В предыдущей статье я начал разговор о феномене войн в истории человечества. Во все времена люди мучались вопросами: «Можно ли избежать войн?», «Что является причинами войн?», «Как добиться победы в войне, если она все-таки началась?», «Как правильно относиться к победам и поражениям в войнах?», «Можно ли первыми начинать войну?» и т.п. Немногие философы, богословы, историки, военные, писатели и всякие иные интеллектуалы дерзали ставить подобные метафизические вопросы и давать на них ответы. В предыдущей статье я дал имена некоторых таких интеллектуалов с краткими описаниями их версий историософии (метафизики) войн.
И закончил ее словами, что лично мне наиболее убедительным объяснением войн представляется работа святителя Николая Сербского «Война и Библия», написанная на рубеже 20-30-х годов прошлого столетия, т.е. примерно в середине отрезка времени между окончанием Первой мировой войны и началом Второй мировой. Первое издание книги датировано 1932 годом. К настоящему времени она переведена на десятки языков мира. Неоднократно издавалась в России. Но, к сожалению, и сегодня она не очень известна широкой читательской аудитории.
Вот об этой книге я и хочу поговорить. Признаюсь, что творчество этого сербского святого, почти нашего современника (годы жизни: 1881-1956) меня давно уже интересовало. Я даже написал две книги, навеянные идеями святителя: «Мир глазами святителя Николая Сербского» (М.: «Институт русской цивилизации», 2019) и «О судьбах народов и человечества. Очерки, навеянные трудами святителя Николая Сербского» (М.: «Институт русской цивилизации», 2020). В них я попытался изложить ключевые положения всей метафизики сербского мыслителя, по сути, христианское учение о мире, человечестве и человеке. Ключом к объяснению всех без исключения явлений общественной жизни и истории является формула святителя: «Все причины на стороне человека, все следствия на стороне Бога». В этой формуле – суть всего Закона Божьего.
Помнит человек Бога, исполняет Его заповеди – одни следствия. Забывает Бога, впадает в идолопоклонство, грешит (делом, словом, помышлением) – другие следствия. Бог может давать человеку и человечеству: 1) благодать: здоровье, материальный достаток, урожай, хорошую погоду, мирное небо над головой и др. 2) наказание: болезни, голод, природные катаклизмы, техногенные катастрофы, экономические кризисы (святитель напоминает, что кризис с греческого следует переводить как «суд Божий»), «казни египетские», войны. 3) кары – за совершения смертных грехов (Содом и Гоморра – наиболее яркий пример).
Войны – одно из самых сильных наказаний Бога, адресованных отдельным народам и племенам, а иногда и всему человечеству (мировые войны). Они же могут быть карой (некоторые народы и племена полностью исчезали с лица Земли после войн). О войнах очень много говорится в Священном Писании. По данным сайта christianpure.com, в Библии тема войны упоминается более 400 раз. https://christianpure.com/ru/learn/how-many-times-is-war-mentioned-in-the-bible/ Все истории и эпизоды войн в Библии говорят нам, что Бог к этим войнам причастен и почти всегда дается объяснение, зачем Бог посылает войну.
Святитель Николай Сербский в своей книге «Война и Библия» представляет Ветхий Завет прежде всего как историю непрерывных войн. И анализирует их по упомянутой выше формуле «грехи людей – следствия Бога». Первая война в истории человечества, - напоминает святитель, - убийство Авеля Каином. Он подробно растолковывает суть этой трагедии в главке под названием «Каин, где твой брат?». В названиях многих главок, посвященных описанию ветхозаветных войн, прямо содержится указание на то, как следует и, наоборот, как не следует поступать воинам, военачальникам и прочим людям в войнах. Вот некоторые названия: «Распутство на войне приносит беду», «Грабеж на войне приводит к поражению», «Грехи правителей являются причинами войн и поражений. Книги Царств и Паралипоменон», «У благочестивых правителей - в государстве мир, в войне – победа», «Союз со злым приносит зло».
