«Думаю, не ошибусь, если замечу, что церковный праздник Покрова Пресвятой Богородицы в той или иной мере знаком у нас практически всем, если даже не из церковной жизни, то из живой плоти русской культуры — истории, географических названий, памятников архитектуры, знаменитых имен…» - пишет клирик Иваново-Вознесенской епархии, руководитель Епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ иеромонах Макарий (Маркиш) в статье «Покров небесного пути», опубликованной в газете «Известия».
«В христианском же сознании за этим словом обнаруживаются два четко различных значения: с одной стороны — материальный объект, чаще всего большой кусок ткани (чему сродни покрывало), а с другой — символ нематериальной доброй силы, которая несет людям связь с Божеством и защиту от воздействий зла, как это, например, звучит в замечательном стихотворении А.С.Хомякова, обращенного к России:
И станешь в славе ты чудесной
Превыше всех земных сынов,
Как этот синий свод небесный —
Прозрачный Вышнего покров!
Видеть ли здесь пророчество? Наивную мечту? Доброе пожелание? Время покажет.
Церковный же праздник Покрова Пресвятой Богородицы совершается 14 октября (1 октября по старому стилю).
Главная — внешняя — особенность праздника Покрова состоит в том, что чудесное событие, в нем прославляемое, произошло в Константинополе, а сам праздник возник, закрепился и полюбился людям на Руси. Когда было дело — точно неизвестно; одни полагают, что при императоре Льве Философе (IX – X века), другие — что существенно раньше того, в VII, VI или даже V веке, и у всех есть веские аргументы в пользу своих суждений.
У нас он стал известен не позднее XIII века; где именно — также неясно: называют Владимир, Киев и Новгород. В целом, как отмечают авторитетные источники, вопрос о происхождении данного праздника исчерпывающим образом не решен. Между тем у греков праздник Покрова Пресвятой Богородицы появился лишь в XIX веке.
Так что же — укорят нас критики — вся эта история не более чем "благочестивые сказания", в отличие от четких, ясных и многократно подтвержденных свидетельств Христова Евангелия?
Нельзя, однако, отрывать такие "сказания" от веры Церкви, исходя из неточности тех или иных исторических деталей.
Ведь духовное наследие Церкви — это не механизм, где можно заменять составные части, но организм, чьи элементы гармонично и неразрывно сочетаются друг с другом.
В чем же внутреннее содержание праздника Покрова Пресвятой Богородицы? Какое же чудесное событие древности запомнилось людям настолько, что через сотни лет, на другом конце континента, в Киевской Руси, оно стало основой столь важного и всеми любимого праздника?
В 910 году, во время богослужения высоко чтимый греками святой Андрей Юродивый вместе со своим учеником Епифанием увидел Пресвятую Богородицу в сопровождении Иоанна Крестителя и апостола Иоанна Богослова, молившихся за жителей города. Затем Она вошла в алтарь и простерла над молящимися покрывало со Своей головы — что мы и видим на праздничной иконе.
В то время шла одна из бесчисленных войн, которую империя вела с окружавшими ее народами. Константинополь был осажден врагом, но видение Пресвятой Богородицы воодушевило защитников города и принесло им решительную победу.
Снова дадим слово критикам: где же, дескать, тут гармоничное духовное наследие? Почему покров, всего лишь кусок ткани, должен быть предметом поклонения христиан? Почему прославляется военная победа, хотя война — дело не доброе, а злое? И почему, если уж на то пошло, этот покров оказался в руках у Богородицы, а не у Самого Христа?
Ответ на все три вопроса сводится к одному-единственному слову: Церковь. Христианская Церковь — это единство верующих с Богом, которое возникло путем Боговоплощения: Бог стал Человеком, Иисусом из Назарета, оставаясь при этом Богом. И человеческая Его природа дана Ему Богородицей Марией, которая тем самым породнила Его с каждым из тех людей, кто входил, входит и еще войдет в Его Святую Церковь.
Потому-то в наших богослужениях и в нашем религиозном сознании Дева Мария символически представляет всю земную Церковь, и потому-то именно Ее Покров символизирует единство и защиту верующих на земном пути к Небу.
Война — дело, бесспорно, злое, но далеко не единственное зло, которое нам предстоит победить на этом пути. Если кто-то в этом сомневается, пусть посмотрит на Крест Христа: было ли более злое дело в истории, чем страшная казнь Спасителя? Однако именно Крест остается для нас знаменем победы.
И, конечно же, никто не поклоняется "куску ткани". Но поскольку Покров, воодушевляя нас на пути к Небу, распростерт над нашей землей, он и сам имеет вид земного, материального предмета. Будем только помнить, что Покров — это не уютная крыша, под которой можно отсидеться во время житейских невзгод, это боевое знамя, под которым мы идем "против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной"», - заключил иеромонах Макарий.