Уголовное дело о загадочном отравлении четверых детей из семьи Виноградовых в Красноярском крае предположительно Дихлофосом передано в суд.
Существует целых два научных доказательства того, что популярный аэрозольный инсектицид к этой страшной трагедии совершенно непричастен.
Первое доказательство вытекает из состава и свойств этого препарата. Современный Дихлофос не имеет ничего общего с дурно пахнущей субстанцией под таким же названием из 70-80-х годов прошлого века. Рецептура препарата поменялась коренным образом, и теперь он содержит совсем другие активные вещества – синтетические пиретроиды. Пиретрум – ромашка по латыни, а пиретроиды – «ромашкоподобные» вещества с уникальными свойствами: они очень эффективны против насекомых, а вот для человека – малоопасны. Из трех применяемых пиретроидов существенную токсичность проявляет лишь циперметрин, но его содержание очень мало: всего лишь 0,2%. Можно произвести несложный расчет и показать, что для смертельного отравления одного ребенка весом 10 кг потребовалось бы 2,5 г циперметрина,(летальная доза 250мг/кг). Но в двух баллонах Дихлофоса, которые отец Дмитрий Виноградов использовал для обработки своего дома было всего 1,4 грамма этого вещества – этого не хватит для отравления даже одного ребенка. И даже при условии, что ребенок употребит весь препарат внутрь!
Как же могут серьезные люди, называемые экспертами утверждать, что два баллона препарата, распыленные на большой площади, а не выпитые детьми могли вызвать такое?
Но у следствия «железный» аргумент: мы не нашли в доме ничего, кроме Дихлофоса. А может быть просто плохо искали? Пусть даже искали очень хорошо – есть множество быстроразлагающихся ядов, не оставляющих следов, и специалисты об этом отлично знают. Зачем все сваливать на Дихлофос, если эта версия не выдерживает критики?
Древние римляне говорили: «sapienti sat» – «умному достаточно». А для особо умных можно привести и второе доказательство, которое лежит у экспертов на столе, но они его не замечают. Дело в том, что химические анализы показали полное отсутствие Дихлофоса, точнее синтетических пиретроидов в трупах детей. Этот факт должен служить подтверждением того, что Дихлофос в сколько-нибудь существенном количестве в организмы детей не поступал. Это для нас с вами должен, а вот у наших сыщиков логика своя. Высказывается предположение, что яд без остатка «разложился» и поэтому не был найден. Но такое явление совершенно невозможно: синтетические пиретроиды являются устойчивыми веществами и быстро разложиться и бесследно исчезнуть они не могут.
Приведу лишь некоторые примеры.
Согласно ГН 1.2.3111-13 содержание циперметрина в мясе и молоке может достигать 0,02 мг/кг.
При введении в организм животных пиретроиды попадают в жировые отложения и мозг, причем из жировых тканей они выводятся на протяжении 3-4 недель.
Заметим, что речь здесь идет не о смертельных отравлениях животных, а о поступлении небольших доз инсектицидов при санитарной обработке против насекомых-паразитов. То есть при попадании пиретроидов в организм они там отлично сохраняются и легко обнаруживаются химическими методами. А вы, господа эксперты, ничего в трупах детей не обнаружили, и это является твердым доказательством того, что яд в сколько-нибудь значительном количестве туда не поступал!
Подведем итог: во-первых, смертельной дозы яда на месте преступления не было, поэтому отравление невозможно. Во-вторых, яд в организмах детей не найден, а это значит, что он туда и не поступал.
Прошу меня опровергнуть, господа эксперты и следователи, предоставьте ваши аргументы.
Но вместо научных доказательств начинается словесная эквилибристика.
«Компоненты инсектицидного средства ингаляционно, тактильно и перорально путем вдыхания воздуха с компонентами аэрозоля, всасывания через кожу и слизистые при соприкосновении с обработанными поверхностями попали в организм детей», – сказала «Ъ» помощник руководителя краевого управления СКР Лариса Нейланд.
Блестящая фраза! Зададим вопрос на засыпку: «Сколько же Дихлофоса поступило таким образом в организмы детей? Один миллиграмм, два или десять?» Сколько-то разумеется поступило, но это были такие микроскопические количества, что ваши прекрасные химические приборы ничего обнаружить не смогли. И ни один организм этого не почувствует. Для такого группового отравления нужны килограммы – по ГОСТу смертельная доза Дихлофоса для взрослого человека весом 100 кг составляет «свыше» 500 граммов. Миллиграммы от килограммов отличить можете?!
Напрашивается вывод, что виноват другой яд, которого вы не нашли и особой вины в этом ни для кого нет – такие случаи отравления неустановленным веществом известны в криминалистике.
Открытых статистических данных об этом немного, но имеющиеся цифры впечатляют. Только в Волгоградской области за 6 лет произошло 209 смертельных отравлений неустановленным веществом, причем тенденция эта растет!
Ни для кого не является секретом также и то, что некоторые деятели стремятся повышать раскрываемость преступлений не самыми достойными способами.
Самой опасной считается такая ложь, к которой подмешано немного правды. Определенная доля правды есть и в словах представителей следственных органов.
Микроскопические капельки аэрозоля конечно же попали и на посуду, и на детские игрушки, и вообще на все вокруг. Аэрозоль для того и предназначен, чтобы всюду проникать и даже при самой аккуратной работе он везде оставит свои следы – никакого криминала в этом нет. Санитарные нормы допускают содержание циперметрина в сельскохозяйственных продуктах до 2 мг/кг, что соответствует целому одному грамму Дихлофоса! Поэтому если ребенок слизал несколько микроскопических капелек с тарелки или с игрушки, то ничего страшного не произойдет. Нужно учитывать научные данные из химии и токсикологии, делать расчеты и приводить серьезные доказательства, а не просто играть умными словами.
Из всего сказанного можно сделать только один вывод: Дмитрия Виноградова собираются судить по ложному обвинению.
Сохранный Сергей Егорович, химик, г.Барнаул