Святитель постоянно говорит о том, что большие войны, в которых задействованы тысячи и миллионы людей, начинаются с малого. С того, что отдельно взятый человек начинает враждовать с Богом и с ближним. Эта вражда заражает других, тех, кто некогда были благочестивыми и любящими. Метастазы вражды распространяются по всему телу общества. И выливаются в войны – гражданские (брат на брата), межплеменные, межгосударственные. Война посылается Богом для вразумления людей, это сильнодействующее лекарство. И воюющие, и не воюющие (но все равно страдающие от войн) начинают взывать к Богу. Происходит постепенное выздоровление, но оно временно. Ген греха (наследственного, идущего от прародителей Адама и Евы, согрешивших в раю) дремлет в каждом человеке. И в любой момент может вновь проснуться.
Нормальным должно быть такое состояние человека и человечества, когда каждый воюет сам с собой, со своих грехом. Как только эта война ослабевает или прекращается, человек начинает забывать Бога. А спустя некоторое время может даже с Богом начать враждовать. Одновременно с этой враждой растет вражда к ближним, потом к не очень ближним, а потом даже к дальним. Отсюда начинается новый виток войн – локальных, национальных, международных.
Неоднократно святитель Николай Сербский напоминает, что любой грех, совершаемый человеком, рано или поздно поселяет в нем страх. А страх, в свою очередь, заставляет его готовиться к отражению разных угроз. Вот уже и первый шаг к войне. Кстати, Каин после свершенного им преступления очень боялся, что его убьют. Каина не убили. Но страх на генетическом уровне перешел к его потомству. С тех времен на земле существуют каиниты и каинова цивилизация, которые готовят и разжигают войны, а также заражают своим страхом остальных.
Вечного мира на Земле, как заключает святитель, быть не может. Это очень раздражает тех, кто верит в возможность построения земного рая или Царства Божия на Земле. Чаще всего такие утописты верят и в бесконечность земной истории. Таких утопистов хватает даже среди тех, кто себя причисляет к христианам – например, разные протестантские сектанты. Видимо, для них не существует последней книги Библии – «Откровения Иоанна Богослова», называемой также «Апокалипсисом», где даны картины конца земной истории человечества. Между прочим, там описана и последняя война – при Армагеддоне. Война, в которой сойдутся силы добра и зла.
Все что может человек – не допустить на Земле ада (как говорили святые на протяжении двух тысячелетий христианства). Все что способны сделать люди в части, касающейся войн, - растянуть сроки между концом одной и началом другой войны. Также смягчить последствия войн. А, главное, избежать поражений и добиться побед в этих неизбежных войнах. А, если даже произошло поражение, то следует стремиться извлечь максимум пользы из поражения (извлечь уроки).
На основе анализа большого количества войн – как тех, которые описаны в Библии, так и войн более поздних (преимущественно Нового времени) святитель говорит, от чего зависит исход любой войны. Он зависит не только и не столько от количества воинов на каждой из сторон фронта, также от уровня их вооруженности и технической оснащенности, от уровня их экономического развития и прочности тылов. И от многого чего другого, что святитель называет «материальными факторами» войны. Эти «материальные факторы» сегодня только и принимаются в расчет военными, о них только и рассказывают в военных академиях. Святитель с таким подходом не согласен. Что, кстати, видно из названий некоторых разделов: «Оружие не помогает», «Как меньшая армия побеждает более крупную».
Исход любой без исключения войны определяется Богом, которого святитель называет «Главным и решающим фактором». Он Бога еще называет «Третьим фактором», который стоит на двумя привычными и понятными всем «факторами» – противоборствующими сторонами войны (государствами, блоками государства, армиями и проч.). Об этом «Третьем факторе» многократно говорится в разных книгах Библии. Перед своею смертью Иисус Навин, великий военачальник израильского народа, обращаясь ко всему народу своему, сказал следующие пророческие слова: «Один из вас прогоняет тысячу; потому что Господь Бог ваш Сам сражается за вас, как говорил вам. Потому тщательно старайтесь любить Господа, Бога вашего» (Нав. 23:10–11). Святитель пишет: «Это пророчество много раз исполнялось в истории израильского народа как во время судей, так и во время царей, и позднее, во времена Маккавеев».
Ярким образом в объяснении того, что «Главным и решающим фактором» войн выступает Бог, является история противоборства Давида и Голиафа. Бог был на стороне Давида, а потому страшный, громадный и, как казалось, непобедимый Голиаф был повержен первым же ударом камня из пращи Давида. Некоторые скептики могут воспринимать эту историю как миф или легенду.
