Давайте разберём работу политэкономического инструментария на примерах стран с разной пропорцией прошлого и настоящего труда и его влияния на финансовую систему и уровень жизни.
Яркий пример наличия огромного запаса прошлого труда и практически отсутствия настоящего труда.
Запасов нефти в Венесуэле при нынешнем темпе добычи хватит на 500 лет. Это классическая квазиэкономика.
Народ или не работает, или просто ходит на работу. Минимальная зарплата 3 доллара в месяц. Народ сидит на импорте за нефтепродукты. Инфляция пятьдесят процентов в год. Финансовая система выполняет функцию распределения товаров и услуг, поступающих по импорту.
Страна с обратной пропорцией по отношению к Венесуэле прошлого и настоящего труда это, конечно, Япония.
Полезные ископаемые закупаются со всего мира. А вот настоящего высококвалифицированного труда просто море. Этот труд накапливается в высоколиквидном товаре и услугах и экспортируется по всему миру, принося колоссальную выручку. Это позволяет Японии иметь безинфляционную экономику, кредиты под низкий процент, иметь трежериз (государственные долговые ценные бумаги) на сотни миллиардов долларов.
Третья уникальная страна – это островное государство Науру. Оно имело колоссальные запасы фосфатов для производства минеральных фосфорных удобрений. За два поколенья их исчерпали и теперь это нищая разоренная страна, хотя совсем недавно была первой в мире по ВВП на душу населения. Власти не смогли создать резервы прошлого труда, чтобы пользоваться настоящим. Это участь всех сырьевых экономик.
Самым ярким примером механизма разграбления ресурсов может стать предприятие по добыче золота.
Государству принадлежит только участок. А сам завод, техника, технология – всё импортное. Если используются местные работники, то только на низкой квалификации. В итоге всё золото уходит за границу на оплату заёмных средств, которые были истрачены на создание предприятия. У Государства может быть доля в уставном капитале и весьма скромная.
Таким образом, западные машиностроительные предприятия, аккумулируя труд своих работников в золотодобывающей технике и оборудовании, экспортируя в сырьевые страны, превращают это всё в чистое золото. Хотя это оборудование можно было производить внутри страны и золото б никуда не утекло.
Ваучерная приватизация привела к смене собственников прошлого труда и как следствие утрачены компетенции, традиции, технологический задел. Пострадало машиностроение, автомобилестроение, станкостроение и не только.
В сельскохозяйственном производстве системообразующим предприятием должен быть Компостный двор, на котором круглый год производится удобрение для растениеводов из отходов животноводства. Но компетенции вермикомпостирования так же были утрачены в лихие девяностые.
США. Чтобы понять влияние США на мировую экономику необходимо проанализировать причины и следствия Великой депрессии и последующих за ней экономических кризисов.
Много написано о том, какая была хронология Великой депрессии, но я вижу, что причиной этого события стал финансовый мультипликатор.
Что такое финансовый мультипликатор?
Объяснить постараюсь на простом примере. У нас на полянке стоят десять человек, и они попросили одиннадцатого их пофотографировать с кирпичом. Но кирпич один. У этого одиннадцатого мало времени и поэтому он попросил всех стать в круг и этот кирпич передавать по кругу и фотографировать.
В результате получилось десять фотографий на десять человек с кирпичом. Все люди разные, а кирпич один и тот же.
Теперь расшифровываю.
Полянка — это банк.
Десять человек — это клиенты банка.
Фотограф — это сотрудник банка.
Ну и кирпич — это деньги, которыми все пользуются.
Фотографии — это кредитные договора.
Так вот, когда эти фотографии увидели люди с других полян, то они решили, что у десяти разных человек десять разных кирпичей. Хотя кирпич был один и фотограф подтвердил, что один.
То, что один и тот же кирпич находится на десяти фотографиях это и есть мультипликация.
Другими словами, если экономическое взаимодействие участников деятельности согласовано, синхронизировано, то мультипликация и есть материальный носитель этих качеств во времени. И можно обходиться малым количеством денег в рамках банковской системы. Но если кто-то, получив кирпич, выйдет из круга, то внезапно выясняется, что фотографий с кирпичом больше не будет. И необходимо срочно искать этот кирпич.
Так случилось в США накануне кризиса. Когда в погоне за покупкой дорожающих акций, люди закладывали свои дома, землю и прочие активы.
А потом так увлеклись, что начали дешеветь дома и земля, и банки потребовали от заёмщиков дополнительного обеспечения подешевевшего залога. А так как денег дополнительно никто не печатал из-за золотого стандарта, то рухнула вся экономика.
Отсюда вывод, что при увеличении мультипликатора экономика замедляется и попадает в риски, потому что кирпич один, и кто-то может психануть, и скорость фотографирования снижается, а чем больше кирпичей, тем быстрее можно фотографировать и не бояться, что кто-то уйдёт с кирпичом.
Так вот – для предотвращения подобных кризисов на лужайке стоит КАМАЗ с кирпичами (федеральный резерв).
И он следит, чтобы кирпичей хватало как для американской, так и европейской лужайки. Резервные валюты давно перестали быть деньгами в традиционном понимании – это индекс, соотношение прошлого, настоящего и будущего труда.
Но когда финансовый мультипликатор на минимальных значениях, то финансовые спекулянты, томно курят в сторонке. Это значение коэффициента порядка 5-7. Перед очередным кризисом оно доходит до 17-20.
