На фото: Представители духовенства молятся над гробом бывшего президента Джимми Картера во время его похорон в Вашингтонском национальном соборе в Вашингтоне, округ Колумбия, 9 января 2025 года.
Кончина бывшего президента США Джимми Картера в минувшее воскресенье в столетнем возрасте вызвала волну соболезнований от лидеров евангелистов по всем Штатам. Вспоминали не только его политическую карьеру, но и то, что это был политик, который по мнению многих американских протестантов твёрдо придерживавшийся христианских принципов в личной и общественной жизни как во время своего пребывания в Белом доме, так и после него. После ухода с поста в 1981 году Картер вернулся в свой родной город Плейнс, штат Джорджия, где преподавал в воскресной школе баптистской церкви «Маранафа» и продолжал заниматься этим до конца жизни.
(Оговоримся, что некоторые американские консерваторы не забывают о том, что Картер поддерживал ультралевые тенденции.
В интервью «Нью-Йорк Таймс» 9 сентября 1976 года Розалинн Картер комментируя проабортные заявления супруга отметила, что «Его позиция по этому вопросу не изменилась с тех пор, как он был губернатором Джорджии. Мистер Картер лично выступает против абортов, но не хочет, чтобы они были запрещены».
А в 1977 году администрация Картера стала первой президентской администрацией США, которая пригласила в Белый дом активистов за права содомитов, чтобы обсудить федеральную политику в отношении прекращения дискриминации при приёме на работу в федеральном правительстве по признаку сексуальной ориентации.)
Тем не менее, всё ещё действующий президент США Джо Байден назвал покойного бывшего президента Джимми Картера «верным слугой Бога и народа», когда он и другие участники церемонии прощания размышляли о его наследии:
«Джимми обладал глубокой христианской верой в Бога, о которой он говорил и писал в своей предвыборной программе: вера как основа того, на что надеешься, и свидетельство того, чего не видишь, вера, основанная на заповедях Писания». Он особо подчеркнул приверженность бывшего президента заповедям «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя. На протяжении всей своей жизни он показывал нам, что значит творить добро и быть хорошим и верным слугой Бога и народа, Он показал нам, что характер и вера начинаются с нас самих, а затем распространяются на других».
Государственные похороны бывшего президента США состоялись в четверг в Национальном соборе в Вашингтоне, округ Колумбия. На момент смерти Картер был старейшим из ныне живущих бывших президентов и самым долгоживущим бывшим президентом в истории США. Он также дольше всех в истории США был "пост-президентом" .
И вот на похоронах этого человека произошёл крайне неприятный инцидент. Триш Йервуд и её муж Гарт Брукс во время прощания с усопшим в Вашингтонском национальном соборе исполнили песню Джона Леннона «Imagine» .
Это уже не первое исполнение гимна атеизму на ВИП-похоронах. Тот же кантри-дуэт исполнял эту песню на похоронах бывшей первой леди Розалинн Картер в 2023 году The Daily Mail поспешила сообщить, что «Imagine» была одной из любимых у бывшего президента.
Джон Браун («The Christian Post») собрал мнения американских христиан, глубоко возмущённых исполнением этого, повторюсь, «гимна атеизму» и не где-нибудь, а на похоронах, и не где-нибудь, а в христианском соборе, и похоронах не кого-нибудь, а политика, воспринимающегося как христианина.
Епископ Роберт Бэррон (епархии Вайнона-Рочестер в Миннесоте) убеждён, что этот перформанс свидетельствует о «трусости американской церкви»: «Под высоким сводчатым потолком того, что я считаю всё ещё христианской церковью, они благоговейно нараспев произносили: «Представьте, что нет рая; это легко, если постараться», и «представьте, что нет страны; это нетрудно сделать. Не за что убивать или умирать, и никакой религии». Служители в рясах терпеливо сидели, пока пели гимн атеистическому гуманизму. Это было не только оскорблением памяти искренне верующего христианина, но и показателем бесхребетности слишком многих представителей официальной религии в нашей стране».
Пастор Бен Зорнес отметил иронию в том, что песня, отрицающая существование рая, исполняется непосредственно перед чтением молитвы «Отче наш»: «Подобное несоответствие происходит каждое воскресенье во многих церквях. Многие приближаются к Богу устами, но их сердца далеки от Него».
«ЧТО? Зачем кому-либо из христиан петь это на своих похоронах? Представлять, что на христианских похоронах нет ни рая, ни христианства, — это действительно мрачно», написала главный редактор Federalist Молли Хемингуэй.