Для таких скептиков святитель приводит примеры из самой недавней истории. Прежде всего, Первом мировой войны. В разделе «Мировая война в свете Библии» мы читаем о противостоянии Германии и Франции: «Придворные круги Германии, вельможи, генералы, государственные деятели и официальные философы, и даже многие богословы и молодежь, были проникнуты духом того национального ницшеанства, которое кратко и ясно выражалось в таких лозунгах, как «Deutschland, Deutschland über alles» — («Германия, Германия превыше всего» - первые слова официального гимна, утвержденного 11 августа 1922 года - В.К.) и «Macht ist Recht» («Власть – это право» - слова из немецкой песни). А дух ницшеанства, будь то индивидуальный или национальный, означает войну. Следовательно, и боевым духом Германия была вооружена лучше всего остального мира. Кроме того, она по численности армии и вооружению намного превосходила противников, с которыми столкнулась в первую очередь. Так почему же она не победила их? Почему кайзеровская армия не вошла в Париж? Перед смертью генерал Фош раскрыл эту тайну. Он заявил, что Германия, несомненно, победила бы и захватила Париж, если бы только не допустила одну крупную тактическую ошибку, а именно – не «ослабила свой правый фланг, перебросив часть армии на левый». Это замедлило военную операцию Германии, дало время Англии и остальным и стало, по мнению знаменитого Фоша, решающим фактором в окончательном поражении германской армии. Действительно, у того, кого Бог хочет наказать, Он сначала отнимает разум, а затем вселяет в него страх. Заберет его разум, вселит в него страх - и таким образом приведет его в смятение и победит».
Кстати, четверть века спустя после описанной истории в противостоянии Германии и Франции картина была с точностью до наоборот. Началась Вторая мировая война. Гитлер активно осваивал территории Европы и подошел к границе Франции. На линии соприкосновения численность вооруженных сил Франции примерно в три раза превышала численность войск Третьего Рейха. Примерно такое же преимущество Франция имела по оружию. Однако Гитлер полностью оккупировал Францию за период с 10 мая по 22 июня 1940 года. Т.е. менее чем за полтора месяца. Такую войну стали называть «странной». Святитель Николай Сербский не комментировал эту странную войну, она происходила примерно десять лет спустя после написания книги «Война и Библия». Исход франко-германского противостояния на тот момент, согласно методологии святителя, определил тот самый «Третий фактор».
Выигрыш Германии в том противостоянии отнюдь не означает, что Третий Рейх был более благочестивым, чем Французская Республика. Святитель приводил примеры того, что любовь и забота о народе у Бога может проявляться в том, что война посылается для такого народа как «лекарство». И что иной проигрыш в войне может, в конечном счете, принести народу больше пользы. А иные победы могут быть во вред.
В главке «Грабеж на войне приводит к поражению» святитель пытается вразумить тех интеллектуалов, которые при анализе прошедших войн и подготовке к новым учитывают только «материальные факторы»: «Решающую роль на войне приписывают они машинам живым и мёртвым, т.е. солдату как живому материалу и военным орудиям. Всё это вместе, без различия, они называют одним словом: «материал». Материалисты во всём, они материалисты и в оценке войны. Их философия войны признаёт лишь материал и технику. Поэтому их оценка войны ничтожна, поэтому все их предвидения и предсказывания, касающиеся последних войн (живыми свидетелями коих являемся мы), все без исключения, были опровергнуты исходом этих войн».
Святитель прав. Он ведь был живым свидетелем целого ряда войн: англо-бурской (1899-1902), русско-японской (1904-1905), балканской войны (1912-1913), первой мировой (1914-1918), гражданской войны в Китае (1927-1949), гражданской войны в Испании (1936-1939), второй мировой войны (1939-1945). Часть указанных войн упомянуты в работе «Война и Библия». Те войны, которые начались после написания книги «Война и Библия» упоминались в других, более поздних работах святителя. И во всех случаях, он видел невидимое присутствие «Третьего фактора», который игнорировался материалистическими экспертами.
Святитель постоянно напоминал, что принятие во внимание «Третьего фактора» позволяет не только делать правильные выводы из уже прошедших войн, но также предвидеть грядущие войны и правильно к ним готовиться. Значительная часть книги святителя Николая Сербского посвящена предсказанию грядущей Второй мировой войны. Но об этом в следующий раз.