1. Борьба с колониализмом после войны и ее влияние на положение рас. Как мы отмечали ранее, после войны мир распался на капиталистическую и социалистическую систему. Это существенным образом ослабило капитализм, который в это время существовал в форме империализма. Старая система империй стала распадаться под ударами национально-освободительного движения сначала в странах Азии. Это было связано с тем, что азиатские народы образовали в период их оккупации японцами партизанские отряды, европейские «колониалисты» использовали их для борьбы с японцами, вооружали и обучали. Сложились политические элиты в рассматриваемых азиатских странах. Они получали поддержку от местной буржуазии. Роль коммунистических партий была в целом невелика.
После окончания войны национальная буржуазия азиатских стран повернула оружие против европейских империалистов и стала провозглашать независимость.
В 50-е гг. независимости добились от Нидерландов Индонезия, от французов – страны Юго-Восточной Азии, от англичан – Бирма, Малайзия, Индия.
В 60-е гг. процесс деколонизации распространился на страны Азии. В борьбе с колониализмом борющимся странам помогал СССР.
Распад колониальной системы сопровождался войнами, составной частью которых были геноцид и этноцид. Причем, как со стороны империалистов, так и со стороны восставших этносов. Этноцид и геноцид развернулись внутри вновь образовывавшихся государств, как это было при разделе Британской Индии на Индию, Пакистан и Бангладеш.
Конвенция о предупреждении геноцида не имела какого-либо влияния на развернувшиеся события.
ООН 14 декабря 1960 г. приняла резолюцию 1514, которая осудила колониализм. Затем 20 ноября 1963 года была принята резолюция 1904, которая заявила о необходимости ликвидации расовой дискриминации.
Таким образом, проблема господства одного этноса над другим стала излагаться, как проблема существования колоний и метрополий, которые должны быть разрушены, и проблема расовой дискриминации, то есть господства одной расы над другой. От последней предлагалось избавиться. Это притом, что расы, в нашем понимании, это квазиэтнические образования, описывающие группу господствующих этносов, обычно белой расы, и группу подчиненных этносов, обычно «цветных».
Как реализация этой, крайне запутанной точки и родился следующий по времени принятие нормативный документ ООН.
2. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 21.12.1955. В данной Конвенции в Преамбуле даются противоречивые определения? против чего она направлена: дискриминации «по признаку расы, цвета кожи или национального происхождения»; «расы, цвета кожи или этнического происхождения».
В Статье 1 текста Конвенции под расовой дискриминацией понимается «любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения».
Между тем, раса и цвет кожи – это на 90% совпадающие по объему понятия в трактовке антропологов и на 100% в употребляемой политической риторике. А понятие «этнос» покрывает по объему понятия род и нация, которые представляют собой формы нации. Кроме того, раса употребляется в Конвенции, как родовое понятие по отношению к этносу, роду и нации.
Подобного рода понятийная неразбериха не позволяет при практическом применении норм Конвенции однозначно осуждать действие стран, которые осуществляют этническую дискриминацию. Суды, находящиеся под контролем господствующих этносов, обычно отказываются рассматривать случаи дискриминации, если они не касаются прямо дискриминации негров со стороны белых, ссылаясь на понятие расовая дискриминация, утвердившееся в обыденном сознании.
Важное значение имеет п.2 Статьи 1. Он говорит, что Конвенция не распространяется на случаи деления на граждан и неграждан. Это большая уступка господствующим этносам, позволяющая лишать прав гражданства и по расовому и по этническому признаку подчиненные расы и этносы. В условиях появления новых государств в Азии и Африке эта норма открывала возможность лишать гражданства, а потом изгонять из страны «нежелательные» этносы, добиваться за счет проведения геноцида этнических пропорций, которые позволяли господствующему этносу сохранять свою власть. Согласно Статье 2 Конвенции основная работа по борьбе с расизмом ложилась на государства-участники, то есть на господствующие этносы.
Статья 3 запрещает сегрегацию и апартеид, то есть формы, которые обеспечивают раздельное развитие рас. Имеются в виду случаи, когда более развитая раса (набор этносов к ней принадлежащий) не дает возможности менее развитой расе (набору этносов, к ней относящихся) подняться до ее уровня, но при этом преследует и эксплуатирует последнюю. Отметим, что Статья 3 относится именно к расовым общностям, не затрагивает этносы при дословном прочтении текста.
