Светильник Руси

О подвиге преподобного Серафима Саровского

0
179
Время на чтение 15 минут

«Дабы сохранить мир душевный, должно отдалять от себя уныние и стараться иметь дух радостный, а не печальный» (Серафим Саровский)

Детство и юность. Великий подвижник Русской Церкви и один из наиболее почитаемых монахов в её истории Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошни́н) появился на свет 19 июля 1754 года в Курске в семье богатого купца Исидора Ивановича Мошнина и его жены Агафьи Фотиевны. Оба родителя были благочестивыми и набожными. Его папа брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни взялся за постройку собора, но, к сожалению, не успел её завершить. Его не стало, когда Прохор был совсем маленьким. Мама прикладывала много усилий, чтобы воспитать ребёнка в глубокой вере. С детства он любил посещать церковные службы и читать Священное Писание. Прохор проводил много времени за чтением, с большим усердием учился. Завершение постройки собора Агафья Фотиевна тоже взяла на себя. Однажды она посетила стройку вместе с сыном. Конечно, ему всё было интересно и, когда они с мамой находились на строящейся колокольне, он, желая посмотреть, что происходит снизу, перевесился через перила, не удержался и упал с высоты строящегося здания. Агафья была в ужасе, она спешно сбежала вниз, где к своему изумлению и радости обнаружила сына здоровым и невредимым! Так Господь явил первое чудо над будущим преподобным.

В десятилетнем возрасте Прохор тяжело заболел, врачи даже заговорили о самом печальном исходе. Через некоторое время после получения столь удручающего диагноза по городу проносили Коренную икону Божией Матери. Внезапно начался сильный дождь, из-за чего для сокращения пути икону понесли через двор Мошниных. Агафья Фотиевна быстро сориентировалась, вынесла сына во двор и поднесла к чудотворному образу. Вскоре Прохор пошёл на поправку. Так Бог явил в отношении Серафима уже второе чудо.

После этих событий у Прохора появилось желание стать монахом, которое со временем только усиливалось. Окончательное решение он принял уже в семнадцатилетнем возрасте. Зная и понимая устремления сына, Агафья не препятствовала ему, дав материнское благословение. Этим она сильно отличалась от большинства современных родителей, у которых подобное желание любимого чада в лучшем случае вызвало бы непонимание, а в худшем – сердечный приступ. Чуть позже Старец Досифей благословил юношу идти в Саровскую пустынь, куда он и прибыл 20 ноября 1778 года.

Начало монашеского пути. Духовником молодого человека стал старец Иосиф, под чьим руководством он и приступил к многочисленным послушаниям: был келейником старца, трудился в хлебни, просфорне и столярне, нёс обязанности пономаря и будильщика. Абсолютно все повинности Прохор исполнял с усердием, служа как бы Самому Господу. Позже преподобный назовёт скуку «опаснейшим искушением для новоначальных иноков». Благодаря такому количеству послушаний он от неё совершенно точно был избавлен!

В августе 1786 года Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим. Имя было выбрано не случайно – оно прекрасно отражало пламенную любовь послушника к Господу и стремление ревностно Ему служить. Уже через год он был посвящён в сан иеродиакона. Конечно, юноша ежедневно участвовал в службах, но этого ему не хватало, поэтому он непрестанно совершал молитвы и после богослужений.

Отшельническая жизнь. В 1793 году Серафим Саровский был рукоположен в сан иеромонаха. Год спустя он, получив благословение, ушёл жить в пустынную келью, находившуюся в глухом лесу в нескольких километрах от монастыря. В обитель же он приходил лишь по субботам перед всенощной, чтобы причаститься в воскресенье после литургии. Живя в уединении, святой много молился, совершал богослужения, читал и возделывал небольшой огород. Через некоторое время преподобный и вовсе перестал посещать обитель, взвалив на себя в 1807 году подвиг молчальничества (он решил не произносить ни слова, чтобы полностью концентрироваться на молитве и трудах). В нём святой и пребывал в продолжение трёх лет. Посетителей он не принимал, а если кого-то встречал в лесу, то падал ниц и не поднимал лица, пока тот не уходил!

