сеул почти полвека живет в зоне досягаемости северокорейской тяжелой артиллерии, но это не создавало для горожан серьезных проблем. Поэтому им сложно будет понять логику, по которой призрачная угроза обстрела территории США заставила американцев развязать конфликт, приведший к разрушению столицы Южной Кореи. У граждан этого государства сформируется мнение: Соединенные Штаты для них не столько гарант безопасности, сколько источник проблем. Это, в свою очередь, крайне негативно отразится не только на американо-южнокорейских отношениях, но и на всей системе военных союзов США в целом. К развалу альянса Вашингтона и Сеула удар по северокорейским объектам может привести даже в том случае, если он не спровоцирует большой войны.

Впрочем, все описанное выше является, подчеркнем еще раз, не более чем теоретизированием. Американское руководство осознало, что между Сирией и КНДР немалая разница и что удар по Корее слишком опасен. Поэтому описанный выше сценарий имеет мало шансов воплотиться в жизнь. Сейчас американцы блефуют, отчасти пользуясь сложившейся репутацией Трампа как непредсказуемого президента. Десятилетиями «карту непредсказуемости» искусно разыгрывал Пхеньян, а сейчас, кажется, наступила очередь Вашингтона.

Андрей Ланьков, профессор университета Кукмин (Сеул)

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Ланьков
Северокорейский атом: насколько он опасен?
Известный кореевед Андрей Ланьков о реальных и надуманных угрозах исходящих от Северной Кореи
21.02.2013
Все статьи Андрей Ланьков
Последние комментарии
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 04:10
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 00:23
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24