Даже если предположить, что обвиняемый действительно является организатором преступления, главный вопрос пока так и остаётся без ответа. Стоял ли кто-либо за Царнаевым или он задумал и осуществил задуманное самостоятельно.
Судя по материалам американской печати, следствие больше склоняется к тому, что Царнаев был террористом-одиночкой, набравшимся идей джихада в интернете. Кому-то может показаться, что принять такую точку зрения гораздо комфортнее - ведь куда легче справиться с одним преступником, чем вести тайную войну с террористической сетью. Однако не все так просто. Профессионалы прекрасно знают, что если с организацией можно бороться, то эффективного способа противостоять организационно не связанным между собой фанатикам нет.
Концепция «индивидуального джихада», когда террористические акции совершают люди, не входящие ни в какие организации, все чаще озвучивается на соответствующих сайтах и форумах - и нельзя исключать, что она может иметь немало сторонников. По крайней мере, вскоре после теракта в Бостоне в джихадистском онлайн-журнале Inspire (можно перевести как «побуждение», «призыв») появилась статья, в которой утверждалось, что Царнаева вдохновили идеи, о которых он прочел в издании, и что он действовал точно по инструкции, предлагаемой джихадистам-одиночкам.
Inspire с 2011 года издаёт «Аль Малахим медиа» - пропагандистское подразделение «Аль-Каиды» на Аравийском полуострове» (AQAP). Периодичность - раз в 7-10 месяцев, объём - примерно 70 страниц. Сам факт того, что AQAP выпускает столь объёмный англоязычный продукт, посвящённый главным образом идеологии и методам индивидуальных террористических акций, говорит о многом.
Будущее джихада, по мнению авторов Inspire, тесно связано с незамысловатыми актами террора, осуществляемыми обычными людьми - так называемыми «людьми базара и улицы».
Авторы издания хорошо известны. Это находящиеся в розыске боевики, связанные с AQAP и ядром «Аль-Каиды». Среди них граждане США Анвар аль-Авлаки (предположительно убит), Самир Хан и Адам Гаадан, лидеры «Аль-Каиды» Осама бин Ладен (предположительно убит) и Айман аль-Завахири, а также сирийский стратег-джихадист Абу Мусаб аль-Сури.
AQAP продолжает делать упор на «джихад широких масс», когда обычные люди осуществляют теракты с применением простых подручных средств. Об этом говорится во всех изданиях журнала, проводящего линию на отход тактики AQAP от первоначальной оперативной модели «Аль-Каиды» - с гораздо более чувствительными и при этом более сложными для исполнения акциями, которые планировались высшим руководством организации.
В журнале даётся ссылка на аль-Сури, автора известной работы «Школа индивидуального джихада и маленькие ячейки», обращающего внимание на важность инициатив и индивидуальных действий, которые приносили успех на протяжении всей истории ислама.
«Больше нет возможности действовать старыми методами и с использованием старой модели, через тайные, построенные по иерархическому признаку организации. Создавать подобные структуры - особенно после 11 сентября и начатой Америкой кампании, в результате которой большинство тайных организаций было разгромлено, - пустой и опасный труд».
Зато «нападения одиноких волков», пишет журнал, ведут к военному, политическому и образовательному успеху, поскольку заставляют выбранные в качестве целей государства постоянно менять политику и законодательство в области безопасности и сеют панику среди населения. К тому же остановить и предупредить акты индивидуального джихада - непосильная задача для западных спецслужб.
Во втором издании журнала под шапкой «Джихад из открытого источника» опубликованы рекомендации, названные «руководством для тех, кто ненавидит тиранов». Туда вошли советы, как совершать простые атаки и элементарные правила безопасности и конспирации.
Обращает на себя внимание статья, автор которой некий Яхья Ибрахим (однофамилец известного радикала канадского происхождения). Называется работа «Окончательная сенокосилка» (The Ultimate Mowing Machine). Материал, проиллюстрированный фотографией полноприводного грузовика, рекомендует всем желающим осуществить индивидуальный акт джихада следующим образом: прикрепить толстые лезвия к переднему бамперу грузовика и врезаться в толпу.
Ибрахим советует брать с собой огнестрельное оружие - чтобы «закончить работу», убив максимальное количество людей и застрелившись самому. Подобные акции, по его мнению, можно рассматривать в качестве примеров мученичества, поскольку шансы уйти после такой атаки минимальны.
Он также говорит, что наряду с тактикой выкашивания мирных людей с помощью снабженного лезвиями грузовика вполне оправдывают себя акции с использованием огнестрельного оружия. Наподобие тех, что совершили на военной базе в Техасе Нидаль Хасан (октябрь 2009 года) и в армейском вербовочном центре Литтл Рок Абдулхаким Муджахид Мухаммад (июнь 2009 года). Возможно, это первое упоминание Мухаммада AQAP и говорит о том, что боевики признали правдивым его признание, что он действовал в интересах «Аль-Каиды» в Йемене.
Развивая тему персонального джихада, Ибрахим пишет: «Выберите оптимальное место акции. Например, произвольный удар в переполненном в обеденное время ресторане в Вашингтоне, округ Колумбия, может убить несколько правительственных чиновников. Чиновники - это главная цель, к тому же их уничтожение привлечет повышенное внимание СМИ». Он считает, что огнестрельный вариант предпочтительнее тем, что не требует никакой подготовки и помощников, поэтому спецслужбам крайне трудно предотвратить такой теракт. «Все, что вам потребуется, - это оружие, боеприпасы и точка наблюдения».
Ибрахим вкратце упоминает, что люди, имеющие химическое или биологическое образование, могут самостоятельно изготовить оружие массового поражения, в том числе ядовитые газы нервнопаралитического действия и биологические агенты наподобие токсина ботулизма. Люди, не имеющие опыта, могут использовать яды типа рицина или цианида.
Завершая свою статью, Ибрахим так суммирует наступательную методологию AQAP:
«Самая эффектная операция ещё будет совершена. В её основу будет положена до сих не известная нашим врагам инновационная идея, которая позволит добиться максимального числа жертв или, что не менее важно, максимального экономического урона».
В другой знаковой статье Inspire «Новая мардинская декларация» (автор - Анвар аль-Авлаки) обрушивается с критикой на фетву, выпущенную два года назад международной группой мусульманских учёных на конференции в Мардине, Турция. Ученые осудили джихадистскую идеологию, подвергнув критике взгляды известного учёного Ибн Таймии (около 1300 года) по поводу обязанности изгнания захватчиков с мусульманских земель. Ответ аль-Авлаки свидетельствует о болезненной реакции джихадистов на критику их идеологической платформы. AQAP очень серьёзно относится к борьбе на идеологическом поле, что понятно: любой успех привлечёт новых рекрутов, готовых к проведению акций в интересах AQAP в своих странах, в том числе и на Западе.
И методов борьбы с подобной идеологией в рамках текущей - пусть даже деформированной за последнее десятилетие - западной политической матрицы, повторимся, не существует.