На территории Истринского района есть один бывший храм дореволюционной постройки, который хорошо сохранился, но еще не передан Русской Православной Церкви. Речь идёт о Благовещенской церкви в имении Гликерии Александровны Коротаевой около села Покровское-Рубцово Звенигородского уезда (ныне пос. Пионерский).
В Истринском благочинии среди храмов дореволюционной постройки Благовещенская церковь самая молодая. Она была построена в 1913 г. на средства владелицы имения Гликерии Коротаевой. Богослужения в Благовещенском храме проводились всего несколько лет, в первые годы советской власти он был закрыт. Поэтому о нем немногие знают, хотя он находится совсем недалеко от г. Истры. Ни на одной географической карте отметки храма не найти, его расположение показано на современной карте.
После смерти мужа Г.А. Коротаева Она решила сделать для людей большое доброе дело. Она купила у купца Т.С. Морозова землю в Звенигородском уезде около с. Покровское-Рубцово. Приобретено было 8 десятин. Капитальных строений на ней не было, Гликерия Александровна решила построить большой усадебный дом с прицелом, что после ее смерти в нем разместится больница.
Строительством усадебного дома вдова решила не ограничиваться. Несмотря на то, что на расстоянии менее одной версты находился храм в с. Покровское-Рубцово, Гликерия Александровна захотела в своем имении построить домовой храм. Автором проекта был тот же архитектор И.И. Рерберг, помощником был молодой архитектор В.К. Олтаржевский. Церковное здание соединялось переходом с усадебным домом.
Сооружение храма началось одновременно со строительством усадебного дома и продолжалось два года. Храм был освящен в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, произошло это 8 октября 1913 г.
Храмоздательница до закрытия своего храма не дожила, умерла 23 февраля 1917 г. (по новому стилю это 8 марта). Была похоронена в склепе, устроенном под Благовещенской церковью. На храм и причт она завещала 70 тыс.руб., которые были переданы в виде ценных бумаг.
В 1919 г. в имении Коротаевой открылся туберкулезный санаторий, он получил имя писателя А.П. Чехова. Тогда же очевидно была закрыта Благовещенская церковь. Вскоре после открытия санатория в помещении домовой церкви была устроена столовая и гостиная.
Санаторий действовал до июля 1941 г. В 1954 г. санаторий стал относиться к Министерству среднего машиностроения СССР, обслуживающему работников атомной энергетики. Он стал называться «санаторий Истра».
В последние годы санаторий переживал трудные времена. В 2017 г. недвижимость купила сеть отелей AMAKS Hotels&Resorts. Санаторий теперь стал называться отель «Новая Истра».
Мне довелось побывать в отремонтированном здании. Внешне все выглядит великолепно. Неяркий свет, вся отделка в приятных бежевых тонах. Потолок, колонны остались прежними. А вот на месте бывшего алтаря произошли изменения: в центре на возвышении находится большая округлая конструкция наподобие чаши с красным бантом. Пол в бывшей церкви выложен плиткой под мрамор, потолок высокий, выглядит шикарно. Вместо чугунной лестницы сделана современная винтовая. Порадовала надпись на стене напротив бывшего алтаря: «С благодарностью основательнице санатория Гликерии Коротаевой». Хорошие слова. Стоит дата: 2023 г.
Можно было бы сказать, что все замечательно, если бы не ложка дегтя. Слева от бывшего алтаря, внутри северо-восточной угловой башенки, устроена небольшая туалетная комната!

Не хотелось верить своим глазам. Какое кощунство для верующих людей! Устроить отхожее место рядом со святым местом – это надо же было додуматься. Это прямое оскорбление памяти Гликерии Александровны Коротаевой, которая построила великолепное здание, чтобы люди в нем молились, а не справляли нужду. Как говорят в народе: «от такого она бы в гробу перевернулась». После этого слова благодарности в адрес основательницы санатория, показанные на стене, выглядят просто насмешкой, издевательством.
Казалось бы, подобные безобразия, привычные в советские годы, в наше время давно ушли в прошлое. Ведь десятилетия прошли с тех пор, как сменилась власть в стране, сколько храмов открылось. И вот такое увидеть в современном отеле. Встает вопрос: а когда был устроен туалет в помещении бывшего храма, кто додумался до этого? Опрос людей, ранее бывавших в церковном здании, не привел к единому мнению. Некоторые люди говорили, что в советские годы туалета не было. Но нашелся один человек, который заявил, что в 2017 г. видел туалет рядом с бывшим алтарем. Возможно, он был устроен в советские годы, это было бы неудивительно.
Является ли устройство туалета в памятнике, находящемся под охраной государства, нарушением закона? Судить об этом не юристу трудно, пусть с этим разбираются специалисты, компетентные органы. Но здесь есть и другая сторона, не менее важная – общественная, моральная. Хотелось об этом высказать свое мнение.
Каждый культурный и уважающий традиции нашей страны гражданин должен знать, что соседство туалета со святым местом недопустимо, это оскорбляет чувства верующих людей. Это понимают и люди другой веры, те же мусульмане. Очень странно и огорчительно, что таких людей не оказалось среди новых хозяев отеля. Когда планировался ремонт церковного здания, можно было заказать проектировщикам убрать туалетную комнату (особой нужды в ней не было, туалеты есть неподалеку). Но почему-то это не было сделано.
Но что теперь искать виноватых, разбираться в том, почему такое произошло. Выяснять, был ли тут чей-то злой умысел или простое головотяпство, неграмотность людей, принимающих решение и не понимавших, что это заденет (не может не задеть) чувства верующих людей. Важно другое: чтобы хозяева отеля «Амакс» поскорее осознали свою ошибку (хотелось бы верить в то, что это просто ошибка, а не злой умысел) и приняли необходимые меры к ее устранению, к сожалению, на данный момент руководство «Амакса» не идет ни на какие контакты с православными верующими. Также на просьбу верующих послужить молебен на престольный праздник храма – Благовещение – последовал отказ.
В нашей стране в 2010 г. принят закон о реституции: «О возвращении религиозным организациям имущества религиозного назначения». Хотелось бы, чтобы и в отношении Благовещенской церкви восторжествовала историческая справедливость. Желательно, чтобы это произошло мирным путем, без суда и скандала. Начать следует с закрытия оскорбительной туалетной комнаты рядом с бывшим алтарем (а потом ее и вовсе демонтировать). И уже сейчас можно на втором этаже бывшего храма (там, где расставлены стеллажи с книгами) оборудовать временную молельную комнату.
Такое развитие событий было бы правильным, справедливым решением. Тогда можно будет сказать, что не зря Гликерия Александровна Коротаева потрудилась, построив храм для молитвы. На службах в Благовещенской церкви люди будут с благодатностью поминать имя храмоздательницы. Это будут искренние выражения чувств верующих в противовес благодарным словам на стене, которые в нынешней ситуации смотрятся как издевательство.
Сергей Павлович Носиков, краевед
Подробно история храма описана в моей статье.


