Соединенные Штаты, уходя с Ближнего Востока, делают это во многом вынуждено. Их основной противник на этом историческом отрезке находится слишком далеко от региона, и у Америки просто нет возможностей доминировать везде. США и так уже ослабили свое присутствие в Латинской Америке, позволяя латиноамериканским социалистам с резко антиамериканским настроем проводить более самостоятельную политику, теперь приходит время не менее значимой территории.
Израиль, весьма нервно относящийся к проблеме собственной безопасности, вынужден искать другие варианты и другие опоры, позволяющие ему продолжить существование во враждебном окружении. Тактически Израиль извлек из Арабской весны определенные выгоды, главная из которых - ликвидация химического оружия Сирии, которое было создано только против Израиля и никого иного. Однако в средне- и долгосрочной перспективе положение Израиля, безусловно, ухудшилось. Его противники устояли и усилились. И "Хезболлах", и Иран после сирийской войны будут выглядеть для израильтян куда более серьезными врагами, а если Ирану удастся вынудить капитулировать аравийских шейхов, положение еврейского государства станет угрожающим.
Приезд израильского премьера Беньямина Нетаньяху в Москву внешне выглядит попыткой извлечь на волне успеха от ликвидации сирийского химического оружия выгоду от ликвидации иранской ядерной программы. Однако Израилю практически нечего предложить Москве в обмен на ее более жесткую позицию на встрече «шестерки» и Ирана. Судя по заявлениям Нетаньяху, он предлагал Путину поддержку в российских проектах в регионе, но Россия ограничена в своих возможностях, и те приобретения, которые она делает, достигнуты без помощи Израиля. Буквально вчера Россия получила право разработки сирийского шельфа, а позавчера национальная иранская компания заявила о своем предбанкротном состоянии. Это означает, что иранский газ в обозримом будущем не появится на стратегически важном для нас европейском рынке.
Поэтому приезд Нетаньяху носит во многом дежурный характер, хотя есть
тактические результаты по конкретным экономическим вопросам, ничего
принципиально нового израильский премьер не добился, да и не мог
добиться.
Скорее всего, израильское руководство отдает себе отчет в том, что свои
проблемы ему придется решать самостоятельно. Неудивительно, что министр
иностранных дел Либерман был вынужден сделать весьма жесткое заявление,
касающееся стратегических планов Израиля:
"Связи между Израилем и его главным стратегическим партнером -
Соединенными Штатами - ослабли. Вам это понятно. Американцы могут
столкнуться со слишком большим количеством вызовов - Северная Корея,
Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Сирия, Египет и Китай. Кроме того, у
них также множество внутренних экономических проблем. В этой связи я
задаю вопрос: каково же наше место на международной арене?" - сказал
дипломат в среду, выступая на общественном форуме в Сдероте.Скорее всего, в этом разрезе и нужно рассматривать вчерашний приезд
премьера Нетаньяху в Москву. Израиль пытается найти замену Соединенным
Штатам, пусть и менее адекватную. СССР и Россия играли не самую заметную
роль в регионе во все времена. "...Даже в советский период Москва
играла в этом регионе лишь роль спойлера, ставящего палки в колеса. На
сегодняшний день ее экономика основана практически лишь на нефти, а
российские технологии второсортные. Это субстандартная держава," - пишет
Financial Times. Однако, похоже, такой расклад вполне устраивает
Соединенные Штаты и Обаму в сложившихся обстоятельствах.
Американская стратегия "полутора опор" на Ближнем Востоке в 70 годы,
когда старшим партнером был Иран, младшим - Саудовская Аравия, а
союзником - Израиль, меняется на стратегию «трех соперников», где регион
и его безопасность будут контролироваться тремя силами, каждая из
которых испытывает серьезные трудности для того, чтобы усилиться за счет
других.
Ирану предстоит пройти тяжелый и сложный путь экономического подъема и
модернизации, который займет от одного до полутора десятилетий. При
этом в нем уже сейчас заметны сложные противоречия между новым
поколением иранцев и консервативным старшим. Россия не в состоянии стать
полноценной заменой США в вопросе создания системы безопасности региона
просто в силу еще не завершившихся внутренних реформ. Израиль же с его
незначительной территорией не зря называют иногда «страной одной бомбы»,
намекая на предельную уязвимость в случае полномасштабного
регионального конфликта.
В этом смысле Обама уходит если не с легким сердцем, то с пониманием того, что ближайшие полтора десятилетия США нечего беспокоиться за свое положение на Ближнем Востоке - просто нет той силы, которая сможет их адекватно заменить. Полтора десятилетия - это тот срок, когда Америка должна победить Китай. Если победит, то вернется и на Ближний Восток. Проиграет – возвращаться будет некому.