При принятой ранее в Конвенции трактовке расы, как родового понятия по отношению к этносу это имело бы важное значение. Пришлось бы также как-то реагировать на широко распространенные случаи, когда менее развитый в социальном отношении, но сплоченный политически и воинственный этнос подвергает ассимиляции этнос более развитый в социальном отношении, но, скажем, временно разделенный, а потому ослабленный. Эксперты и политики не захотели развивать регулирование сегрегации на этот случай.
Вернемся на время к Преамбуле Конвенции в связи с этим. В ней правильно отмечалось, что «всякая теория превосходства, основанного на расовом различии в научном отношении ложна, в моральном – предосудительна и в социальном – несправедлива и опасна, и что не может быть оправдание для расовой дискриминации».
Это оценка, к сожалению, так же была отнесена только к случаям собственно расовой дискриминации. Тогда как распространение ее на случаи этнической дискриминации, что потенциально было заложено в Конвенции, дало бы большой толчок для критического осмысления теорий проповедующих превосходство, основанного на этническом различии, независимо от того основываются ли они «на праве крови или на праве почвы».
Часть II Конвенции была посвящена механизму защиты прав лиц, которые подвергаются расовой дискриминации.
Статья 8 говорила об учреждении при ООН Комитета по ликвидации расовой дискриминации, составленному из экспертов, избираемых государствами-участниками.
Статья 9: государства-участники предоставляют регулярно отчеты Генсеку ООН по состоянию дел по борьбе с расовой дискриминацией. Комитет предоставляет ГА ООН доклад о своей деятельности и рекомендации по ситуации в странах участников.
Статья 11 предоставляет одному государству участнику право написать жалобу в Комитет на другое государство-участник по фактам нарушения Конвенции. В течение трех месяцев ответчик должен предоставить Комитету письменные объяснения. По прошествии еще трех месяцев может быть подана вторичная жалоба в Комитет. При этом учитывается, что все возможности средств защиты на национальном уровне были исчерпаны.
Статья 12. Комитет назначает согласовательную комиссию по вопросу спора (Комиссию).
Статья 13. Комиссия предоставляет доклад в Комитет с указанием фактов дела и рекомендациями по разрешению спора. Через три месяца спорящие Стороны сообщают о том, согласны ли они с рекомендациями Комитета. Рекомендации направляются также странам-участникам.
Статья 14. Государство участник делает заявление в Комитет и на этом основании Комитет принимает сообщение от отдельных лиц или группы лиц, которые обозначают себя жертвами нарушения их прав.
Петиционер может передать жалобу в Комитет в течение 6 месяцев. Комитет доводит жалобу до государства-ответчика. В течение трех месяцев государство ответчик дает Комитету письменные объяснения и меры, которые могут быть приняты этим государством. Требуется исчерпание национальных средств защиты. Комитет направляет свои рекомендации государству, заинтересованному в деле и петиционеру.
Статья 22 говорит о праве спорящих сторон обращаться на решение в Международный Суд ООН, если стороны не достигли соглашения. Это реальный механизм остановки расовой дискриминации, поскольку решение Международного Суда обязательно для сторон.
Принятие Конвенции о борьбе с расовой дискриминацией проблемы в должной мере не решило, поэтому ей вслед ООН принял еще одну Конвенцию аналогичного содержания.
3. Международная Конвенция о пресечении преступления апартеид и наказании за него 30.11.1973. Потребность в принятии нового документа ООН, повторяющего через восемь лет основанные положения Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, имела глубокие корни.
В XVII веке голландцы основали колонию на южном окончании африканского континента. В конце XIX века англичане не захотели получить эту территорию себе и инициировали две англо-бурских войны. Бурами к этому времени стали именовать потомков голландских поселенцев. Голландия к этому времени уже утратила свой силовой потенциал и поддержать свою диаспору не смогла. Колония под именем Юно-Африканского союза вошла в состав Британской империи. Важнейшей причиной, которая заставила Великобританию вступить в борьбу с Нидерландами, было не только стратегическое положение ЮАС на морских коммуникациях англичан, но и открытые на ее территории месторождения угля, золота, алмазов, а после войны – урана. Доходы от этих природных ресурсов присваивали местные англо-бурские элиты. На них позарились международные компании, но их к богатствам не допускали. Страна к этому времени вышла из состава Британской империи и стала называться Южно-Африканская Республика.