Возвращение в обитель. Весной 1810 года отец Серафим вернулся в обитель, поскольку новый настоятель и старшая братия предложили ему выбор: вновь начать приходить в монастырь для участия в богослужении и причащения по воскресеньям или постоянно жить в обители. Преодолевать еженедельно столь длинный путь преподобному из-за неимоверных подвигов уже было тяжело, поскольку здоровье пошатнулось. Но подвиг молчания с благословения настоятеля он не прервал! Наоборот, добавил к нему ещё и затвор – никуда не выходя и никого у себя не принимая, непрестанно находился в молитве и богомыслии. Благодаря столь усердным трудам Серафим сподобился от Бога даров прозорливости и чудотворения. Когда у него что-то хотели спросить, он часто отвечал на помышления, а если приносили письма, то он, перекрестив их, не распечатывая, отвечал на задаваемые в них вопросы. При этом Серафим ни одно своё доброе дело не относил к себе, не хвалил себя, но всегда благословлял Господа, говоря «не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс. 113:9).

После таких трудов преподобного Господь поставил его на служение людям, сменив его подвиг на старчество. Говорят, что 25 ноября 1825 года Матерь Божия явилась Серафиму и повелела ему выйти из затвора и принимать нуждающихся в наставлении, утешении и исцелении. Это может показаться лёгким занятием, но на самом деле это тяжкий труд. В год он принимал более десяти тысяч человек! Нехитрые математические расчёты дадут понять, что это примерно двадцать семь человек в день, если трудиться без выходных. Конечно, к старцам редко приходят, чтобы просто поделиться своей радостью – в основном идут со скорбями, так что это просто колоссальная эмоциональная нагрузка! Серафим беседовал абсолютно со всеми с любовью и кротостью: кто бы ни был приходивший, какими бы грехами ни был обременён, он всех лобызал с любовью, всем кланялся до земли, никого не поражал жёсткими укоризнами и строгими выговорами, ни на кого не возлагал тяжкого бремени. Он говорил иным обличения, но кротко, растворяя увещания смирением и любовью. Каждого приходящего он встречал словами «Радость моя, сокровище моё». Хотя можно легко представить, о каких грехах ему рассказывала часть посетителей!

Кончина и канонизация. Избранник Божий 25 марта 1831 года в праздник Благовещения был заранее предупреждён о своей кончине, до которой оставалось год и девять месяцев. В завершающий год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть, многих предупреждал о своём скором уходе. 1 января 1833 года старец попрощался с братией следующими словами: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся». А второго января келейник нашёл его уже бездыханным, при этом тело продолжало стоять перед образом на коленях со сложенными крестом на груди руками.

После праведной кончины слава о преподобном не только не ослабела, но стала распространяться с новой силой. Канонизация монаха состоялась 19 июля 1903 года, в день его рождения.

Подвиги преподобного. Подвиги Серафима Саровского не поддаются осознанию, они просто за гранью человеческих сил! Кто-то до сих пор пытается подвергнуть большую часть из них сомнению. Конечно, сейчас доподлинно невозможно проверить, какие из них действительно были, а какие являются лишь красивой легендой. Уверен, что большая часть из них имела место быть, ведь о них рассказывали люди, лично общавшиеся с батюшкой. Кроме того, монахов за всю историю Руси было огромное количество, не даром ведь именно Серафим Саровский является одним из наиболее почитаемых.

Преподобный носил рубашку до тех пор, пока она не истлевала и не спадала с него. Серафим Саровский питался в основном белой рубленой капустой, толокном и снытью (травянистое растение). В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы.

Со Святым Евангелием избранник Божий никогда не расставался, прочитывая в течение недели (!) весь Новый Завет, читал также святоотеческие и богослужебные книги. Когда Серафим Саровский ходил в лес, он носил суму, наполненную песком. Если его спрашивали, зачем он это делает, он отвечал: «Я по Ефрему Сирину, томлю томящего меня». Имелось в виду, что он целенаправленно максимально нагружает свою плоть, чтобы у неё не было сил грешить, когда враг рода человеческого подступит со своими искушениями.

Серафим Саровский тысячу дней и тысячу ночей подряд провёл следующим образом: он весь день молился, стоя на камне в своей келье, а всю ночь молился, стоя на камне, находившемся на улице. Не будем забывать, что жил он не на Кипре, а в Нижегородской области. Какая там зимой по ночам бывает погода, мы все себе хорошо представляем. В течение всего периода он питался лишь травами, да и то три дня в неделю голодал, оставаясь совсем без пищи. Сей подвиг он проводил тайно.

