«20 января на инаугурации 47-й президент США Дональд Трамп в своем выступлении затронул тему наркотиков. Он объявил им войну, пообещав приравнять наркокартели к террористическим группировкам. В тот же день Трамп подписал 42 указа, и один из них – по наркотикам. Трамп прокомментировал указ словами о том, что граждане США годами ждали этого решения. Он также не исключил возможности направить американские войска на границу с Мексикой для борьбы с наркокартелями. Более того, для уничтожения наркокартелей Америке, как сказал президент, может даже придется проводить военные операции на территории своего южного соседа», - пишет в статье «Трамп против наркомафии: кто кого?» д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Юрьевич Катасонов. Статья опубликована на сайте Фонда стратегической культуры.
«Ряд других мер, которые Трамп планирует проводить в срочном порядке, также увязываются с задачей борьбы с наркотиками и наркотизацией Америки. Например, такая мера, как борьба с нелегальными мигрантами, которые заполонили Америку и многие из которых связаны с наркомафией», - отметил экономист.
Он напомнил, что у США уже есть список иностранных террористических организаций (ИТО): запрещённые в России «Аль-Каида», «Исламское государство», «Хезболла»… «И вот теперь Трамп хочет пополнить этот список мексиканскими картелями. Указ президента еще не означает включения указанных картелей в список. Это поручение администрации президента и правительству подготовить проект решения по данному вопросу. Некоторые наблюдатели считают, что данный указ – лишь акция устрашения, адресованная Мексике. С тем, чтобы южный сосед принял радикальные меры по пресечению потока наркотиков, поступающих в США через границу. Точно такой же акцией устрашения является, по их мнению, угроза введения Трампом импортных пошлин в размере 25% по отношению к товарам, поступающим в США из Мексики и Канады. Мол, если соседи примут решительные меры по пресечению нелегальной миграции и нелегальных поставок наркотиков в США, то протекционистские пошлины не будут введены», - добавил эксперт.
«Трудно не согласиться с тем, что американские граждане ждали каких-то решительных мер от Вашингтона по борьбе с наркотиками. Наркотизация Америки – одна из самых главных проблем США и самых главных угроз для их национальной безопасности. Странным образом мировые СМИ обходят стороной такую тему, как наркотизация Америки. США здесь – "впереди планеты всей". Соответствующие цифры можно найти в документах международных организаций и исследованиях экспертов. Численность постоянно употребляющих зелье американцев, согласно разным источникам, колеблется от 27 до 50 миллионов человек. Согласно данным ООН, число наркозависимых в мире на 2021 год составило 296 млн человек. Получается, что из каждых ста наркозависимых в мире от 9 до 17 человек – граждане США. При том что доля США в общей численности населения Земли составляет около 4%. Доля наркоманов в общей численности взрослого населения США также рекордно высокая. Может быть, только Афганистан способен конкурировать с Америкой по этому показателю. По показателям смертности от наркотиков Америка опять же "впереди планеты всей". Согласно статистике, США заняли первое место с показателем 324 смерти от передозировки на 1 миллион жителей в 2022 году. На втором месте Пуэрто-Рико, выделенное в отдельную категорию, – 246 смертей на 1 миллион жителей. Третье место заняла Шотландия – 219 смертей. За ней следует Канада – 193. Смерти от передозировки опиоидами в Соединенных Штатах в десять раз чаще на душу населения, чем в Германии, и более чем в 20 раз чаще, например, в Италии», - сказано в статье.
«В абсолютном выражении численность умерших от передозировки наркотиков в США в 2023 году, по данным американского Минздрава, составила 107,5 тыс. Для сравнения отмечу, что людские потери США (в виде погибших) в войне во Вьетнаме составили 58 тысяч человек. А ведь это участие длилось целых двадцать лет. Уверен, что Дональд Трамп хорошо понимает масштаб проблемы и угрозы национальной безопасности США от наркотизации. Надо полагать, что Трамп все это хорошо понимал и восемь лет назад, когда в первый раз заступил на пост главы американского государства. В марте 2017 года президент Трамп создал Президентскую комиссию по борьбе с наркоманией и преодолению опиоидного кризиса со следующей миссией: "Изучить масштабы и эффективность федерального реагирования на наркоманию и опиоидный кризис и выработать рекомендации для Президента по улучшению этого реагирования". По началу Трамп вроде бы проявлял решимость по вопросам борьбы с наркотиками. Он акцентировал внимание на мерах своего предшественника Барака Обамы, который допускал легализацию на уровне штатов такого популярного в Америке наркотика, как марихуана и критиковал 34-го президента за этот опасный либерализм. Трамп предпринял шаги по возвращению федеральному правительству полномочий по части регулирования обращения марихуаны (с возможностью полных запретов данного наркотика). Но во второй половине своего президентского срока Трамп "отпустил вожжи", вернув полномочия властям штатов (а целый ряд штатов накануне прихода Трампа в Белый дом в 2017 году уже полностью легализовали марихуану). Судя по официальной статистике, никаких особых побед в войне с наркотиками Трампу одержать не удалось. В 2016 году смертность от передозировки наркотиков, по данным американского Минздрава, составила 63,6 тыс., а в 2021 году она превысила 100 тысяч. Можно сказать, что Трамп был даже в проигрыше, поскольку за годы его президентства смертность от зелья выросла более чем на треть», - продолжил профессор.