Транснациональные элиты искали возможность наложить руку на богатства ЮАР и инициировали против англо-бурских элит международную компанию применения экономических и политических санкций. Особо старались Великобритания и Канада, затем к ним присоединились США. В это время в африканские дела вмешался СССР – он оказывал поддержку национально-освободительному движению в Намибии и в Конго. Войска ЮАР преследовали повстанцев, которые нападали на их территорию, но потерпели в этой войне поражение. Одним из инструментов давления на власти ЮАР и стало принятие Конвенции о пресечении апартеида. Под давлением международных санкций в стране начались реформы, которые позволили прийти к власти «цветному» населению. (В стране большинство составляли негры и выходы из Индии и других стран Азии с «цветным» кожным покровом»).
Проанализируем эту новую концепцию о борьбе с апартеидом.
Конвенция вступила в силу почти через три года после принятия конвенции – 18 июля 1976 года. Все эти три года транснациональные корпорации пытались решить проблему «по-хорошему». Власти ЮАР отчаянно сопротивлялись, понимая, что англо-буры превратятся из господствующих этносов в подчиненные и подвергнутся дискриминации и преследованию со стороны этносов, которые классифицировались как «черная» и «цветная» расы.
Опасения эти были, заметим, совершенно обоснованы. Так и произошло. Интересы прибыли транснациональных корпораций оказались много важнее, чем расовая солидарность «белых».
В Преамбуле анализируемой Конвенции давалась ссылка на Конвенцию о преодолении всех форм расовой дискриминации и даже утверждалось, что недопустима дискриминация не только на основании расы, но и на основании языка, религии, национальной принадлежности. Однако данный мотив звучал глухо, носил характер ритуальных заклинаний.
Статья 1 Конвенции провозглашала апартеид преступлением против человечества, равно как и расовая сегрегация и дискриминация. Организации, учреждения и лица, совершающие политику апартеида, объявлялись преступными.
В статье II Апартеид определялся, как родовое понятие в отношении понятий «расовая сегрегация и дискриминация», которые осуществлялись в южной части Африки. То есть Конвенция была направлена по замыслу против всех практик «расовой сегрегации и дискриминации» в мире.
В этой статье утверждалось, что апартеид совершается «с целью установления и поддержания господства одной расовой группы людей над какой-либо другой группой людей и систематического угнетения».
Данное положение было крайне важно, поскольку в состав расы, согласно Конвенции о борьбе с расовой дискриминацией, включались этносы и квазиэтнические группы – религиозные, языковые. Однако это важное положение не развивалось в тексте статьи. Вместо этого перечислялись отдельные признаки апартеида.
Воспроизведем их здесь для возможностей дальнейшего осмысления:
а) лишение члена или членов расовой группы или группы права на жизнь и свободу личности: i) путем убийства членов расовой группы или групп; ii) путем причинения членам расовой группы или групп серьезных телесных повреждений или умственного расстройства и посягательства на и свободу или достоинства в результате применения к ним пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинства обращения и наказания; iii) путем произвольного ареста и незаконного содержания в тюрьмах членов расовой группы или групп;
в) умышленное создание для расовой группы или групп таких жизненных условий, которые рассчитаны на ее или их полное или частичное физическое уничтожение;
с) любые меры законодательного характера и другие меры, рассчитанные на то, чтобы воспрепятствовать участию расовой группы или групп в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны, и умышленное создание условий, препятствующих полному развитию такой группы или таких групп, в частности путем лишения членов расовой группы или групп основных прав человека и свобод, включая право на труд, право на создание признанных профсоюзов, право на образование, право покидать страну и возвращаться в нее, право на гражданство, право на свободу передвижения и выбора местожительства, право на свободу убеждений и свободное выражение их и право на свободу мирных собраний и ассоциаций;
d) любые меры, в том числе законодательного характера, направленные на разделение населения по расовому признаку, посредством создания изолированных резерваций и гетто для членов расовой группы или групп, запрещение смешанных браков между членами различных расовых групп, экспроприации земельной собственности, принадлежащей расовой группе или группам или их членам;
е) эксплуатация труда членов расовой группы или групп, в частности, использование их принудительного труда;
g) преследование организаций и лиц путем лишения их основных прав и свобод за то, что они выступают против апартеида».