Однажды на Серафима Саровского в лесу у его кельи напали бандиты, думая, что он хранит у себя щедрые пожертвования прихожан. Преподобный встретил опасность с глубоким христианским смирением: он не стал сопротивляться, хотя и держал в руках топор. Его очень жёстко избили: он весь был в крови, голова проломлена, рёбра перешиблены, уста запеклись кровью, несколько зубов было выбито, а грудь оттоптана. На прощание грабители привязали его вверх ногами к берёзе. Лечение заняло около пяти месяцев, первые же восемь суток Серафим лежал, не мог есть и пить из-за неимоверной боли. Не мог даже спать! Старец после этого благодарил Бога за то, что сподобился ради Него пострадать, а за напавших молился, чтобы это преступление не было вменено им в грех. Крестьян, избивших его, позже нашли, но он не только сам простил их, но и упросил настоятеля, чтобы никакого наказания им не было, в противном случае желал, чтобы и его из обители выслали.

Что-то подсказывает, что вероятность того, что подобных подвигов мы не повторим, составляет не менее 110%. Тем не менее, при правильном отношении они могут принести пользу и нам. Зачастую мы считаем себя невероятными благотворителями, когда подаём нуждающемуся десять центов. Если удастся редкий выходной, в который не развлекаемся, а лишь посещаем храм и читаем духовную литературу, то уже считаем себя чуть ли не пустынниками. Давайте же сравним наши дела с подвигами преподобного Серафима Саровского и хотя бы смиримся, осознав свою немощность и себялюбие.

Наставления Серафима Саровского. Отец Серафим не оставил в наследие письменных богословских трудов и не писал писем духовным чадам. При этом жил он относительно недавно, благодаря чему его проповеди и нравственные назидания через уста его современников дошли до наших дней. Во многом этому способствовал помещик Николай Мотовилов, исцелённый старцем. Впоследствии они много общались, Мотовилова можно даже назвать биографом преподобного. Духовные наставления Серафима Саровского, его житиё и известная беседа с Николаем Мотовиловым о цели христианской жизни собраны в прекрасном издании «Сокровенный старец Серафим». Конечно, о преподобном написано огромное количество книг. Он является одним из немногих святых, иконы которого можно найти практически во всех православных храмах.

«Люди, которые, несмотря на узы греховные, связавшие их и не допускающие своим насилием и возбуждением на новые грехи прийти к Нему, Спасителю нашему, с совершенным покаянием, презирая всю крепость этих греховных связок, нудятся расторгнуть узы их,... потом являются перед лице Божие паче снега убеленными Его благодатью». Весьма жизнеутверждающая фраза, ведь она говорит о том, что каждый из нас, сколько бы грехов ранее не совершил, может спастись – главное изо всех сил начать бороться со страстями без самооправдания.

Каждому хочется обрести душевное равновесие. Преподобный даёт изумительный совет, как его достичь: «Дабы сохранить мир душевный, должно отдалять от себя уныние и стараться иметь дух радостный, а не печальный. Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный… Чтоб избавиться осуждения, должно внимать себе, ни от кого не принимать посторонних мыслей… Особенно на сём пути наблюдать должно, чтоб не обращаться на чужие дела, не мыслить, не говорить о них.

Надобно всеми мерами стараться, чтобы охранить душевный мир и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески удерживаться от гнева и посредством внимания сберегать ум и сердце от непристойных колебаний.

Отчего мы осуждаем братий своих? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими. Осуждай себя, и перестанешь осуждать других. … Самих себя должно нам считать грешнейшими всех и всякое дурное дело прощать ближнему». Можно лишь добавить, что, победив в себе привычку осуждать, мы не только обретём душевное равновесие, но и по обещанию Господа нашего Иисуса Христа спасёмся!

Есть верующие, которые считают, что православие не совместимо с весёлостью, что надо чуть ли не двадцать пять часов в сутки сокрушаться и рыдать. Сокровенный старец Серафим, которому, надо думать, виднее, опровергает подобное мнение: «Нет хуже греха и ничего нет ужаснее и пагубнее духа уныния. Ведь весёлость не грех, она отгоняет усталость, а от усталости уныние бывает, и хуже его нет, оно все приводит с собой… Сказать слово ласковое, приветливое да весёлое, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда весел, а не уныл был — вовсе не грешно».