Другими словами, если один кирпич на 20 человек, то все начинают нервничать, и чтобы снять это напряжение дают им на время в долг с КАМАЗа (ФРС) ещё четыре кирпича. Фотографируйтесь на здоровье. Ну, так есть пять кирпичей на 20 человек, и они справляются, так куда деваются кирпичи, если через время остаётся лишь один кирпичик на 20 человек?
Ответ простой: это рынок государственных облигаций.
Как это работает?
Вы открываете счёт в банке на миллион долларов. И банк предлагает вам купить трежериз на 950 тысяч. Вы берёте эти облигации и под них берёте кредит 900 тысяч долларов и снова покупаете трежериз и повторяете эту операцию много раз. У вас коэффициент мультипликации может быть порядка 50 единиц. Зато даже при низкой доходности можно получать хорошую прибыль на вложенный миллион долларов. Но есть нюанс.
Если трежериз подешевеют на 2%, то банк потребует 100 тысяч долларов обеспечения кредита.
И чтобы этого ни случилось ФРС дополнительно проводит аукционы по размещению госдолга, скупает трежериз и даже скупает активы, от которых зависят трежериз.
И даже занимает банкам деньги для покупки трежериз. ФРС создаёт финансовые условия для монетизации прибыли, потому что деньги, которые выручены от продажи гособлигаций, идут для выплат зарплат госслужащих, пенсий и других гособязательств.
Другими словами, расширяется круг пользователей кирпичом.
А это, как мы знаем, приводит к увеличению финансового мультипликатора.
Формирование рынка государственных заимствований ознаменовало собой конец Великой депрессии в США.
С тех пор при наступлении кризиса ФРС забирает с рынка на свой баланс весь деривативный мусор, меняя его на облигации или деньги. А потом, когда ставки упадут вместе с финансовым мультипликатором, возвращают обратно это, но более упакованным с хорошим апгрейдом. Давая ещё один шанс компаниям закрепиться на фондовом рынке. Так, в кризис 2008 года ФРС немного растерялась и прохлопала банк Лемон Бразерс, а вот ипотечные агентства Фани Мери и Фреди Мак спасли и продолжают спасать до сих пор за счёт налогоплательщиков.
Фактически Лемон Бразерс подставил Федрезерв. Потому что ставка на падение стоимости жилья была застрахована трежериз.
США 2. И когда жильё стало дешеветь, то Федрезерв должен был найти деньги для поддержки бумаг Лемон Бразерс. А это сумма около 300 миллиардов долларов. Аукцион по размещению трежериз на такую сумму привёл бы к снижению стоимости трежериз и тогда бы случился крах рынка гособлигаций. Осталось одно средство — это количественное смягчение (по-нашему – подвезти ещё кирпичей). И снизить ставку, чтобы все брали кредиты на покупку трежериз. Но это совсем другая история, хотя о том же – о финансовом мультипликаторе.
Почему это так важно. Да потому что есть реальные активы (кирпичи), а есть права на эти активы во времени (фотографии). А труд прошлый и настоящий – это реальный актив, а вот будущий труд может стать активом через долговой рынок (фотографию).
Но к нему нельзя относиться как к реальному активу. Хотя в банковской системе так не считают. Поэтому давно назрела необходимость реформы мировой финансовой системы, чтобы не было такого чудовищного обмана.
А обман заключается в том, что деньги по нашим законам являются движимым раздельным имуществом. А на Западе деньги — это спрос на ликвидность. Это непреодолимое противоречие, создающее несколько эмиссионных центров. И между ними неминуемо возникает конкуренция за клиентов.
Ещё в девятнадцатом веке при Царе в Европе были огромные объёмы российских ценных бумаг, рубль был основной валютой. Но это всё было обнулено Соединёнными Штатами. Своими фейковыми активами они создают кабалу реальным активам, что приводит к мировым кризисам.
США живут в долг, генерируя «фотографии». Госдолг по стоимости превышает стоимость всех мировых запасов нефти. Будет обвал доллара, и начнётся всё с рынка облигации (кризис доверия), а потом рухнет и товарная биржа. Потому что фотограф на полянке заберёт последний кирпич и уйдёт с ним в никуда. А народу придётся сделать свой кирпич и найти своего фотографа.
Экспорт энергоносителей происходит следующим образом. Затраты несутся в местной валюте. Потом после продажи валюта зачисляется в банк страны покупателя, а потом экспортёры продают валютную выручку за местные деньги, с которых платят налоги и несут затраты.
И так по всему миру. Фактически сырьевые экономики де-факто поддерживают доллар своим сырьём.
Потому как сырьё и деньги оказываются за границей. Всем этим может пользоваться импортёр сырья. А у страны экспортёра ни сырья, ни денег.
И самое главное – финансовый мультипликатор на значениях около двух. А это не позволяет стране развиваться. В середине девяностых через это прошла наша страна, потом при помощи ГКО – Государственных Краткосрочных Обязательств – начали поднимать мультипликатор, что в итоге привело к дефолту.
А нужно было изменить финансовое обеспечение экспорта.
Импортёры для закупки наших товаров должны сначала продать доллары и купить рубли. А уже потом заключать сделки. В этом случае наше сырье поддерживает нашу валюту. Потому что без покупки рублей не купишь сырьё.
Рубль участвует в цикле производства, а доллар, которым оплачивается сырье, обеспечивает цикл потребления. Непоступление валюты от экспортёров может привести к кризису ликвидности в стране. Будут манипуляции курсами, продовольственный демпинг и многое другое, что в итоге может разрушить экономику государства.
Вячеслав Дмитриевич Величко, публицист