Как отметил автор статьи, с учетом «успехов» первого срока можно предположить, что и нынешняя угроза в адрес наркокартелей может оказаться банальной политической риторикой. Не добавляет оптимизма и изучение опыта борьбы с наркотиками более ранних американских президентов.
Катасонов напомнил, что Америка стала самой наркотизированной страной мире примерно полвека назад. Все началось с революции так называемой «контркультуры», которая была запущена в США в середине 1960-х годов мировой закулисой (сегодня ее называют «глубинным государством»). Эта революция была направлена на слом традиционных ценностей и норм с помощью таких новаций, как рок-музыка, группа «Битлз», хиппи, сексуальная революция и т. д. Все это ради того, чтобы в конечном счёте подсадить молодежь «на иглу» (тогда самым популярным зельем был ЛСД), а затем с помощью наркотиков эффективно управлять американским обществом. Активная фаза этой революции «контркультуры» пришлась на время президентства Линдона Джонсона (1963-1969 гг.), который заступил на пост после убийства 35-го президента США Джона Кеннеди. Следующим после Линдона Джонсона хозяином Белого дома стал Ричард Никсон. 37-й президента США с ужасом увидел, как наркотическая эпидемия накрывает всю Америку. Дополнительным фактором наркотизации Америки стало участие США в войне во Вьетнаме. Значительная часть военных, возвращавшихся на родину, успели получить во Вьетнаме привычку постоянно принимать наркотики. 17 июня 1971 года президент США Ричард Никсон выступил с общенациональным обращением, в котором объявил, что его администрация начнет «войну с наркотиками». «В 1973 году Никсон заменил Бюро по наркотикам и опасным средствам Агентством по борьбе с наркотиками (DEA), которое получило дополнительные полномочия и бюджетные средства. Но никаких побед на фронте войны с наркотиками Никсону добиться не удалось. Некоторые скептики вообще считают, что никакой реальной борьбы с наркотиками не было, Никсон лишь имитировал эту борьбу», - сказано в статье.
«Такая же имитация имела место и при последующих президентах. Наркотизация Америки продолжалась. А при 36-м президенте Джо Байдене в Вашингтоне вообще пошли разговоры о том, что начатую Никсоном войну с наркотиками Америка проиграла. А потому решать проблемы надо совершенно по-другому. А именно путём легализации наркотиков и организации государственного регулирования оборота наркотиков. Все заявления и действия Трампа, как можно заметить, принципиально противоположны заявлениям и действиям его предшественника Джо Байдена. Соответственно, Трамп категорически не готов пойти на легализацию наркотиков. Наоборот, он объявил им войну как это более полувека назад сделал Никсон. Но есть большие подозрения, что вся эта война Трампа может закончиться таким же пшиком, как это было в случае с Никсоном», - отметил профессор.
Как заметил он, уже высказываются мнения, что война с наркотиками – лишь «дымовая завеса», прикрывающая иные цели Трампа. «Например, эта война может стать предлогом и оправданием начала полномасштабной войны с южным соседом. С тем, чтобы присоединить Мексику к Соединённым Штатам в качестве нового штата. Кстати, попытки такого присоединения предпринимались Соединенными Штатами в 40-е годы XIX века при 11-м президенте Джеймсе Полке, но они были неудачными. Почему бы не попробовать еще раз?» - вопрошает Катасонов.
Он задается вопросом: «Какие наркокартели имел в виду Трамп?» Их много. В открытых источниках называются следующие: «Синалоа»; «Ла Фамилиа»; «Гольфо»; «Хуареса»; «Гвадалахара»; «Бельтран Лейва»; «Миленио»; «Акапулько»; «Лос Сетас»; Картель «тамплиеров»; Тихуанский картель; Картель Нового поколения «Халиско»; Картель тихоокеанского южного побережья.