Преподобный подчёркивает, что верующему важно постоянно быть внимательным к себе, замечать начатки греховных помыслов, ведь такое поведение способствует покаянию и смирению: «Желающему спастись всегда должно иметь сердце к покаянию расположенное... Начало покаяния зарождается от страха Божия и внимания к себе… Страх Господень пробуждает спящую совесть, которая делает то, что душа, как в некоей воде чистой и невозмущенной, видит свою некрасоту, и так рождаются начатки и разрастаются корни покаяния». Как именно можно побеждать дурные помыслы, старец, конечно, тоже знает: «Ум внимательного человека есть как бы поставленный страж, или неусыпный охранитель внутреннего Иерусалима. Стоя на высоте духовного созерцания, он смотрит оком чистоты на обходящие и приражающиеся к душе его противные силы... Мы должны стараться быть свободными от помыслов нечистых… Для сего нужно отражать первое нападение греховных помыслов и движений и рассеивать их от земли сердца нашего. Пока… помыслы злые ещё младенцы, должно разбивать и сокрушать их о камень, который есть Христос… Ежели мы не согласны со влагаемыми от диавола злыми помышлениями, то мы добро творим».

Сказано гениально! Можно лишь пояснить, что старец имеет в виду, что при возникновении первых греховных помыслов надо тут же прибегать к Иисусовой молитве. Избранник Божий подтверждает мысли многих Святых отцов о том, что внимательно следящим за своими помыслами ни одно искушение не страшно, ведь внимание и Иисусова молитва помогут отразить все вражьи искушения. Кроме того, верный заповедям и на работе будет успешен: «Соблюдая заповеди, ты будешь силен во всяком деле, и дело твоё будет всегда хорошо. Ибо, боясь Бога, ты из любви к Нему все делать будешь хорошо. А диавола не бойся; кто боится Бога, тот одолеет диавола: для того диавол бессилен».

Любопытно, кто из читателей полностью прочитал Священное Писание? Это кажется неподъёмным, но ведь никто не требует, чтобы это было сделано за сутки. Если читать всего по полчасика только на выходных, то за два – три года можно осилить всю книгу. Серафим Саровский убеждён, что за это Бог пошлёт нам Свою милость, ведь подобное чтение непременно меняет человека к лучшему: «Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит человека Своею милостию… От чтения Святого Писания бывает просвещение в разуме, который от того изменяется изменением божественным».

А вот это наставление актуально почти для всех, ведь одиннадцать человек из десяти убеждены – будь они на месте начальника, компания уже давно бы список Forbes возглавила. Поучить президента или патриарха, даже не обладая и десятой долей доступной им информации, тоже каждый рад. «Не должно входить в дела начальнические и судить оные; сим оскорбляется величество Божие, от Коего власти поставляются… Не должно противиться власти во благое, чтоб не согрешить пред Богом и не подвергнуться Его праведному наказанию… Должно быть у начальника в повиновении, ибо послушливый чрез сиё много к созиданию души преуспевает». Если бы слушались люди этих наставлений, не последовал бы и крах страны в 1917 году!

Изумительны и назидания Серафима про отношение к окружающим. Напомню, что согласно Библии ближним считается абсолютно любой человек, встречающийся на нашем пути. «С ближним надо обходиться ласково, не делая даже и видов оскорбления. Когда мы отвращаемся от человека, или оскорбляем его, тогда на сердце нашем как бы камень ложится. Дух смущённого и унывающего человека надо стараться ободрить словом любви… Мы в отношении к ближним должны быть как словом, так и мыслию чисты и ко всем равны; иначе жизнь нашу сделаем бесполезною… За обиду, какова бы она ни была, не должно отмщать, но, напротив, прощать обидчика от сердца, хотя бы оно и противилось сему, и склонять его убеждением слова Божия; если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф.6:15). Не должно питать в сердце злобы или ненависти к ближнему — враждующему, но должно любить его и, сколько можно, творить ему добро… Должно быть милостивым к убогим и странным».

Часть верующих пытается выяснить, какие страсти самые страшные, чтобы избегать по крайней мере их. Серафим Саровский считает лень, уныние и блуд наиболее серьёзными телесными страстями.

Это наставление преподобного сперва сложно не только исполнить, но и понять. Но если потратить немного времени и вдуматься, то откроется его бездонная глубина: «Кому дана вера, от того требуется воздержание, которое, укореняясь, рождает терпение – навык многотрудный. Знаком терпения служит любовь к трудам; опираясь на них, ум надеется получить обетование будущих благ».