Культуролог Пол Анлейтнер: «Это тонкий слой напускной глубины и надежды, покрывающий пустое и откровенно пугающее видение глобальной однородной монокультуры, которая утратила все различия и подлинное разнообразие, Это новая глобальная религия, которая поглотила все остальные религии и культуры и лжёт о том, что её своеобразная разновидность светского прогрессивизма на самом деле является религией с чёткой эсхатологией и предложенным планом спасения человечества».
Радиоведущий Эрик Эриксон: «То, что Джо Байден читает нам лекцию о том, каким сильным христианином был Джимми Картер, в то время как толпа поёт «Imagine» со словами «Представь, что рая нет / Это легко, если ты попытаешься», заставляет меня усомниться в правдивости этого утверждения».
Монах-доминиканец Патрик Мэри Бриско (Our Sunday Visitor): «Трагедия «Imagine» заключается не в стремлении к миру, а в отрицании Высшего Источника мира. Истинное единство и справедливость не могут быть достигнуты путём отрицания Бога; они обретаются в подчинении Ему. В моменты скорби человеческое сердце жаждет уверенности. Христианские похороны не просто утешают; они провозглашают. Он провозглашает, что смерть — это не конец, что грех побеждён и что Христос открыл врата рая».
Павел Вячеславович Тихомиров, помощник главного редактора «Руской Народной Лингии»
25. Ответ на 20, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
24. Ответ на 19, Павел Тихомиров:
Джон - эстетизация социальных протестов.Думаю, это относится не к битловскому периоду жизни Дж. Леннона - а к последнему, американскому.
В составе битлов Леннон - прежде всего музыкант. Как выходец из рабочих районов, он периодически акцентируется на работягах и богатых, но в основном либо самозабвенно и здОрово распевает про любовь, либо, позже, в песнях рассуждает о горестях и странностях жизни вообще.
А песни типа "Дайте миру шанс" или "Герой рабочего класса" - это уже в 70-х.
23. Ответ на 15, Сергей из НН:
Во-первых, возможности спастись не лишён никто из описываемых Вами миллиардов. Во-вторых, Ваша "утопия" по факту означает невозможность спасения для кого-либо вообще, просто ведёт к бессмысленности жизни как таковой.
У людей масса "поводов" для озлобления и взаимной ненависти и внутри одного и того же государства, и даже внутри одного и того же вероисповедания (в случае христианства - вопреки этому вероисповеданию). Эти поводы - страсти, грехи, эгоизм; и на то, чтоб представить "выключение" их в земной жизни, даже утопическая песня не замахивается...
1. Какая вообще связь между "Утопией" Мора и тем, о чем поется в песне Ленона?
2. Вера в посмертное бытие и в "спасение", как один из вариантов этого бытия - это всего лишь вера в одной из существующих религий. Как не было раньше, так нет и до сих пор никаких объективных, проверяемых доказательств, которые хоть как-то бы эту веру подтверждали. Увы. Если уж рассуждать трезво, то вероятнее всего после смерти всех нас ожидает то же самое, что у каждого из нас было до нашего рождения. То есть небытие. Для некоторых людей (как вы, например) такая мысль невыносима и они тешат себя верой в посмертное бытие. Другие же (например, как я) живут с этой мыслью совершенно спокойно. И это нормально. Собственно, в большинстве стран в настоящее время так оно и есть. Никто никому ничего не навязывает. В данном случае Ленон, скорее, отвергает то, что было в прежние времена в Европе, когда религиозные представления навязывались всему обществу, как единственно верные. И не хочет повторения этого.
3. По третьему пункту с Вами соглашусь. К сожалению, люди всегда найдут повод для взаимного озлобления и ненависти. И даже в пределах одного государства и одного народа возможны страшные конфликты - гражданские войны тому пример. Просто, межрелигиозные, межнациональные и межгосударственные розни - это на сегодняшний день основная причина взаимного уничтожения людей. И если эти факторы убрать, то дышать уже станет легче. Собственно, об это песня Ленона, как я ее понимаю. А вовсе не о том, чтобы всех сделать одинаковыми, а мир однообразным. Это и невозможно, к тому же.
22. Павел Тихомиров
21. Ответ на 13, Павел Тихомиров:
И если он приходят в храм, соблюдая минимум аскетический - не нарушают явно заповеди, соблюдают среду/пятницу, то зачем ещё устраивать вот этот ритуал "получения билетика на Причастие"?
Смысл?
