Святитель Николай был покровителем русского народа с самого начала его осмысленной истории. Первый русский князь принял крещение с именем святителя Николая, первый храм на Руси на Аскольдовой могиле был построен в честь святителя Николая. И сегодня, когда нашему народу грозят уничтожением, мы сугубым образом уповаем на предстательство Николы Милостивого и Николая Второго.
Потому так любит русский народ святителя Николая, что он всегда спешит на помощь заблудившимся в пути, заключенным в темницу, тонущим в море. В течение более чем тысячелетней истории Русской Православной Церкви этот святой явил многие чудеса в разных местах нашей земли. А сегодня как никогда много бедных, погибающих в грехах и отчаянии. Неисчислимы скорби нашего народа, и велико заступничество святителя Николая и царя-страстотерпца Николая к тем, кто не отрекся от своей веры, от своего Отечества, от своих святынь.
«Неисчерпаемое чудес море», — говорим мы о святителе Николае, и то же самое можем сказать о Николае Втором, чудотворце. Мы знаем, какое множество чудес было явлено по молитвам царственных страстотерпцев еще до их прославления, — в свое время было выпущено несколько книг с описанием этих чудес, а потом и двухтомник в тысячу страниц. С прославлением эти чудеса, конечно, не прекратились, а только умножились.
Святой царь Николай научился от своего небесного покровителя самому главному, чему должен научиться человек в течение земной жизни, — милосердию и состраданию. Оттого что он имел необыкновенно милостивое сердце, Господь и сподобил его быть заступником нашего народа. А когда его любовь к Христову добру и правде украсилась венцом мученичества, его предстательство за наш народ достигло небывалой силы, соединившись с молитвой святителя Николая.
Где святитель Николай — там побеждаются естества уставы. Законы природы уступают милосердию Божию. Бури морские стихают, пространства исчезают. Святой Николай Угодник оказывается рядом, готовый прийти на помощь. И самое главное чудо заключается в том, что он смягчает окамененные сердца людей, которые сбились с главной дороги — потеряли Бога. И они начинают приобщаться его милосердию и состраданию.
Мы молимся святителю Николаю, святому царю-мученику Николаю Второму и исповедуем это великое молитвенное дерзновение угодников Божиих. «У Бога милости много», — говорит наш народ, потому что знает заступничество своих святых угодников и знает, как Господь открывается через них. Много у Бога милости. Пусть все кажется порой кому-то безнадежным, лишь бы мы сами оказались достойными Его милости, этого предстательства наших святых. А что от нас для этого требуется? Если мы хотим умилостивить Господа, святителя Николая, мы должны быть истинно православными людьми. Если мы будем хранить переданное нам святыми отцами — то, что есть только в Святой Соборной Апостольской Церкви, — то милость Господня не отступит от нас. Если мы не одними только устами будем исповедовать Символ веры, принятый на Никейском Соборе, где присутствовал святитель Николай и с праведным гневом обличил нечестивого Ария, искажающего святую веру, если мы будем эту веру всей жизнью нашей хранить как наше спасение, как нашу надежду, — Господь и святые Его будут с нами.
Пусть хоронят уже Россию наши враги, пусть по чьим-то замыслам готовы уже и с Православием покончить в нашем Отечестве — превратить его в такую религию, которая удобно соединялась бы со всеми другими христианскими исповеданиями и растворялась в них. Пусть неообновленцы утверждают, что мы, православные, довольствуемся одними обрядами, что, почитая святителя Николая и святого царя-страстотерпца, мы забыли Христа и что в храмы Божии мы приходим, чтобы только получить помощь в земном. Засвидетельствуем жизнью нашей, что это клевета. Явим, что значит для нас Святая Церковь.
Кто хочет участвовать в торжестве святителя Николая и святого царя-страстотерпца Николая, призывается сегодня научиться подлинному нелицемерному добру — там, где уже не лицемерие добром, как выразился один архипастырь, а лицемерие злом, то есть там, где зло уже выставляет себя с похвальбой открыто. Устрашимся стыдиться добра перед лицом нечестивого мира, потому что кто постыдится в роде сем прелюбодейном и грешном нашего Господа, того Господь постыдится, когда придет во славе Своей (см.: Мк. 8, 38). Устрашимся творить зло, явим подлинное добро, чтобы, глядя на Церковь нашу Православную, никогда русские люди не могли называть зло добром. Было такое с русским народом, и этот обман коснулся очень многих православных людей, которые приходили в храмы Божии и молились святителю Николаю, а потом поклонились самому безобразному безбожию и жестокости. Научимся у святителя Николая и святого царя Николая, заплатившего своей жизнью за этот обман, подлинному милосердию. Не просто милостыню подавать просящим — это нужно, с этого начинается нормальная жизнь, — но проникнуть в самую суть нужды другого человека и всего нашего народа. Чтобы понять, почему столь жестоко был обманут наш народ и почему снова произошла с ним горшая катастрофа. Чтобы мы наконец услышали, что Христос говорит нам в Евангелии, читаемом в день памяти святеля Николая. Господь говорит о самом главном в нашей жизни, о том, что горе и блаженство — это одно и то же, что блаженство — это когда горе перевернуто благодатью Креста Христова. Блаженны нищие, блаженны плачущие и горе вам, богатые, горе вам, смеющиеся ныне (Лк. 6, 20, 21, 24, 25). Те, кого Христос называет блаженными, мир называет несчастными. И те, кого Христос называет несчастными, мир называет счастливыми. Не будем обращаться к святителю Николаю и царю Николаю, ища только земного благополучия, стремясь избавиться только от земного горя, но увидим, что тайна милосердия — это вечная тайна Бога и человека.
Господь ради святителя Николая, ради таких заступников, как святой царь-страстотерпец Николай, не дает нам обрести земное благополучие и в благополучии нашем погибнуть. Потому что если бы мы, допустим, обрели его, то это было бы все, что мы могли бы обрести. Но если, храня верность истине, учась тому милосердию, которое открывают наши святые, мы будем проходить через все, что посылает нам милостивый Господь, через все беды и скорби, которые, кажется, возрастают с каждым днем, мир будет считать Россию самой несчастной страной и на христиан православных будет смотреть с презрением. Но наградой нашей будет вечная радость. Что нам дороже — то, чего ищет мир, или то, что предлагает Христос?
Мы должны сделать этот выбор, как сделали его святитель Николай и святой царь-страстотерпец, как все наши святые. Изберем ли мы путь, кажущийся приятным и легким, или пойдем той дорогой скорбей, на которой открывается подлинная глубина жизни? Говорят, что русский народ имеет особое апокалиптическое чутье. Несомненно, здесь разгадка особого почитания святителя Николая и святого царя, потому что их подвиг исключительным образом устремлен к тайне последнего Страшного Суда, где каждый будет испытан прежде всего по тому, как он научился милосердию Христову. Страшный Суд, говорит нам Христос, уже начался. То, что ныне, и то, что откроется в будущем, — единая крестная пасхальная тайна Царства Божия.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России