Анализируя этот пространный список, мы видим, что основная часть перечисленных в нем преступных действий уже покрывается нормами Конвенции против геноцида и Всеобщей конвенции прав человека. Только положением последней придается обязывающий характер – пункты и подпункты а) ii и а) iii. Пункт с) запрещает принятие законодательных актов, которые порождают апартеид. Это так называемая институциональная дискриминация, то есть с использованием внешне демократических инструментов, принятых представительной ветвью власти. Тут однозначно полагается, что существует господствующие и подчиненные этносы, которые в тексте обозначаются, как расы, и что господствующие этносы могут использовать государственный аппарат для преследования своих политических, экономических и социальны интересов.
Данное положение могло бы применяться для борьбы со всеми формами этнической дискриминации и этнического преследования, однако анализируемая Конвенция была применена, к сожалению, только для решения проблем возникших в обществе ЮАР.
Вернемся к тексту статьи II. В том же пункте с) акцентировалось внимание на необходимость предоставить право на наемный труд, создание профсоюзов наемных работников, а в пункте е) на недопустимости принудительного труда.
Эти положения были включены в текст Конвенции прямо под давлением транснациональных компаний лоббистов – им нужны были нормальные наемные работники, которые могли бы выполнять достаточно сложные производственные функции на принадлежавших им уже отчасти рудниках. С этим же интересом было связана норма на свободу передвижения по стране, запрет создания резерваций и гетто и даже наделение работников права на образование – пункты с), d), е). Наемная рабочая сила должна быть свободной.
Право подчиненных этносов (расовых групп языком Конвенции) на гражданство, свободу мирных ассоциаций и собраний, равно как освобождения от преследования за борьбу с апартеидом требовались для того, чтобы создать политические силы, которые будут давить на англо-бурские правящие в ЮАР элиты. Запрет на экспроприацию земельной собственности, принадлежащей расовой группе в дальнейшем не реализовался. После того, как режим апартеида рухнул вся земля, которая была отобрана у негров и «цветных» так и осталась в собственности «белых». Ведь именно на ней и располагались, точнее под ней, располагались те полезные ископаемые, из-за которых разгорелся этот конфликт.
Реальное желание решить проблему развития дискриминируемых по расовому признаку групп позволило включить в Конвенцию действенный механизм борьбы с расизмом.
Статья III предусматривала международное преследование лиц, члены организаций и учреждений, представителей государств осуществляющих апартеид, независимо от места их проживания, и тех, кто их поддерживает.
Государства-участники принимали на себя обязательства по пресечению и предупреждению апартеида.
Статья V обязывала предъявлять обвинения и предавать виновных национальному или международного суду.
Статья VI говорила о праве Совета Безопасности ООН принимать обязательные решения, направленные на предупреждение, пресечение и наказание за преступление апартеида.
Далее определялось, что курировать вопросы борьбы с апартеидом должна Комиссия по правам человека и созданная ей рабочая группа. Они ведут список лиц, организаций, учреждений и представителей государств, которые предположительно виновны в совершении преступления апартеид. Преступники подлежат экстрадиции для привлечения к ответственности.
Статья XII позволяет спорные вопросы по борьбе с апартеидом переносить в Международный суд.
На сбор необходимых для вступления Конвенции в силу двадцати государств участников потребовалось три года. Многие участники долго примеряли на себя возможность попасть под санкции.
Одними из первых в списке возможных проводников политики апартеида были США. Надо отдать должное правящим американским элитам, они стали предпринимать меры для преодоления сегрегации своего негритянского населения. Происходило это под давлением массового движения негров за свои права, как и в мирной форме, так и через террористическую деятельность таких организаций, как, например, «Черные пантеры».
В результате принятия Конвенции о ликвидации расовой дискриминации и Конвенции о пресечении апартеида поле развития феномена геноцид уменьшилось. Повлияли они и на распространение феномена этноцид. Однако упор в рассматриваемых документах на расовую дискриминацию не позволило распространить их действие на случаи этнической дискриминации. Этому применению отчаянно противились господствующие этносы в государствах участниках.
В доступной нам литературе подобного рода анализа возможностей применения норм Конвенций к случаям этнической дискриминации и преследования нам обнаружить не удалось. Господствующие этносы не позволяли зависимым от них ученым вести исследования на эту тему. Это было чревато серьезными репрессиями во многих странах.
Александр Владимирович Гапоненко, правозащитник, узник Рижской центральной тюрьмы, доктор экономических наук