25 июня лидер Республиканской народной партии - самой крупной оппозиционной партии Турции - Кемаль Кылычдароглу заявил, что в ближайшие дни намерен представить доказательства того, что турецкое правительство послало в Сирию грузовики с оружием, предназначенным для террористической группировки «Исламское государство Ирак и Левант» (ИГИЛ), воюющей против правительственных войск.
Выступая на заседании парламентской фракции РНП, Кылычдароглу подверг резкой критике правящую Партию справедливости и развития (ПСР) за ее поддержку ИГИЛ и других группировок, воюющих против Сирии. Он обвинил правительство Турции в том, что при его негласной поддержке две недели назад боевики захватили в Мосуле на севере Ирака около 100 турецких граждан.
«Мы до последнего дня продолжали требовать от правительства
прекратить посылать туда (в Сирию - авт.) оружие, - цитирует
Кылычдароглу турецкий еженедельник «Заман». - Туда ушли сотни
грузовиков, доверху груженых оружием. В ближайшие дни мы предоставим вам
полную и документально подтвержденную информацию. Широкая публика
узнает, как именно происходит отправка оружия - и узнает об этом в
мельчайших подробностях»
По мнению лидера оппозиционной партии, резкое обострение обстановки на
севере Ирака, где начиная с первых чисел июня боевики захватывают один
город за другим, негативно скажется на Турции. «И виноват в этом Реджеп
Тайип Эрдоган, - говорит Кылычдароглу, по мнению которого политика,
проводимая Турцией на Ближнем Востоке, разрушила имидж страны на
международной арене.
Возмущение оппозиционного лидера вызывает тот факт, что Эрдоган даже не называет «Исламское государство Ирак и Левант» террористической организацией, хотя именно боевики ИГИЛ взяли в заложники турецких граждан. В их числе - генеральный консул Турции в Мосуле Озтюрк Йылмаз, солдаты-спецназовцы, дипломаты, дети, водители-дальнобойщики и рабочие.
Политика правительства Эрдогана на Ближнем Востоке, особенно на сирийском направлении все чаще становится объектом критики оппозиционных СМИ, к которым относится и еженедельник «Заман», связанный с движением известного исламского проповедника Фетхуллы Гюлена.
В свою очередь Эрдоган обвиняет гюленистов, которых еще называют «нурджистами» (от турецкого слова «нурджулар» - просвещенные, просветленные) в подрывной деятельности против устоев государства.
Возможно, испортившиеся некоторое время назад отношения между Эрдоганом и Гюленом во многом объясняют потоки взаимных обвинений в СМИ, но ближневосточную политику Турции действительно трудно назвать успешной.
На днях университет Фатих в Стамбуле презентовал доклад по итогам опроса проведенного среди представителей интеллектуальных элит Ирака, Египта, Сирии, Туниса, Израиля, Ливии и Палестинской автономии, которым было предложено высказать свое мнение по поводу политики Турции на Ближнем Востоке. В опросе приняли участие ученые, журналисты, политики и бизнесмены - всего 500 человек.
49 процентов респондентов считают, что цели, которые ставит перед собой Турция на международной арене, не соответствуют ее реальным возможностям. В результате, говорится в докладе, из страны, еще недавно провозгласившей принцип «ноль проблем с соседями», Турция превращается в активного участника региональных конфликтов.
Все это вредит международному имиджу страны. В 2013 году большинство участников аналогичного опроса назвали Турцию главным региональным игроком, теперь же первое место в списке наиболее влиятельных стран занял Иран.
При этом в глазах ближневосточных элит Турция по-прежнему остается привлекательной страной и часто - даже образцом общественно-политического устройства. Очевидно, это связано с демократическим и светским характером Турецкой Республики, чего нельзя сказать о большинстве других государств региона.
Очень показательно, что 86 процентов участников опроса считают, что арабская весна провалилась, так и не достигнув своей цели: демократизации стран Ближнего Востока. Причем 36 процентов респондентов объясняют это отсутствием необходимой помощи со стороны Запада, а 20 процентов - традиционным отсутствием демократических традиций и недостатком политической культуры.
Турция по-прежнему предсказуема - на фоне ухудшающейся общей ситуации в регионе такая характеристика звучит как высшая оценка. И все же Анкаре следует как можно скорее пересмотреть свою внешнюю политику, иначе ее оттеснят с первых ролей, предупреждают авторы доклада. Вместо того, чтобы пытаться влиять на события в других странах, правительству следует сосредоточиться на внутренних делах - например, на проблеме курдского и алавитского меньшинств.
Но пока что, если верить оппозиционным СМИ, турецкое правительство
пытается закрыть доступ к любой информации о случившемся в Мосуле. При
этом власти обвиняют оппозицию в том, что она провоцирует официальную
Анкару на негативные комментарии в адрес ИГИЛ, тем самым ставя под
угрозу жизни захваченных в Ираке турецких граждан.
Профессор международных отношений стамбульского университета «Кадыр Хас»
Соли Озель в интервью газете «Нью Йорк Таймс» заявил, что не может
отделить события в Сирии от событий в Ираке. Политику Турции в регионе
профессор «назвал оторванной от реальности, наглой и упертой», а взятие
боевиками Мосула - закономерным итогом этой политики.
Другой турецкий аналитик - Синан Ульген из фонда Карнеги в Брюсселе - обращает внимание на молчание Анкары по поводу недавнего взятия Киркука (центр нефтеносного района на севере Ирака) курдскими вооруженными формированиями, тогда как еще совсем недавно реакция турецких властей на такое событие была бы предельно острой.
По мнению Ульгена, это объясняется тем, что сегодня Турция рассматривает иракских курдов как единственных возможных союзников в стране, стоящей на пороге новой гражданской войны.
Возможно, турецкие власти начинают понимать опасность происходящего. В этом месяце Турция - через полтора года после США - признала «Джабхат ан-Нусра» террористической организацией, а в прошлый вторник Эрдоган вновь призвал европейских лидеров сделать все, чтобы джихадисты из их стран не могли свободно ездить в Ирак и Сирию через турецкую территорию.
Есть и экономические резоны. В 2013 году турецкий экспорт в Ирак достиг 12 миллиардов долларов - больше турки экспортируют только в Германию. Сейчас на границе с Ираком стоят сотни большегрузных грузовиков, и есть вероятность, что до потребителя они так и не доедут.
Расчет на то, что, поддержав и возглавив арабскую весну, Турция станет признанным лидером в исламском мире, оказался неверным. Теперь вместо того, чтобы получать миллиардные прибыли от торговли с Ираком и Сирией, Турция тратит миллиарды на иракских и сирийских беженцев, поток которых все увеличивается.
Иначе говоря, сегодня турки платят за то, что арабская весна так и не стала летом.