(Сам знаю по опыту и своему, и чужому, что нередко тут начинается либо лицемерие, либо "изобретение таких микро-грешков, которые "всё равно простят", но сказать-то что-то нужно).
Это что: духовная работа?
Когда человек реально кается, то, несомненно, необходима исповедь помыслов.
Но много ли Вы знаете трезвых духовников, а не младостарцев.
Младостарцев - как якобы альтернативы бизнес-батюшкам.
И то, и другое - нездоровье духовное.
Вот потому и возникают такие вопросы.
Которые наши единоверцы, воспитанные на устаревшей уже в XIX веке "школьной схоластике", перекочевавшей в нашу жизнь из польских бурс эпохи Контрреформации, - гневно почитают в качестве модернизма/экуменизма.
При этом никто же не говорит, что исповедь не нужна.
Профанация не нужна.
«Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек (покается!!! – А. В.), и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно (без покаяния!!! – А. В.), тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11, 26-32).
Профанация, дорогой Вячеславич, не нужна именно вкушения Тела и Крови Спасителя!!!
Я частенько спрашиваю прихожан: "После Причастия многие ли из вас исцелились, хотя бы физически?" Ответ очевиден.
20. Ответ на 16, Сергей из НН:
Смысл?
(Сам знаю по опыту и своему, и чужому, что нередко тут начинается либо лицемерие, либо "изобретение таких микро-грешков, которые "всё равно простят", но сказать-то что-то нужно).
Это что: духовная работа? Павел, дорогой, но даже если человек причащался в прошлое воскресенье и через неделю опять приступает - разве он за эту неделю ни на кого не злился, не осуждал, не переборщил в чём-либо и вообще ,ему не за что себя укорить?
А если есть за что, но этим пренебречь перед Причастием один, второй раз и т.д. - то есть риск, что эти грехи просто перестанут замечаться и станут "фоном". Притом "механика" этого процесса будет не просто психологической, а именно духовной. Причастие Иуды - радикальный пример, но не зря нам дано о нём знать.
Полностью с Вами согласен.
Сегодня, например, на дому исповедовал и причащал одну старушку. На мой вопрос "Чем мы, христиане, причащаемся", она дала "исчерпывающий" ответ: "Маслом и св. водой". Человек многократно приступал к этим Таинствам!
О покаянии вообще молчу. Самое страшное - не видеть свои грехи. А на частном Суде Божием такое откроется...
19. Ответ на 17, Павел Тихомиров:
Тут нужно оговориться.
В молодости мы в своёй компании так определяли "битлов" -
Пол - мелодист не хуже Моцарта;
Джордж - типа "мистик"-лайт;
Ринго - простачок, дескать, каждый из нас может стать суперстаром;
наконец, Джон - эстетизация социальных протестов. Одним словом, "Лимонов".
18. Ответ на 16, Сергей из НН:
А если есть за что, но этим пренебречь перед Причастием один, второй раз и т.д. - то есть риск, что эти грехи просто перестанут замечаться и станут "фоном". Притом "механика" этого процесса будет не просто психологической, а именно духовной. Причастие Иуды - радикальный пример, но не зря нам дано о нём знать.
Согласен.
Просто в вопросе отношения к Таинству важно, чтобы в самой основе отношения было верное отношение.
Св. Дары - не орден за благочестие, а лекарство для исцеления страстей, рабами которых, увы, все мы являемся.
17. Ответ на 14, Сергей из НН:
"Мы с душою нынче врозь - пережиток, в общем!
Оторви ж её да брось - ножками потопчем".
Конечно, Сергей, именно горечь у СашБаша... А у заокеанского "Лимонова" как раз просто пошлая проповедь Нью-Эйдж.
16. Ответ на 13, Павел Тихомиров:
Смысл?
(Сам знаю по опыту и своему, и чужому, что нередко тут начинается либо лицемерие, либо "изобретение таких микро-грешков, которые "всё равно простят", но сказать-то что-то нужно).
Это что: духовная работа? Павел, дорогой, но даже если человек причащался в прошлое воскресенье и через неделю опять приступает - разве он за эту неделю ни на кого не злился, не осуждал, не переборщил в чём-либо и вообще ,ему не за что себя укорить?
А если есть за что, но этим пренебречь перед Причастием один, второй раз и т.д. - то есть риск, что эти грехи просто перестанут замечаться и станут "фоном". Притом "механика" этого процесса будет не просто психологической, а именно духовной. Причастие Иуды - радикальный пример, но не зря нам дано о нём знать.