Серафим Саровский призывает приходить к Богу как можно раньше. Чтобы уверовать, когда тебя ведут на расстрел, много ума не надо, но какая цена такой веры? «Если человек всё упование своё возлагает на свои дела, к Богу же обращается с молитвой лишь тогда, когда его постигают непредвиденные беды, и он, не видя в собственных силах средств к отвращению их, начинает надеяться на помощь Божию, то такая надежда суетна и ложна». Преподобный напоминает – если наша вера ограничивается тем, что мы раз в неделю свечку в храме ставим, то грош ей цена: «Вера без дел мертва (Иак. 2:26); а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, … несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может быть без дел; кто истинно верует, тот непременно имеет и дела».

Великий молчальник призывает и нас хранить тишину, причём делает это с любовью. Конечно, мы не сможем молчать три года подряд, но вот выделить час в неделю, чтобы в тишине почитать духовную литературу и поразмыслить о ней, по силам каждому. Да и просто промолчать, когда, скажем, коллеги осуждают кого-то, уже пускай и небольшое, но духовное достижение: «Нужно украшать себя молчанием. … Если не всегда можно пребывать в уединении и молчании, … то хотя бы некоторое время … должно посвящать уединению и молчанию, и за это малое <дело> Господь Бог дарует благодатную Свою милость… Одного многословия с теми, которые противных с нами нравов, довольно расстроить внутренность внимательного человека». И тем более не стоит прислушиваться к людям, если они советуют нам по какой бы то ни было причине прекратить духовную жизнь: «Проходя путь внутренней и умосозерцательной жизни, не должно ослабевать и оставлять оного потому, что люди, прилепившиеся ко внешности и чувственности, поражают нас противностию своих мнений … и всячески стараются отвлечь нас от прохождения внутреннего пути».

Серафим Саровский подчёркивает, что пост прежде всего заключается в сотворении добрых дел: «Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему». Глупо спорить, что многие не могут позволить себе обильно жертвовать, поскольку сами живут в стеснённых обстоятельствах. Но вот пост дарит всем постящимся возможность хоть немного, но пожертвовать нуждающимся, ведь освобождаются средства, которые обычно тратятся на мясо и конфеты.

Эти наставления с высокой долей вероятности станут наиболее любимыми у многих, ведь они учат, что в духовных трудах важно не переусердствовать: «Не должно предпринимать подвигов сверх меры, а стараться, чтобы друг — плоть наша — был верен и способен к творению добродетелей. Надобно идти средним путем: … духу давать духовное, а телу телесное, потребное для содержания временной жизни. Не должно также и общественной жизни отказывать в том, чего она законно требует от нас… Если самовольно изнурим своё тело до того, что изнуриться и дух, то таковое удручение будет безрассудное, хотя бы сие делалось для снискания добродетели.

Должно снисходить и душе своей в её немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим недостатки ближних, но не облениться и непрестанно побуждать себя к лучшему. Употребил ли пищи много или сделал что другое, подобное сему, сродное человеческой слабости, не возмущайся сим, не прибавляй ко вреду вред, но мужественно подвигнув себя к исправлению, старайся сохранить мир душевный».

Думается, никто из нас не хочет болеть, тем более тяжело. Что же, давайте тогда прислушаемся к Серафиму Саровскому: «Отними грех и болезней не будет; ибо они в нас от греха. Похоть истребляется страданием и скорбью — или произвольною, или посылаемою Промыслом. Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более». Значит, чем больше станем трудиться, бороться со страстями и поститься добровольно, тем ниже вероятность, что будем преданы скорбям невольным.

Красиво завершить повествование поможет следующая цитата преподобного: «Итак, если мы будем сколько есть сил стараться всё сие исполнять, тогда можем надеяться, что в сердцах наших воссияет свет Божественный, озаряющий там путь к горнему Иерусалиму».

Александр Александрович Рогов, православный публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Споры о Революции – это споры о будущем России
Новый комментарий от Vladislav
18.06.2025 22:22
«Народ, который стесняется своей религии, пуст»
Новый комментарий от Vladislav
18.06.2025 22:12
Дадут ли нам поставить точку?..
Новый комментарий от Бузина Олесь
18.06.2025 19:34
Фестиваль в контакте с демонами и молчание патриотов
Новый комментарий от Владимир С.М.
18.06.2025 16:41
«Формулировку законопроекта необходимо дополнить»
Новый комментарий от Александр Волков
18.06.2025 14:16
«Хорошие новости» для «овощебазы с триколором»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.06.2025 12:38