Любая история начинается со слов, которые относят нас к какому-то конкретному временному отрезку. Не станет исключением и библейский сюжет: «Из чрева прежде утренней звезды Я родил Тебя» (Пс. 109, 3). Или вот ещё: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1). Эти два отрывка сообщают нам о двух наиважнейших фактах нашей богочеловеческой истории. Первый о предвечном рождении Бога Сына от Бога Отца, а второй о творении мира Богом. И между ними есть определенная связь, о ней мы с вами и поговорим.
Разумный Бог, своими далеко простирающимися мыслящими энергиями создает вне своей природы пространство, которое и становится местом творения. Мы знаем, как в природе появляется янтарь. Капли смолы деревьев, попавшие в воду, затвердевают и становятся камнем. Эту аналогию можно провести и по отношению к творчеству Бога. Его слова, попавшие в спроецированное мыслящее пространство, обретают характерные черты материи. «Слово Моё, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис. 55, 11). Вот как объяснял это Иоанн Дамаскин: «Тварный мир существует вне Бога, не по месту, но по природе, но логосами (словами-мыслями) засеяно все пространство тварного мира. Таким образом, Бог сразу и «вне» и «внутри». Мир творится согласно логосам, но не сами логосы становятся тварными существами».
И, тем не менее, не совсем ясно, по какой причине Бог принял решение творить мир? Этот вопрос является одним из самых важных и сложнейших в богословии, а некоторыми считается даже неразрешимым. Попробуем ответить на него. Глупо считать, что творение мира было простой случайностью. Должно существовать разумное объяснение его появлению. Для начала определимся, что толкнуло Бога на творческий потенциал? Читаем у Максима Исповедника: «Бог Вседовольный произвел твари из небытия в бытие не потому, чтобы в чём-то имел нужду, но чтоб они, соответственно приемлемости своей, причащаясь Его блаженства, наслаждались, Сам же Он веселился о делах Своих, видя их веселящимися».
Получается, что мир был создан от избытка Божьей радости и любви. Любовь, как одна из энергий Божества простерлась дальше его естества и именно она определила границы пространства будущего творения. Но энергия не может быть отделена от Бога навсегда и безвозвратно. Она обязательно должна быть возвращенной, то есть зацикленной: от Бога к Богу. И вот тут мы с вами коснемся второй причины творения – создания подобного Богу существа – человека. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27).
Именно человек стал той границей, касаясь которой энергия любви возвращается обратно к своему Источнику. Мы своего рода Божие отражение (зеркало), Его проекция в вечности. «Мы познаем Бога нашего по Его энергиям, – пишет святой Василий Великий, – но не говорим, что можем приблизиться к Его сущности. Ибо, хотя Его энергии доходят до нас, Его сущность остается неприступною... Энергии Бога не есть нечто существующие отдельно от него, не дар Бога людям. Нет, это Сам Бог в Его действовании и в Его явленности миру... Все творение – одна гигантская неопалимая купина, пронизанная, но неуничтожаемая невыразимым и чудесным огнем божественных энергий».
Итак, мы живем одновременно в двух мирах – тварном, материальном – реальность которого удостоверяется нашими органами чувств, и другом, духовном, неявленном нам видимо, но, тем не менее, также реально существующем. Бог, изначально осознавал несовершенство созданного Им человека, и потому берет на Себя ответственность за его будущее спасение, даже ценой Своей собственной жизни. Поэтому будет правильнее сказать, что первый человек был создан по образу Христа, чье воплощение изначально было вписано в ДНК человечества. Так что Библия не погрешает, называя нас «сынами и дочерями Божьими». Нам незнаком такой тип взаимоотношений, аналогов ему в этом мире не существует. Блаженный Феофилакт Болгарский так выразил эту парадоксальность: «Слово, оставаясь тем, чем Оно было (Богом), стало тем, чем Оно не было (человеком)».
Рождество Христово, которое мы сегодня празднуем, обозначило конечную точку назначения Божественной энергии любви. Бог позволил своему творению существовать отдельно от Себя, наделив его правами свободы и разумного выбора, но не это главное. А главное в том, что Бог полностью соединяется со Своим творением в акте Воплощения, и таким образом, лично указывает Собой, и через Себя путь к достижению совершенства для своей несовершенной копии.
Будем же помнить о той великой любви, которую наш Создатель испытывает к нам, и о той жертве, которую Он принес за нас в этом мире, и тогда новость о Его рождении на Земле действительно станет для нас настоящим праздником исполнения Божиих обетов и надежд. С Рождеством Христовым!
Роман Викторович Овчаренко, кандидат богословия, магистр истории