Итоги выборов в Германии
комментирует политолог, член Общественной палаты, проректор Российского
экономического университета им. Плеханова Сергей МАРКОВ
- Говорить, что победа Меркель стала триумфальной, всё же пока нельзя. Да, она сама и её партия выиграли, но их союзники - свободные демократы - проиграли. То есть, объединение ХДС-ХСС в основном забрало голоса своих прежних партнёров по коалиции.
Теоретически, может быть сформировано парламентское большинство, которое и не будет включать партию Меркель.
Главные соперники ХДС-ХСС - СДПГ (получившая на 46 мест в бундестаге больше, чем в прошлый раз) вместе с левыми (бывшими коммунистами Восточной Германии) и «зелёными» могут выстроить коалицию тоже - у них вместе 319 мест.
Меркель обязательно требуется поддержка Социал-демократической партии Германии. Конечно, вряд ли социал-демократы решатся на союз с бывшими коммунистами, и, скорей всего, широкая коалиция состоится. Но в этом случае, как ни парадоксально, уверенная победа Меркель приведёт к ослаблению её власти, и это очевидно. То есть возникла ситуация, когда у Меркель может возникнуть много проблем, и ей придётся делиться портфелями с социал-демократами, как в 2005-м году.
Получается, что победа ХДС-ХСС совсем не безусловная, не безоговорочная.
Я бы сказал так: немцы радуются, что у них есть Меркель, которая лучше, чем лидеры других государств в Европе. Однако многим немцам не нравится нынешняя модель развития капитализма в Германии и в Европе вообще. И к сегодняшней стратегии европейской интеграции они относятся весьма критично. Это и показали результаты выборов.
Немало немцев ищут альтернативные модели капитализма. Поэтому так много набрала голосов партия «Альтернатива для Германии» - 4,7%, едва не попав в парламент. Да и бывшие коммунисты из Левой партии получили сильную поддержку, завоевав 64 места и показав третий результат.
Безусловно, немцы очень высоко оценивают лично Меркель, именно это и принесло такой замечательный результат её партии. Но альтернативные партии в Германии в целом увеличили своё политическое влияние.
Россию устроит любой вариант коалиции в бундестаге. Мы в любом случае сохраним ровные позитивные отношения с Германией, как и сейчас при канцлере Меркель. Но назвать её большим союзником России нельзя - временами она занимала и критическую позиции по отношению к нам. Однако по некоторым очень важным вопросам Меркель действовала так, как нужно России: например, она заняла твёрдую позицию на саммите НАТО в Бухаресте против втягивания Грузии и Украины в Северо-Атлантический альянс.
И сейчас по сирийскому кризису Меркель тоже заняла чёткую и ясную позицию - воевать Германия не будет.