Экономист пишет, что самым крупным из них считается картель «Синалоа». Известен также как Guzmán-Loera Organization. На долю картеля приходится до 60% всего наркотрафика в США. Чтобы понять размах деятельности этого картеля, Катасонов приводит данные по спецоперации против картеля, в котором принимали участие США и Мексика. Тогда было захвачено 599 самолетов и вертолетов, связанных с картелем «Синалоа». Хотя воздушные суда были небольших размеров, но все равно это целая воздушная армия.
«По количеству наркокартелей и масштабам их деятельности Мексика, наверное, занимает первое место в мире. Они базируются преимущественно на внутреннем производстве зелья – опиума, героина, марихуаны. Впрочем, они занимаются также реэкспортом наркотиков, поступающих из Южной Америки. Среди других стран большое количество наркокартелей также фиксируется в таких странах, как Колумбия, Венесуэла и Нигерия. Колумбия специализируется на коке и кокаине. Венесуэла является транзитной страной, через которую колумбийский кокаин далее уже доставляется разными маршрутами в США», - отмечается в статье.
«Примечательно, что Трамп заявил о войне лишь против наркокартелей, действующих с территории Мексики. Некоторые наблюдатели говорят, что, мол, это только для начала. Потому в списки террористических организаций Вашингтона попадут картели колумбийские, венесуэльские и всякие прочие. Совсем не уверен, что Трамп решится на то, чтобы объявить войну наркокартелям всего мира. Это равнозначно тому, чтобы открыто объявить войну глубинному государству. Да, Трамп хорошо понимает, что такое глубинное государство и будет пытаться его ослабить. Но идти в лоб против глубинного государства Трамп как опытный политик не будет», - пишет автор статьи.
«Я уже неоднократно писал, что у глубинного государства есть свой бюджет. И одним из важных источников пополнения бюджета являются доходы от наркобизнеса, тех же наркокартелей. Американские спецслужбы работают на глубинное государство, в том числе "крышуют" мировой наркобизнес. Они действуют в тандеме с теми ведомствами США, которые уполномочены вести борьбу с нелегальным оборотом наркотиков. Американская государственная система контроля за оборотом наркотиков в высшей степени коррумпирована и фактически находится на стороне глубинного государства, а не на стороне США и американского народа», - добавил он.
Как заметил эксперт, многие эксперты заявляют о том, что так называемая «борьба с наркотиками» в США – хорошо поставленный спектакль. Об этом, кстати, пишет в книге «Комитет Трехсот» американец Джон Коулман (особенно в главе 24 «Незаконная торговля наркотиками»). Мелких торговцев зельем американские службы ловят для отчетности, имитации бурной деятельности, а «крупняк», т. е. наркокартели при этом сохраняли и сохраняют иммунитет неприкосновенности. «Американские спецслужбы не только оберегают неприкосновенность этих доноров глубинного государства, они всячески способствуют наращиванию данного преступного бизнеса. На эту тему написаны десятки книг и сотни статей», - пишет экономист.
Он отметил, что в конце прошлого года была опубликована статья Шарлотты Гринфилд (Charlotte Greenfield) «"Empire of Drugs": Taliban’s Eradication of Opium Reveals Harsh Reality of U.S. Occupation of Afghanistan» («"Империя наркотиков": уничтожение опиума талибами раскрывает суровую реальность оккупации Афганистана США») В статье отмечается, что в течение всех 20 лет оккупации Соединенными Штатами американцы всячески поощряли и принуждали местных жителей участвовать в выращивании опиума, из которого затем на месте производили героин. В течение двух десятилетий Афганистан был основным источником 90% мирового героина. А после ухода (бегства) американцев из Афганистана запрещенного в России движения «Талибан» за год практически уничтожил производство афганского героина. «Автор статьи подняла серьезные вопросы о роли США в содействии производству наркотического зелья в мире и в мировой торговле наркотиками. Вывод: роль решающая. От себя добавлю: она примерно такая же, какой обладала Британская Ост-Индская компания, подсадившая в XVIII-XIX вв. на иглу Китай, Индию и ряд других стран. Статья Шарлотты Гринфилд писалась накануне выборов президента США. Победил Трамп. Но надежды на то, что Трамп действительно способен победить наркомафию, невысоки. Победить мировую наркомафию означает почти то же, что победить глубинное государство. Но Трамп на такую победу не способен», - заключил Валентин Катасонов.